Недавно мне попалась фотографии самой огромной семьи, которую я видела. Так бы даже и не подумала, что это семья, решила бы, что это просто собрались жители одной небольшой деревни (на севере, к примеру, нередкими случаями были поселения всего на три дома).
Оказалось, это однодворцы, патриархальная семья крестьянина Василия Макарова из села Клёповка. 1913 год. Воронежская губерния.
Прошло ровно 110 лет с даты съемки этого кадра. Удивительно, но мне удалось узнать кое-что о нем.
Историю этой семьи рассказала Анна Краева, правнучка Василия Макарова по материнской линии. Она ее слышала от своей бабушки.
Однодворцы, изначально — сословие военизированных землевладельцев, живших на окраинах государства и попутно охранявших их. В 1866 году сословие однодворцев было формально упразднено, хотя вплоть до начала XX века они сохраняли свои порядки и обычаи, строго придерживаясь не смешения с другими сословиями.
Итак, по словам женщины, которая является потомком этих людей, на фото семья Макаровых, сам хозяин с женой, женатые и неженатые сыновья, невестки, внуки, всего 32 человека, а остальные – городская родня, приехавшая на праздник.
Слева, в первом ряду, женщина и ребенок. Они приезжие. Деревенские женщины без головных уборов еще не ходили. Все остальные женщины и девушки исключительно в головных уборах. Незамужние в платках, а венчанные в кичках и шлычках – шапочках, к которым пришивали присборенный платок и завязывали на затылке тесемками.
На ногах у них – праздничные чуники, вместо чулок – вязаные гетры. У мужчин надеты рубахи из домотканой льняной материи. Поверх одежды видны кресты, их в то время принято было носить по несколько штук. Позже, когда начались гонения на церковь и священнослужителей, люди стали прятать и иконы, и кресты.
Анна Васильевна рассказала что, на фотографии есть ее дед Алексей Васильевич и бабушка Пелагея Ивановна Макаровы. Дед – третий во втором ряду слева, а бабушка – четвертая в первом ряду слева, с грудным ребенком на руках.
Пелагея вышла замуж в 16 лет, Алексею было 20. У них родилось 10 детей. В младенчестве умерли пятеро, в том числе и девочка Аня, которую мать держит на руках.
Выжили Дарья, Ефросинья, Василий и Мария, мать рассказчицы. Василий потом погиб в Oтечественную войну. Все дети жили с родителями. Мальчики вырастали, женились и приводили в дом невесток. А девчат выдавали замуж, обеспечив приданым.
Чем жили эти люди
Размещались все в большой избе, сделанной из бревен, не мазаной ни снаружи, ни внутри, крытой соломой. Комната была одна. Грудные дети спали в люльках, подвешенных к потолку, а ребятишки постарше – на печи. Там стелили дерюжки и тулупы. А взрослые на полатях, которые стояли в два, а то и в три яруса.
Макаровы сами сеяли лен, обрабатывали, пряли и ткали холсты, потом отбеливали и рубелем гладили, шили одежду и т.д. В общем, по-видимому, выполняли по возможности полный цикл работ, необходимых для жизни.
Макаровы жили дружно, в праздники устраивали игры, пели песни, мужчины играли на балалайках. Все плохое, по словам Краевой, началось в 30-х годах, когда организовывали колхозы, громили церкви. Дед в колхоз не пошел, остался единоличником. Со двора у них увели корову и лошадь со всей сбруей. Пришлось ему вступить в колхоз позже. До старости Алексей и Пелагея прожили в родной избе. А после их смерти в середине 60-х годов ее разобрали на бревна.