Правовое регулирование – это осуществляемое государством целенаправленное воздействие права на общественные отношения с помощью системы правовых (юридических) средств.
Правовое регулирование является разновидностью социального регулирования, которое осуществляется всеми социальными нормами (обычаи, моральными, корпоративными).
Любое социальное регулирование бывает двух видов – нормативное и индивидуальное.
Индивидуальное регулирование заключается в том, что регулятивное воздействие осуществляется в каждом отдельном случае и относится к конкретному субъекту.
Нормативное регулирование осуществляется путем выработки нормы – правила поведения общего характера, распространяющегося на не ограниченный круг лиц и случаев.
Правовое регулирование включает в себя и индивидуальное и нормативное регулирование. Они осуществляются в строгой последовательности: регулирование начинается с издание норм права, т.е. вначале осуществляется нормативное регулирование затем индивидуальное.
В зависимости от наличия /отсутствия у субъектов общественных отношений возможности определять конкретный вариант своего поведения:
- Централизованное (императивное) правовое регулирование - отсутствие у субъекта такой возможности. Наибольшее распространение такой вид правового регулирования получил в публичном праве.
- Децентрализованное (диспозитивное) правовое регулирование - общественные отношения предоставляют субъекту возможность самостоятельно конкретизировать своё поведение.
Правовое регулирование может быть:
- Односторонне властным – вертикальным. Приговор суда или закон это односторонне властное вертикальное правовое регулирование.
- Договорным, автономным. В международном праве международный договор является главным источником права, а не нормативно-правовой акт. Субъекты международного права (суверенные государства) должны между собой договариваться. Здесь превалирует договорное горизонтальное регулирование.
С точки зрения территориальных пределов можно выделить несколько уровней, видов правового регулирования. В России это федеральное правовое регулирование, правовое регулирование на уровне субъектов РФ, на уровне местного самоуправления и локальное.
Способы правового регулирования. Выделяют два метода – способа правового регулирования: императивный и диспозитивный.
Гражданско-правовой это диспозитивный метод правового регулирования.
А в административном праве – это административно-правовой императивный способ правового регулирования.
Кроме этого выделяют такие способы: дозволение (дозволительный способ), правовой запрет, ограничение, обязывание, поощрение – основные способы правового регулирования. Например уполномочивающие нормы связаны с таким способом, как дозволение.
Правовое регулирование подразделяется на виды в зависимости от способа взаимосвязи субъектов:
- Автономное правовое регулирование - при таком правовом регулировании прямо не затрагиваются интересы других лиц, и не требуется их волеизъявление (к примеру, правомерное поведение лица). Роль государства заключается в установлении масштаба свободы.
- Координационное (договорное) индивидуальное правовое регулирование - участники правоотношений определяют варианты своего поведения путём заключения договора.
- Субординационное индивидуальное правовое регулирование - имеет место в процессе правоприменительной деятельности, при таком регулировании один из субъектов обладает властью.
Механизм правового регулирования (далее МПР) – система юридических средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование.
К элементам, составным частям МПР относятся:
1) Нормы права – выступают как предписание и как образцы, модели поведения в правовых отношениях. Нормы права – это исходная база правового регулирования, т.к. в них указывается, что дозволено и что разрешено, каковы обязанности и запреты.
2) Юридические факты – предусмотренные нормами права жизненные ситуации, факты реальной жизни, влекущие юридические последствия: возникновение, изменение и прекращение правоотношений.
3) Правоотношения – возникающая на основании нормы права общественная связь, участники которой приобретают субъективные права и юридические обязанности. Правоотношения выступают как средство перевода общих моделей поведения, заложенных в нормах права, в конкретизированные и индивидуализированные акты поведения субъектов права.
4) Акты реализации права – это действия субъектов права, участников правовых отношений по воплощению в жизнь предписаний норм права.
5) Охранительный правоприменительный акт (употребляется в случае правонарушения).
Своеобразными, нематериальными элементами МПР являются правосознание и режим законности.
1) Правосознание – представление субъектов о действующем или желаемом праве и поведении людей в сфере правового регулирования.
2) Законность – требования неукоснительного реализации правовых предписаний всеми субъектами права.