109,6K подписчиков

В одной избе жили по 30 человек. Узнала историю этой семьи

504 прочитали

Недавно мне попалась фотографии самой огромной семьи, которую я видела. Так бы даже и не подумала, что это семья, решила бы, что это просто собрались жители одной небольшой деревни (на севере, к примеру, нередкими случаями были поселения всего на три дома).

Оказалось, это однодворцы, патриархальная семья крестьянина Василия Макарова из села Клёповка. 1913 год. Воронежская губерния.

Прошло ровно 110 лет с даты съемки этого кадра. Удивительно, но мне удалось узнать кое-что о нем.

Историю этой семьи рассказала Анна Краева, правнучка Василия Макарова по материнской линии. Она ее слышала от своей бабушки.

Однодворцы, патриархальная семья крестьянина Василия Макарова из села Клёповка. 1913 год. Воронежская губерния.
Однодворцы, патриархальная семья крестьянина Василия Макарова из села Клёповка. 1913 год. Воронежская губерния.
Однодворцы, изначально — сословие военизированных землевладельцев, живших на окраинах государства и попутно охранявших их. В 1866 году сословие однодворцев было формально упразднено, хотя вплоть до начала XX века они сохраняли свои порядки и обычаи, строго придерживаясь не смешения с другими сословиями.


Итак, по словам женщины, которая является потомком этих людей, на фото семья Макаровых, сам хозяин с женой, женатые и неженатые сыновья, невестки, внуки, всего 32 человека, а остальные – городская родня, приехавшая на праздник.

Слева, в первом ряду, женщина и ребенок. Они приезжие. Деревенские женщины без головных уборов еще не ходили. Все остальные женщины и девушки исключительно в головных уборах. Незамужние в платках, а венчанные в кичках и шлычках – шапочках, к которым пришивали присборенный платок и завязывали на затылке тесемками.

На ногах у них – праздничные чуники, вместо чулок – вязаные гетры. У мужчин надеты рубахи из домотканой льняной материи. Поверх одежды видны кресты, их в то время принято было носить по несколько штук. Позже, когда начались гонения на церковь и священнослужителей, люди стали прятать и иконы, и кресты.

Анна Васильевна рассказала что, на фотографии есть ее дед Алексей Васильевич и бабушка Пелагея Ивановна Макаровы. Дед – третий во втором ряду слева, а бабушка – четвертая в первом ряду слева, с грудным ребенком на руках.

Тут я их приблизила, Пелагея внизу четвертая слева, муж стоит за ней.
Тут я их приблизила, Пелагея внизу четвертая слева, муж стоит за ней.

Пелагея вышла замуж в 16 лет, Алексею было 20. У них родилось 10 детей. В младенчестве умерли пятеро, в том числе и девочка Аня, которую мать держит на руках.

Выжили Дарья, Ефросинья, Василий и Мария, мать рассказчицы. Василий потом погиб в Oтечественную войну. Все дети жили с родителями. Мальчики вырастали, женились и приводили в дом невесток. А девчат выдавали замуж, обеспечив приданым.

Чем жили эти люди


Размещались все в большой избе, сделанной из бревен, не мазаной ни снаружи, ни внутри, крытой соломой. Комната была одна. Грудные дети спали в люльках, подвешенных к потолку, а ребятишки постарше – на печи. Там стелили дерюжки и тулупы. А взрослые на полатях, которые стояли в два, а то и в три яруса.

Макаровы сами сеяли лен, обрабатывали, пряли и ткали холсты, потом отбеливали и рубелем гладили, шили одежду и т.д. В общем, по-видимому, выполняли по возможности полный цикл работ, необходимых для жизни.

Макаровы жили дружно, в праздники устраивали игры, пели песни, мужчины играли на балалайках. Все плохое, по словам Краевой, началось в 30-х годах, когда организовывали колхозы, громили церкви. Дед в колхоз не пошел, остался единоличником. Со двора у них увели корову и лошадь со всей сбруей. Пришлось ему вступить в колхоз позже. До старости Алексей и Пелагея прожили в родной избе. А после их смерти в середине 60-х годов ее разобрали на бревна.

Источник рассказа тут.