Найти тему
Трижды старшина.

Как я внедрялся в рыночную экономику.

Начало цикла тут https://dzen.ru/a/ZdqiEm6jwDrtZVs-

Цыганский романс. Часть первая.

Иллюстрация из интернета.
Иллюстрация из интернета.

Ещё одним неотъемлемым атрибутом рынка были цыгане, обладающие уникальной способностью сочетать рыночные отношения с обыкновенным базаром. В нашем городе в то время сами себя они разделяли на «русских» и «мусульман». Из собственного опыта сделал такие выводы: «русские» носили фамилии Москалёвы, Васильевы, Поповы и т.д.; «мусульмане» довольствовались одной на всех фамилией Оглы (не путать с подобной приставкой-отчеством у азербайджанцев).

Как было заметно, к исламу (и вообще любой иной религии ни те, ни другие отношения не имели, по факту используя смешение исламской и православной символик вперемешку с язычеством). Но рассказ не о религии, потому развивать тему не стану, это мои собственные наблюдения. Также заметил и внешнее различие – «русские» цыганки в основной массе были субтильными мелкими особами, а «мусульманские», наоборот, упитанными и рослыми. При этом и те, и другие отличались одинаковой крикливостью в манере общения, носили многочисленные блескучие украшения типа серёжек-цепочек-колечек, однотипные «наряды», включая несколько одетых одна на другую широких разноцветных юбок.

Иллюстрация из интернета.
Иллюстрация из интернета.

Последнее имело и практический смысл – масса «карманов» и складок одежды позволяла быстро прятать (и извлекать) как добытое непосильным трудом у доверчивых граждан ценное имущество, так и продаваемые нелегально товары. Тут ещё следует отметить типично цыганский феномен – по их законам женщины обязаны содержать мужчин. Глава семьи вправе пьянствовать, предаваться любому греху и блуду, но жена должна хранить супружескую верность, растить и содержать детей и самого мужа.

При этом мужчину не волнует способ, как женщина добывает средства. В то время эти два клана (группы? диаспоры?) занимались и разными видами деятельности. «Русские» - гаданием, а точнее – мошенничеством под этим предлогом. И «работали» они на территории, прилегающей к рынку.

Оглы обосновались непосредственно на самом рынке и занимались продажей «настоящей» косметики, дамских часиков-браслетов, бижутерии и многого другого, что входило в группу дефицитных товаров. В общем, банальная спекуляция. Как позднее выяснилось, почти весь исключительно «польско-французский» товар доставлялся из славного города Одессы, откуда к нам приезжала на гастроли часть того же клана Оглы.

Когда я вступил в новую должность, цыгане уже привыкли к полному отсутствию контроля за их деятельностью, считая рынок своей вотчиной. Поступала масса жалоб на их действия и поведение. Все заявления делились на три группы – претензии на некачественный товар ( к Оглы), заявления о присвоении денег (золотых украшений) – к «русским», на хамство и оскорбления – к обоим кланам.

Со всем этим приходилось разбираться. Я не лелеял надежд одержать победу над этим племенем (во всём мире ещё никто не нашёл способа кардинально решить проблемы, создаваемые цыганами). Да и советское законодательство (впрочем, нынешнее ничуть не лучше) не давало эффективных рычагов воздействия на эту категорию. В уголовном плане процесс доказывания той же спекуляции (ст.154 УК РСФСР) состоял из двух обязательных частей – требовалось доказать скупку товара и его перепродажу по завышенной цене.

На поверхности была видна только продажа. А попробуйте отыскать и задокументировать канал скупки. В общем, статья в отношении цыган не работала. Тоже самое и в административном плане. Любой мат-перемат (чем «грешна» любая цыганка) формально образовывал состав мелкого хулиганства, но то же гуманное законодательство запрещало подвергать административному аресту ряд категорий, в которую входили и женщины, имеющие несовершеннолетних детей. Ни для кого не секрет, что цыганки уже лет с 12 начинают воспроизводить потомство, а годам к 30 большинство имеет возможность нацепить на блузку полную подборку тогдашних орденов «Мать-героиня» (в современной трактовке – Мать героинА).

Работу с кланами начал с того, что стал выдёргивать отдельных, наиболее колоритных цыганок в пикет, благо поводов для этого они давали достаточно. Даже сама процедура доставки оказалась непростой – пытаешься увести одну, тут же собирается орущая стая. Но зато и удобно – если одну удачно довёл до кабинета, остальные мчатся следом, и далее остаётся только менять их местами, вызывая очередную из коридора.

Уже через месяц накопил внушительное количество носителей самых причудливых имён, кличек, но с одной общей фамилией Оглы. Многих сфотографировал, сформировав картотеку. До поры до времени всё общение проходило хоть и напряжённо, но без особых эксцессов.

Однако в один летний день, часов в 3 пополудни по внутренней громкой связи рынка прозвучал вызов наряду милиции на массовую драку. Я по рации вызвал прикреплённый ко мне автопатруль и сам побежал на улицу. Народу много, толчея, но по звукам, среди которых преобладал оглушительный цыганский ор, место нашёл без труда. Прорываюсь сквозь плотную толпу зевак и цыганок и вижу, как заметно пьяный пожилой цыган с окладистой седой бородой (ну прямо типичный Будулай из известного фильма) с горящими глазами размахивает кривым здоровенным кинжалом типа турецкого ятагана (и где он вообще такой ножик раздобыл) и что-то угрожающе вопит на смеси русско-цыганского.

Иллюстрация из интернета.
Иллюстрация из интернета.

Вникать в суть конфликта времени не было – огромная масса людей, крики-вопли, мат-перемат и тут агрессивный "Будулай" с ножом. Его нужно было нейтрализовать, а потом уже разбираться. Бросился к нему, сцепились. Нож выбил, заломил цыгану руку, уронил его на асфальт. Тут же на меня со всех сторон посыпались удары разъярённых цыганок. Сбили фуражку, сорвали погон, чем-то оцарапали щёку. Но цыгана держу. Длилось это пару минут, и тут очень вовремя на помощь подоспел экипаж автопатруля. Передал цыгана им, осталось найти нож.

Но тот как сквозь землю провалился. Было понятно, что растворился этот нож где-то в складках юбок одной из многочисленных цыганок. Разбор полётов закончился не в мою пользу – в активе только пьяный "Будулай" БЕЗ ножа, куча свидетелей (но ни одного конкретного показания). Из всей собранной информации выяснилось, что "Будулай" в тот день весело проводил время, закончились деньги и он зарулил на рынок пополнить финансы за счёт соплеменниц. Там повздорил со случайным прохожим, и пытался обеспечить преимущество в споре своим "ятаганом". Нож исчез, а без него нет и состава уголовно наказуемого хулиганства.

Оставалось оформить цыгана по административке. Так на фамилию «Оглы» у меня появился личный мотивчик для «аллергии».

Продолжение по ссылке