Приветствую вас мои дорогие читатели. Сегодня поговорим об одном из самых моих любимых произведений у немецкого писателя Эриха Марии Ремарка – «На Западном фронте без перемен».
Так уж сложилось, что в 2020 году немецкий режиссер Эдвард Бергер преступно замахнулся снять фильм по великому произведению, не обладая при этом мозгами или действуя по чьему-то заказу. В 2022 году лента вышла на большие экраны. До этого момента я ничего не слышал об этом киношном мастере, поэтому решил дать ему шанс. Просмотр для меня оказался очень мучительным, но я обладаю таким скверным качеством, что даже если мне что-то не нравится, то все равно довожу начатое дело до конца. Если хотите почитать мои мысли, касающиеся фильма, то переходите по этой ссылке.
После такого вот неудачного опыта просмотра кино мне снова захотелось перечитать бессмертный роман Э.М. Ремарка уже в пятый раз, и я не заставил себя долго ждать.
Как мы знаем, немецкий писатель, вдохновленный патриотическими чувствами, изливаемыми их пропагандистами, отправился на фронт за чинами, наградами и национальными признаниями, а получил едкий осадок прямо в сердце, с которым он так и не смог справиться за всю свою оставшуюся жизнь. Именно из-за этого произведения Э.М. Ремарка лишили гражданства, и именно из-за него начались преследования в отношении писателя. Уж если кому и было дано право писать о тех событиях, то точно ему.
В 1928 году произведение было опубликовано в газетном варианте, а в 1929 году оно впервые вышло отдельной книгой. Всего через 4 года к власти придут фашисты, и будет дан зеленый свет к тому, чтобы окончательно избавиться от всех произведений немецкого писателя на территории Германии.
Сразу оговорюсь, что если вы знакомились с романом Э.М. Ремарка для того, чтобы почерпнуть каких-то истин, касающихся войны, то я бы вам настоятельно рекомендовал почитать Л.Н. Толстого, его «Севастопольские рассказы» (представляет из себя цикл в трех рассказах). У меня есть даже статья на эти труды, переходите по ссылке.
На мой субъективный взгляд Л.Н. Толстой описал эту тематику сильнее и глубже. Именно по этой причине читать его надо первым. Поймите мою позицию, там, где европеец пытается сгладить углы, юлить, старается не обидеть политиков, диктаторов, усидеть на двух стульях, чего стоит предисловие Э.М. Ремарка:
Эта книга не обвинение и не исповедь. Просто попытка рассказать о поколении, загубленном войной, хотя оно и избежало ее снарядов.
- хотя этот человек еще как натерпелся от войны, и уж он понимал, что пишет не только по причине потерянного поколения. В самой книге проскальзывают нотки желания главного героя вернуться с войны, дожить до конца и бороться с преступными решениями политиков, обличая их деяния. И вот там, где европеец будет хитрить, русский человек говорит открыто, прямо, сердечно о том, кто виновен и что служит причиной всему ужасу. Читайте сначала Л.Н. Толстого, тем более что написано максимально простым языком, его рассказы входят в программу для «средней школы», а уже потом Э.М. Ремарка, тогда вы вынесете намного больше после прочтения, т.к. сможете еще и сравнить работы писателей.
Почему-то многие русские люди любят слишком сильно превозносить зарубежных деятелей культуры: писателей, музыкантов, режиссеров, актеров, художников, певцов, - хотя свои соотечественники делали в разы мощнее. Когда началась война с Украиной, многие вспомнили Э.М. Ремарка и побежали скупать его книги, но почему-то никто не вспомнил бессмертного гиганта мысли нашего горячо любимого Льва Николаевича Толстого.
Роман немецкого писателя показывает читателю всю глупость и бесполезность такого явления, как война, а также все сопутствующие явления, происходящие параллельно войне: лживые пропагандисты, отсиживающиеся в тепленьких городах и промывающие молодым ребятам мозги; равнодушные санитары и врачи, которые помогают исключительно за что-то (сигареты, сигары, хлеб, колбасу, выпивку, новенькие сапоги); кровожадные профессора от медицины, которые используют раненных, как подопытных кроликов, зарабатывая на них очередные научные звания и делая молодых парней калеками на всю жизнь; жадные кашевары полевой кухни, которые удавятся, но не дадут бойцам лишнюю порцию; повсеместное солдафонство с пристрастием и «любовью» в армейских частях; тыловые и штабные приспособленцы, которые уже капитаны, майоры, а на фронте еще ни разу не были; кайзеры, «шмайзеры», политики, которым нет дела до миллионных смертей молодых ребят и т.д.
Если вы считаете, что война – это героизм, патриотизм, то как бы не так, и Э.М. Ремарк дает понять это. Повествование ведется в произведении от лица группы молодых ребят, которым промыли мозги, и они пошли геройствовать, но первый же разорвавшийся снаряд объяснил, что делать на фронте нечего.
На войне практически всегда не хватает еды, а даже когда ее много, командир полевой кухни всегда постарается дать меньше порцию, можно подумать, что эти «поваренки» лично свои запасы отдают. В головах солдат никогда не будет мыслей броситься на огневую точку и стремительно подавить ее, это не «супергеройские» фильмы, здесь ребята рассуждают, сидя на сортире кружком:
Как здорово, что Кеммериху прострелили насквозь бедро, он теперь возможно поедет домой.
Вот в этом и кроется весь немецкий патриотизм той войны, про который скорее всего кричали из каждого тапка в Германии. Любой новобранец мечтает получить ранение средней тяжести, которое позволит откреститься от этих ужасных, нечеловеческий выяснений отношений между двумя государствами. Бойцы спят и видят, как отправляются домой, ну или хотя бы в казарму, где не будет каждодневных бомбежек и смертей товарищей.
Среди мобилизованных процветает мародерство, каждый из немецких солдат что-то да снимает с убитых французов, ворует у врага еду из его окопов. Кеммерих, например, обзавелся превосходными английскими сапогами из «мягкой желтой кожи на шнуровке», которые ему теперь не нужны, т.к. он потерял ногу…
Читая произведение, понимаешь, что в описываемых событиях, действиях нет никакого геройства, мужества, доблести и чести. Повсеместное желание убежать с фронта любыми способами, мародерство, постоянная нехватка провианта, жадные повара, злые командиры, инстинктивное желание жить, жить не ради империи и идеологии, смерть-подруга, вывороченные кишки, трупы, сотни трупов – вот, что такое война.
Перед тем как попасть на фронт молодые ребята проходят подготовку. Героям произведения не повезло их дрессирует унтер-офицер Химмельштос, отпетый живодер, которому противны настоящие человеческие чувства. В его голове вместо мозга строевой устав, и он гордится этим, мучая всех до упаду. Но при этом сам, когда попадает на фронт и участвует в контратаке, начинает отсиживаться в блиндаже, корча из себя раненого, а молодые ребята, умирая пачками, толком не познав искусство войны, несутся вперед. В тылу этот Химмельштос был герой, закон, власть, чин, а в окопах обделался, как младенец. И таких чаще всего половина везде, особенно в высшем командном составе, военнослужащих СССР в счет не берем. Этакие кабинетные вояки-генералы, любящие стучать каблучками по паркету. Примером такого командира выступает майор – тыловая крыса, которого Пауль встречает в отпуске, после затяжных боев на фронте. Этот «командос» «вздрюкивает» главного героя за то, что тот не отдал приветствие и разговаривает не по уставу. Этакий петух, который стал майором, но скорее всего ни разу не был на фронте. Штабной «хмырек», который умеет только стучать грозно сапожками, да хорошо освоился в уставных понятиях, и от того уже дослужился до майорчика-павлина. Ответов этому гусю мало, и поэтому он заставляет отмаршировать перед ним фронтовика, какая мерзость. Но эта мерзость есть в любой стране, всегда тыловые патриоты-офицеры, которые патрона не выстрелили во врага за свое отечество, всегда будут жить в 1000 раз лучше, потому что такова эта несправедливая жизнь людей.
Очень мощно берется Э.М. Ремарк за различных мотиваторов, идеологов, которые подбивают молодых ребят идти на войну, сами при этом отсиживаясь где угодно, лишь бы дальше от фронта. Немецкий писатель настолько точно и полно их описывает, что каждый сможет без труда провести параллели с реальной жизнью.
Одним из таких персонажей в романе выступает Канторек, который выпускает свои душещипательные тирады, как из пулемета, добиваясь того, чтобы весь класс пошел в военкомат. И этот «молодчик» добился своего, как это и бывает в жизни.
Эрих Мария говорит, что у этаких червяков все приемы, такие, как душераздирающие патриотические слезы, заготовлены заранее:
У этих наставников волнение обычно наготове, что называется, в жилетном кармане, да и раздают они его поурочно. Правда, тогда мы об этом еще не задумывались.
И вот эта жаба-Канторек строчит впоследствии письма на фронт ребятам, которых ему удалось промывкой мозгов отправить в жерло войны. Он цинично пишет из тепленькой своей норки, находясь в городе:
Вы железная молодежь!
Таким же бредом занимался и Гитлер, крича с трибуны:
Вы наше славное будущее Германии!
А это будущее сотнями трупов лежало уже где-то в полях России. Вот вам и железо, и сталь, и медь. Чем только не назовут, лишь бы загнать тебя на фронт.
Вместо того, чтобы помочь детям обрести уверенность в жизни, в будущем, поставить их твердо ногами на землю, развеять романтизм и идеализм, их наоборот накачивают сильнее и сильнее, чтобы война показалась легким фарсом. Армейский письмоносец стал иметь над ребятами больше власти, чем родители, а любовь к стране выразилась в отказе от своей личности.
Любая армия объяснит вам, что чистить пуговицы важнее, чем учить формулы по физике, разбираться в уравнениях ОВР по химии.
Персонажам Ремарка пропаганда объяснила, что изучать Шопенгауэра не надо, что решающую роль в войне играет не сила духа, а сапожная щетка, что первым делом не мысль, а система, что важна не свобода, а солдафонская муштра. У Пауля Боймера, главного героя, и его друзей был командир, который мучал их издевательскими приказами и от этого получал настоящий экстаз. Тоже самое и сейчас происходит во всех военизированных вузах. Знаю, о чем говорю, есть знакомые. Даже там, где не должно быть никаких проявлений армейщины, ее все равно завозят. Конечно не так агрессивно она проявляется, как в книге, но зачем она нужна там, где ей быть противопоказано.
Также очень показательно Ремарк описывает офицеров Германии из специальных учебных центров, которые лишний раз боятся открыть рот и которые с остервенением выполняют свою работу, чтобы не накликать на себя беду и не быть отправленными в пекло. Таких же дельцов полно и у нас в России, которые трясутся за свои пожитки и готовы любого затолкать куда угодно, только чтобы не трогали их, чтобы остаться на своем пригретом местечке глубоко в тылу, а умирать пускай молодняк идет. Этакие приспособленцы-шапкозакидатели-патриоты)
Никто не говорит, что наша молодежь не любит Родину и является какой-то не такой, но если послушать бумажных патриотов-экспертов с первого и второго канала, то можно понять, что для них патриот – это послушная марионетка, которой что скажут, то она и выполнит. «И если завтра прикажут на смерть, то беги впереди всех». Ну, задайте пример тогда, почему вы отсиживаетесь в просторных телевизионных студиях, а молодым ребятам надо идти на амбразуру.
Все эти басни про империализм, про силу, величие, мощь в своем корне несут обычным людям только муки, страдания, тяжести и смерть. Тот, кто был сказочно богатым, и сейчас продолжает богатеть, мы это всей страной прекрасно видим, но обычный обыватель не в состоянии уже себе даже однокомнатную квартиру приобрести с машиной, и поэтому ему придется жить с мамой, папой, бабушкой и дедом. Это не плохо, но и ничего хорошего в этом нет, особенно, если молодой человек уже построил семью и завел детей.
За всю историю существования России русский человек еще ни разу не был обласкан своим государством. Для власти да, были времена темные, были времена сладкие и благодатные до отрыжки, это, как правило, для тех, кто у кормушки, но рядовой гражданин чаще всего всегда маялся и мучился. И самое главное, что меня всегда волновало, какой смысл что-то захватывать, где-то расширять границы влияния, если нет последовательности и преемственности в политике. Все равно ведь придет тот, кто все распродаст с потрохами, как это сделал тот же Ельцин. К чему тогда жертвы? В свое время, еще во времена Российской империи, воевали за Крым. Захватили его, стал наш, полегли там наши солдаты. Героически обороняли во времена Великой Отечественной войны, сдали его, потом все равно вернули. С этим Крымом Россию связывает большая история. Ну и что? Пришел алкаш с бандитами к власти (и по сей день власть их «бригады» сохраняется), которому абсолютно по боку была Россия, ее история, народ, а дороже всего была водка «Столичная». Отдал Украине этот делец Крым, выбирая между стаканом и Крымским полуостровом, потом вот вернули в 2014 году и отхватили за это пачкой санкции. И все спрашивается на кой ляд эти телодвижения, вся эта суета, если кругом во власти потенциальные предатели, которых заманят на очередную горку зеленых. Будете рассказывать, что на этот раз все будет навсегда и по-серьезному? Да нет, не будет. Слишком велико влияние денег на человека. Я лично не верю, что сохранится эта последовательность в политике, она растает, как лед. И то, что сегодня будет отстраиваться на государственные деньги: Донецк, Луганск, Херсон, Мариуполь и др., - уже завтра может опять вернуться со словами: «Да, зачем мы вообще туда лезли. Да плюс ко всему что-то мой бизнес кошмарят в Европе из-за этих территорий. Богатеть не дают». А сколько прекрасных русских ребят уже отдали за это жизни, они могли бы растить своих детей… Политики, которые чаще отдыхают за границей, чем у себя на Родине, политики, которые одной ногой тут, другой уже там, политики, у которых вся семья находится за рубежом, политики, у которых большая часть активов, недвижимости, машин находится за рубежом, расписанные на мам, пап, дядюшек и тетушек, политики, у которых все дети давно тусуются за границей, не собираются строить в России светлое будущее! Они рассказывают сказки про единство до тех пор, пока им удается здесь неплохо так зарабатывать, что некоторым миллиардерам и за рубежом не снилось, но в критический момент они молниеносно сгинут за бугорок, вы и понять ничего не успеете, а эти дельцы уже переквалифицируются в самых ярых врагов России. Нувориш, он и в Африке нувориш. Лучшее, что вы можете сделать в такой ситуации – это позаботиться о себе сами, а не ждать какой-либо помощи, просто потратите время. Ну и соответственно, если вы становитесь настолько самостоятельными и независимыми, то и обязательств у вас никаких нет перед государством. Можете действовать зеркально. Мне всегда было непонятно, как так можно, заявлять сначала о том, что «вы давайте там сами как-нибудь, мы вам ничего не должны, то, что мы у трубы сидим, говорит лишь о том, что мы такие прекрасные», а потом взывать в человеке к самым высоким его чувствам. Можете спорить со мной в комментариях, если будет конструктивно, то соглашусь.
Если говорить о Первой мировой войне, то я вообще не понимаю, зачем Россия впряглась за французов. Император на смерть людей отправлял, там сгинули миллионы наших крепких мужиков. Но тут, как говорится, нужно вспомнить мои слова про обласканность обыкновенных граждан властью. Мы, как всегда, просто ресурс в определенных желаниях главы государства. Вместо того, чтобы подумать о семьях, о людях, у нас думаю о французах и пользе, которую вынесут придворные ребята. Те же «загнивающие американцы», все никак не сгниют, поступают всегда иначе. Эти ребята помогают техникой, провизией, оружием, давая все это в кредиты с последующим возвратом в виде денег, и не посылают своих янки на фронт. Наши же, куда только русского мужика не отправляют, впрягая его в любые заварушки, где надо и не надо. После всех событий, если этот мужик живым вернется, то ему крест повесят на грудь, и на этом все, вся благодарность.
Вернемся к роману… Самые понимающие из немцев оказались бедняки, которые поняли, что Первая мировая война ничего хорошего не принесет, как и любая война кстати. Богачи Германии ехидно потирали руки, потому что понимали, что есть пространство для маневра, есть где разгуляться и поднавариться деньгами. Самыми глупыми были родители, которые, не желая видеть в строю трусов своего сына, отдавали его на убой, ну и конечно же сами ребята, еще совсем не разобравшиеся в жизни, не окрепшие головой, шли сломя голову на войну, чтобы стать национальными героями, суперменами, великими спасителями. Ремарк видел эту проблему отупения в образовании, именно так он и говорит словами Катчинского:
Виновато образование, от него-де глупеют.
Ну, а у нас сейчас, разве не этим ли занимаются министерство образования и культуры? Учителей завалили бумажной работой, они не учат, а закрывают бюрократические требования системы. Детям дали придурковатые и имбецильные ГИА, ОГЭ, ЕГЭ, где ты просто натаскиваешь себя, как собаку, на решение тестов. В кино снимается полный бред, потому что у нас все не могут определиться – снимать антисоветчину или все же брать героев Великой Отечественной войны и показывать их.
В итоге мы достигли квинтэссенции, когда нам надо выпячивать самобичевание и устраивать феерии на постном масле, мы показываем антисоветчину, поливая грязью все и всех, когда надо паразитировать, то выдергиваем, как морковки, героев войны и труда, показываем их в лучших традициях компьютерных шутеров и кричим, громко кричим: «Смотрите, умирать за Родину – это правильно. Пахать 24 на 7 за гроши – это правильно». И скромно умалчиваем про то, что именно та кровожадная Родина взрастила этих героев, одела, обула, накормила, заботливо воспитала, образумила, сняла ярмо помещика. Идет полная деградация. Людей откровенно оболванивают и смеются над ними.
Возвращаясь к пропагандистам Германии, Э.М. Ремарк подытоживает тем, что говорит:
Таких Кантореков тысячи, и все они считают, что делают великое дело для общего блага на своем тихом, спокойном рубеже.
Я и сам таких знаю, которые опрокидывая стопари с водкой под шашлычок, недавно вернувшись с Мальдив, рассказывают громкие патриотичные тирады про СВО. Представляю, как бы смеялись над этим люди, находящиеся в данный момент в окопах, а может и не смеялись бы…
Ремарка удивляет, что все эти школьные учителя, промывающие детям мозги, должны наоборот быть проводниками в мир, в будущее, а не заманивать зайчиков на очередную бойню словами:
Ну вот сейчас, еще чуть-чуть, и потом точно у всех достаток и благополучие.
Примерами таких людей выступают: Захар Прилепин (он вообще является писателем, и должен просвещать, а не военизировать людей), Маргарита Симоньян, Владимир Соловьев и др. Это мое мнение, можете оспорить в комментариях. Я всегда готов к обсуждению.
Нам, восемнадцатилетним, они бы должны были стать посредниками, проводниками во взрослый мир, мир труда, долга, культуры и прогресса, в будущее. С идеей авторитета, носителями которой они были, связывались в нашем представлении глубокая проницательность и гуманные взгляды.
И как это и не странно, первый же убитый, первый ураганный огонь разнесли в пух и прах эти пряничные стены из громких тирад «во славу царя», пыль слетела, и молодые ребята поняли, что они просто добровольно отправились в ад.
Они еще писали и произносили речи, а мы видели лазареты и умирающих.
То, как передает Э.М. Ремарк отчаяние и изуродованность человека войной, гениально. Его повествование очень мощное, пробивающее, такое ощущение, что он пытается каждой строчкой вколотить гвоздь:
Под кожей более не пульсирует жизнь, ее вытеснило на грань тела, изнутри пробивается смерть, глаза уже в ее власти. Даже голос его звучит словно пепел.
Как вы знаете, я обожаю различные интересные сравнения в книгах, и Э.М. Ремарк не стал исключением из правил, как он классно показывает ужас, возникающий у ребят, от увиденного умирающего тела Кеммериха:
У меня вдруг мелькает мысль, что эти ногти, как зловещие подземные растения, будут расти еще долго после того, как Кеммерих перестанет дышать. Так и вижу перед собой картину: ногти закручиваются штопором, растут и растут, а с ними растут волосы на распадающемся черепе, словно трава на доброй почве…
Такие приемы угнетают читателя и погружают его в пучину мрака, где война катком проходится по людям.
Показательно то, что у ребят нет больше сочувствия к Кеммериху, война есть война, и потому Мюллера больше волнуют сапоги уходящего в мир иной друга, а не он сам.
Действующие лица романа уничтожены как морально, так и физически, и даже если им посчастливится вернуться домой, то они будут не героями, а искалеченными живыми трупами, у которых если и была прежняя, счастливая жизнь, то она кончена.
Э.М. Ремарк говорит, что молодые ребята не успели даже пустить корни, война их смыла и понесла. Они даже не успели закрепиться и твердо встать ногами. Словно сель, бегущая по склону, снесла неокрепшие деревья.
Все, что дало им поле битвы – это огрубление сердечное и жестокость, а значит и смысла никакого найти на фронте невозможно. Ребята утратили любые формы взаимодействия людей и познания мира, их стали интересовать только факты. Они понимают, что после всех событий не смогут нормально социализироваться, взрослые мужчины уйдут с головой в профессию, а молодым птенцам делать нечего, они будут пожирать себя воспоминаниями изнутри. Война наложила на них ужасный отпечаток, который не смыть.
И вот Э.М. Ремарк, как и Л.Н. Толстой, предлагает на бойню выводить министров и генералов, пускай берут дубины и лупят друг друга по жопе, кто выиграет, та страна и победила, а то к патриотизму призывают они, а как воевать, то только из кабинетов.
Помимо ужасов войны Э.М. Ремарк затрагивает не менее важные темы, такие как: братство солдат, солдафонство, чинопочитание и др.
Злоупотребление властью он видит в том, что человек в своем нутре – это обыкновенное животное, в котором лишь немного порядочности, а все остальное это инстинкты и тупоголовое извращение любых добрых чувств. Сколько не корми собаку овощами, а она все равно смотрит на мясо. Каким бы не был солдат хорошим, если он получит чрезмерную власть, а ее на фронте много, то он непременно начнет ею злоупотреблять, довольствуясь своим мнимым превосходством, потому что в любой момент его могут также скинуть в низ, и уже он попадет под раздачу, как и все.
Момент с пострадавшими лошадьми на войне для меня самый трагичный, потому что природа не заслуживает участвовать в наших муравьиных разборках. Э.М. Ремарк правильно говорит:
Посылать животных на войну – великая подлость.
Природа в тысячу раз умнее, потому что она движется по строгим законам эволюции, каждая особь убивает другую лишь в том количестве, чтобы прокормиться. Человек же может изничтожать себе подобных сколько угодно, упиваясь превосходством. Человеческое сознание – это штуковина, которая выбивается из минимальной достаточности природы и эволюции, и потому, обезьяна частенько глупит. Пока совершаются на земле войны и убийства, человек ничтожен в своем существовании, и все его открытия сводятся к нулю, потому что служат злу.
Единственным лучиком света на этой войне мелькает солдатская дружба, которая зародилась еще в образовательном учреждении, а на фронте закалилась до предела, что уже ничем ее не разорвать. Каждый из ребят готов пожертвовать своей жизнь ради собрата по несчастью. Эпизод, когда Кач и Пауль готовят гуся в сарае ночью – это, пожалуй, самый добрый и чистый момент всей книги. Встреча Боймера с родными в отпуске не производит такого результата, даже сам герой об этом говорит. А вот единение с другом в сарае среди бесконечных разрывов от вражеского артиллерийского огня – это больше, чем любовь к девушке, больше, чем любовь к матери. Пауль так и говорит:
В полусне я вижу, как Кач поднимает и опускает ложку, я люблю его, люблю его плечи, его угловатую, склоненную фигуру – и одновременно вижу за его спиной леса и звезды.
Когда ребята лопают гуся, каждый норовит подсунуть собрату лучший кусок, каждый думает только о своем товарище, вот оно настоящее братство по оружию, горе скрепляет их раз и навсегда. Эту дружбу они никогда не разрушат, эту дружбу они унесут с собой в могилу.
Раньше, когда я был помоложе, мне всегда казалось, что к войне можно подготовиться, можно натренироваться до такой степени, что и вражеская пуля не сможет взять, но я понял, что это во мне говорили просмотренные «супергеройские» фильмы. На деле же на линии фронта повелевает мистер его величество случай. Тебе либо повезет не умереть от первого же выпущенного снаряда, либо ты будешь разбросан в радиусе одного километра на тысячи маленьких частей.
Когда подлетает снаряд, я могу только пригнуться, и все; куда он саданет, я в точности знать не могу, как не могу и повлиять на это. Именно власть случая и делает нас безразличными. Случайно я остаюсь в живых и так же случайно могу погибнуть.
Чистой воды рулетка, твои навыки боя – это 10% всех боевых действий.
Забавно еще читать про то, как своевременно подвозят партии гробов перед штурмом, чтобы в дальнейшем в них хоронить, а вот как еду своевременно привозить и в большом количестве, так тут логистика начинает хреново работать. Любая система пыхтит, как паровоз, если двигается своим кровожадным преступным умыслом, и всегда медленно, если дело касается того, чтобы отблагодарить своих граждан.
Всех немцев перед штурмом очень сильно напаивают шнапсом, чтобы солдаты были более податливые и не боялись смотреть четко в глаза смерти. Насколько я знаю, афганцы вообще принимали наркотики перед атакой русских солдат во времена Афганской войны (1979-1989).
Очень мне нравится, как в этом романе немецкий писатель показывает феномен, который происходит в солдате во время боевых действий. Человек мог быть на гражданке добрым и отзывчивым гражданином общества, но война пробуждает в каждом звериные чувства, без которых просто не выжить, война делает из людей животных.
Грохот гранат впрыскивает силу в наши руки и ноги; пригнувшись, словно кошки, мы бежим, захлестнутые волной, которая несет нас, наполняет жестокостью, делает разбойниками с большой дороги, убийцами, даже, если угодно, демонами. Окажись среди атакующих твой отец, ты без колебаний швырнул бы гранату ему навстречу!
После каждой схватки сердце не может успокоиться, из обыкновенного человека солдат превращается в автомат, который будет стрелять до тех пор, пока все патроны не израсходуются. Либо убьет он, либо пуля сразит его. Эта маниакальная сила не жалеет психику. И даже если ты найдешь укрытие в схватке, при отступлении добежишь до резервных окопов – это ничего не значит, не значит то, что тебе можно остаться и отдышаться. Неведомая сила опять тащит тебя в сражение, безумие нарастает, кровь кипит и давит в висках.
И как бы я не был согласен с Э.М. Ремарком, в середине произведения он допускает такую логическую глупость, что так и хочется разочароваться в нем. Немецкий писатель, рассуждая о воспоминаниях и желаниях юности Пауля обранивает такую фразу:
Картины тишины (леса, тополя, журчащие ручейки) пробуждают растерянную меланхолию. Здесь же, в окопах, мы это воспоминание утратили. Оно сильно, и тоска у нас тоже сильная… но до него не добраться, мы знаем. Оно столь же несбыточно, как и надежда стать генералом.
Мне не понятно, как человек, прошедший такие мучения, видевший трупы, искореженные и изуродованные тела, понимающий, что в этот самый момент кто-то преспокойно сидит и посасывает кофе с молоком и сливками, еще тоскует о том, что он не станет генералом, что это несбыточно. Мне кажется, что это кощунство примешивать сюда это тупое материальное желание получить звание генерала. Ну, получишь ты его, а дальше что? Начнешь также посылать 18-ти летних ребят на смерть, чтобы на этот раз снаряды рвались в их сердцах, пока ты будешь гордиться своим чином и пить шнапс, сидя в кожаном кресле, ведь генералы с лоснящимися погонами не сидят в канавах и окопах? Что за глупость…
Во многих своих произведениях Э.М. Ремарк упоминает о «потерянном поколении». Именно в этом романе он дает определение этому понятию.
Сегодня мы будем бродить в ландшафте своей юности как чужие. Реальность сожгла нас, мы знаем отличия как торговцы и необходимости – как мясники. В нас больше нет беспечности, мы до ужаса равнодушны. Пусть даже мы очутимся там, но будем ли жить? Мы одиноки, словно дети, и умудрены опытом, словно старики, мы черствы, печальны и ребячливы, - я думаю, мы потеряны.
Как не возвращайся в юность, а ничего уже не получится. Утратилась сама связь с теми вещами, с которыми герои произведения были сцеплены в один механизм. Движения парней порождали изменения в окружении, вращали узлы. Сейчас же война выкинула одну из цепей, место пустоты заменилось новой составляющей, все шевелится, но уже без тебя, и потому не приносит былых чувств.
Более детально современной экранизации коснусь в другой статье, здесь же что хочется сказать, если в фильме происходят сплошные стрелялки с автоматами, винтовками, огнеметами, танками, то у Э.М. Ремарка в книге – это:
Атака, контратака, удар, контрудар – слова, но что за ними стоит! Мы теряем множество людей.
Немецкий писатель дает понять, что тут не веселье и героизм, а сотни смертей, и это катастрофа для всех народов участников, а не жидкие идеи империализма с темно-зеленым оттенком. Поэтому, когда по телевизору «эксперты» начинают размышлять на тему того, что сейчас как мобилизуемся, да как пойдем в атаку, подумайте, что за этим последует. Кто-то просто буркнул что-то в эфире, а многие поколения перестанут существовать…
Ураганный огонь, заградительный огонь, огневая завеса, мины, газ, танки, пулеметы, ручные гранаты – слова, слова, но в них заключен всемирный кошмар.
Заметьте идет описание без конкретики, потому что не для красивого словца писалось.
Отдельно хочется отметить отношение немецких солдат к оккупированным девушкам француженкам – они видят в них существ, при помощи которых можно удовлетворить свои плотские желания. Все эти похабные шуточки и льстивые, подмигивающие комплименты… У меня, конечно, взгляд на это совершенно другой, но я заметил, что у многих европейцев такое отношение к дамам, в свое время я поколесил по Европе, поэтому ребята бегут быстро-быстро за едой и ею подкупают девушек, считая это нормальным. Если бы они были благодетелями и джентльменами, то они бы дали буханку просто так, но ребята дают ее за секс, а это уже совсем другое. В этом кроется разница менталитетов или я не так воспитан что ли. В моей голове, если ты хочешь помочь девушкам едой, а по ним было понятно, что их больше интересует еда, т.к. они повторяют «хлеб хорошо», то просто отдай продукты и дело с концом. У немецких же ребят на это другое понимание: помоги, но возьми за это сексом. Многие скажут, что это «бедные маленькие мальчики, у них бурлят гормоны, они толком ничего не понимают, но всем этим рассуждениям в противовес говорит один из смельчаков-ловеласов Леер:
-Вполне стоило буханки хлеба!
Забавно еще, когда Пауль расходится гневом на то, что француженка ему не рада, т.к. он отправляется в отпуск, а не на фронт, Пауль так и говорит:
Ну и пошла она к черту со своим шумом и болтовней. Веришь в чудеса, а в конечном счете все сводится к буханкам хлеба.
У немцев какое-то исковерканное понимание любви. Так и хочется сказать, а чего ты хотел болван? Не так давно ты улюлюкал со своими корешами, подшучивал, похабно сыпал комплиментами, находясь в воде. Потом, еле сдерживаясь, побежал с колбасой, хлебом и своим голым причиндалом ночью в одних сапогах на приключения и геройства. Ты бежал туда из-за желания удовлетворить свои плотские вожделения, и вдруг про волшебство, чудо и высокие материи заговорил. Ты купил этот секс за буханку хлеба у француженки, поэтому и отношение к тебе, как к животному.
Находясь в отпуске, Пауль приезжает в свой родной дом и не может социализироваться. Война наложила отпечаток, который не дает окунуться в прежнюю жизнь. Говорить главному герою с мамой об ужасах войны сложно, т.к. старушка больна, и нечего ее заставлять нервничать красочными рассказами. Да и что жаловаться? Что сделано, то сделано.
Пауль хочет больше никогда не возвращаться к своей форме, отец же желает показать своего сына друзьям, как новогоднюю елку, вот оно непонимание между фронтовиком и гражданским. Этот водораздел возникает всякий раз, когда солдата просят рассказать о войне. В вооруженном конфликте нет ничего крутого, это всегда стыд и печаль за все человечество, что позволило допустить такое.
Пока одним хочется бравировать, у других в сердце котлован, который уже ничем не засыпаешь. Отец Пауля хочет услышать все рассказы сына и с самыми красочными подробностями, Пауль же не может этого говорить, потому что боится, что слова обрастут мясом и заимеют такую резкость и вес, что так просто не получится потом успокоиться. Можно наговорить на арест или тюрьму.
Отец желает услышать рассказы о ближнем бое, а Пауль мечтает поговорить о тополях, ручейках, шелесте травы, и потому он просто уходит.
Учитель немецкого, директор фирмы и другие постояльцы бара охотно наливают Паулю и требуют побед на фронте. Над желанием солдат вернуться домой они все в голос смеются и говорят:
Да, да, но сначала француза разбейте.
Немцы лучше нас в том, что у них есть уважение к своему солдату, люди понимали, чем были обязаны молодому пацану. Поэтому ему дали сигару и наливают пиво. В России же вспомните молодых искалеченных ребят после Афганистана и чеченских компаний. Всем было глубоко нап… на этих людей, которых туда закидывали насильно, без вопросов. Частенько они просили милостыню, кто без руки, кто без ноги, и даже самому государству было на них все равно. Русский русскому вот так пиво не ставил. Черствость сердец и душ. Недаром Шекспир сказал: «Жестокий мир, жестокие люди».
Но в то же время все эти «проставы» пивом и сигарами – это своего рода тот самый материальный подход Европы, который кроется абсолютно во всех вещах: за секс ребята платят хлебом и колбасой; пиво и сигареты дают за то, что солдат тянет лямку на фронте, - но также от этого самого бойца с большим остервенением требуют, чтобы он продвигался на фронте, «ведь тебе за это пиво поставили и сигареты дали, будь добр воевать», а то, что это против твоей воли – плевать, «я дал тебе пиво». Поэтому эти «благодарные граждане» требуют захвата Бельгии, захвата угольных районов Франции и освоения больших территорий России, насильственного изгнания русских с их земель.
Я не берусь говорить, что хорошо, что плохо. Политика России мне тоже никогда не нравилась: как неслыханные победы, так это всем народом впрягаться заставляют, а как пожинать плоды добытых ресурсов, так это только исключительной горсткой людей, которые в своих теремках отсиживались. Фактически это две крайности людей, т.к. они любят в них впадать. В их случае – я заплачу тебе 100 баксов, но выжму из тебя все, в нашем варианте – ты просто пыль, обыкновенный раб, при помощи которого я извлеку прибыль и достаток.
На этом примере хорошо видно, что человек не живет по правилам золотой середины, и так происходит везде. В России к солдату наплевательское отношение, как к разнорабочему, потому что он должен тем, что тут родился, будь добр обслуживать интересы сверху, ты обязан всем. В той же Германии, судя по книге, вот тебе пиво, колбаса, селедка, хлеб, сигары – жри, пей, а теперь иди и сдохни, потому что за тебя заплатили, тебе все выдали, все сделали, поэтому будь добр драться и драться не просто, а как мы и требуем от тебя – с остервенением, ведь мы «забашляли», а «башляем» мы не просто так. Ты наша выгодная инвестиция.
И самое забавное, что и там, и там нет выбора. Они, возможно, оба не хотят воевать, но это не обсуждается.
Пауль Боймер пытается донести до гражданских псевдопатриотов, что просто так радоваться на скамейке, дышать свежим воздухом, а не кислым от разложения тел, есть уже великое дело и счастье, но его никто не понимает, все соглашаются наполовину, а другая часть занята материальными терзаниями и разговорами о величии Германии и прочей фигне, за которую будут умирать молодые ребята в возрасте от 18 до 23 лет.
Когда герой приезжает домой в отпуск, он хочет проникнуться своей комнатой в родительском доме, хочет вернуть юношеские веселые образы, хочет, чтобы они подхватили его и понесли потоком подальше от войны, но этого не происходит. Воспоминаниям нет дела до нового Пауля. Пауля, у которого в сердце разорвался снаряд. Пауля, который убивал других людей, и которого самого чуть не убили.
Я не могу вернуться, я изгой; как ни прошу, как ни напрягаюсь, ничто даже не шевельнется, я безучастно и печально сижу, точно приговоренный, а прошлое отворачивается.
Уезжая обратно на фронт, Паулю до того тягостно, что он понимает: нечего было приезжать.
Я был солдатом, а теперь я лишь боль о себе, о матери, обо всем, что так безотрадно и бесконечно.
Так произошло из-за того, что, когда ты находишься на фронте, ты интегрирован в процесс, ты часть системы, кружишься со всеми в воронке, дома же приходит осмысление, ты видишь жизнь без войны, и тебе становится плохо.
Еще у меня негодование вызвало описание пленных русских солдат. Сразу какая-то неприязнь проскакивает к Ремарку. Сколько раз я читал художественную советскую литературу, никогда не видел таких сравнений по отношению к немцам. Немецкий писатель сравнивает русского пленного с заросшей собакой, которая попрошайничает еду и жрет помои из мусорных баков. Не вы ли довели этих самых пленных до такого состояния, что им приходится цепляться за жизнь, побираясь в ваших помойках. Можно подумать, что пленный немец, оставшись один на один с голодом, аристократично созерцал бы небо и солнце. А пинки со стороны немецких солдат – это вообще дикость, варварство и людоедство. Именно к этим чувствам взывал Гитлер, и именно на этот клич он получил поддерживающие кивки головой. И какое же тупорылое оправдание этим пинкам приводит Ремарк:
Подчас, как раз, когда они очень уж жалкие, закипаешь злостью, вот и даешь пинка. Только бы они не смотрели так.
Вот оно лицемерие немецкого солдата, «мне так его жалко, что пну ка я его под дых». Экая такая «особенная любовь» и «прекрасное чувство сострадания». Все больше убеждаюсь, что с восприятием человеческих чувств там что-то не так в Германии.
Удержание куска колбасы перед глазами пленного русского, чтобы он сходил с ума и отдавал все свои ценные вещи, это очередной показатель жестокости немцев. В 1941 их душа развернулась в полный размер.
И самое забавное, что после этой войны они потом плакали, что с ними несправедливо обошлись, вытеснив с мировых экономических рынков. А были ли вы справедливы к окружающим, чтобы требовать этого по отношению к себе?
Смотря на пленных русских, Пауль рассуждает о преступном приказе, который сталкивает народы головами и делает из них врагов.
Где-то за столом несколько человек, которых ни один из нас знать не знает, подписывает некий документ, и на годы наша главная цель – то, что весь мир обыкновенно считает презренным и заслуживающим наивысшей кары.
Мне кажется, что человек на то и имеет голову на плечах и разум, чтобы быть выше этих преступных приказов. Только тогда, когда все люди научатся не вестись на эти бредовые указания сверху, они обретут спокойствие и перестанут воевать. Пока для вас приказ Вильгельма 2 что-то значит, пока лживый сластолюбец имеет вес в вашей голове, мира вы не получите. Раз за разом он будет бросать все новые и новые поколения на амбразуру грудью.
Когда кайзер едет к Паулю на фронт, солдатам выдают новую форму и начинают муштровать маршировкой, уборкой и прочими вещами, чтобы умаслить кайзера, но это только злит солдат, которые прошли огонь, окопы, воду и медные трубы. То же самое любят и у нас в России, все эти большие шишки, которые на деле представляют из себя пиявок на теле огромной страны. Все эти чинопочитания, лизоблюдства нижестоящих офицеров перед вышестоящими смешны и глупы. Помню, как в начале войны с Украиной солдат на первой линии заставляли брить усы, бороды, потому что некрасиво и не по уставу, такое ощущение, что на тот момент не было других проблем. Очередной важный дядя решил показать, что он локальный царек. В итоге, этот мелкий вопрос до того разгорелся, что уже В.В. Путин решал его. Смех да и только. Солдаты каждый день между жизнью и смертью, а приезжает тот, у кого вострит между ног. Он насмотрелся фильмов или просто сложил дебильные представления об армии и мнит из себя А.В. Суворова, не меньше.
И вот кайзер прибывает, и оказывается, что это совершенно обычный человек, такой же, как и все остальные, и именно он один из тех зачинщиков сего ужасного действа.
После приезда кайзера между выжившими товарищами вспыхивает занимательный разговор о том, что войну не начинает одна страна против другой, гора во Франции не может оскорбить гору в Германии, один народ не может оскорбить другой, т.к. солдаты не чувствуют себя оскорбленными перед другими солдатами. Немцы хотят домой к своим семьям. Герои приходят к выводу, что воюют государства между собой. Государство и Родина – это разные вещи, у которых нет ничего общего. Государство – это те, кто здесь и сейчас находится у руля и сосет ресурсы страны, обогащая себя и своих близких и стягивая ярмо на шее миллионов граждан, и таким же ярмом стягивая и саму природу страны. Вот именно эти ребята из своих бункеров и принимают решения о начале войны.
И уже потом вся эта государственная машина в виде армии, полиции, собираемых налогов, чиновников, миллионеров, миллиардеров, правительства, пропагандистов пытается объяснить всем остальным гражданам, что им эта война необходима, что именно их вчера, граждан, оскорбили на политической арене, а они такие великодушные согласились руководить и вести в бой, чтобы отомстить. А тех, кому не получается объяснить, тех просто гонят силой. Ребята приходят к выводу, что кайзеру война необходима, чтобы увековечиться в истории и ресурсов еще больше заиметь, чтобы совсем распухнуть. Но и тут проскальзывает лицемерное заявление от героев Ремарка:
Хорошо, что война на территории Франции, посмотрите, как земля их изрыта воронками.
Лицемерно работает мозг.
Кульминацией всех размышлений, национальных чувств, патриотизма, о котором симофорит и немецкий кайзер солдатам, выступает то, что все вещи, выданные для парада, отбираются и выдается старая рвань. Вот все, что нужно знать, о справедливости, долге и патриотизме кайзера.
Заколотый Паулем француз в воронке, первый осознанно убитый от руки, а не бездушно пристреленный из винтовки или распрощавшийся с жизнью из-за кинутой гранаты, дает понять главному герою, что воюют обычные граждане. Перед ним лежит такой же человек, у которого есть семья, дети, друзья, родители, который также хочет вернуться домой, который также, как и немцы, мучительно умирает и боится смерти.
Убивая француза, Паулю грустно и невыносимо, но тут включается опять его материальная хитрость слабой душонки. Главный герой дает обет, что если вернется, то будет отсылать немного денег жене и дочке погибшего француза, при этом глубоко внутри себя не веря этому заверению. Больше делая это для того, чтобы вдруг, как по волшебству, выбраться, пережить войну, чтобы вселенная к нему смилостивилась, а там посмотрим, может и не надо отсылать, а то вдруг и у него денег мало будет)))
Этакий обыкновенный расчет перемешанный с искренней душой, которая трепещет от страха.
- Я выполню все, что обещал… - хотя и знаю, этого не будет.
Католический госпиталь показывает всю подноготную войны, о которой, как правило, ни один пропагандист не скажет. Там лежат солдаты с совершенно разными увечьями. Пауль прогуливается по госпиталю и ужасается масштабам последствий. А еще в этом госпитале ужасает лицемерие немецких врачей. Один профессор ставит на солдатах с плоскостопием опыты, надеясь, что он сможет сделать открытие и заработать очередное медицинское звание, правда вот после этого ребята начинают косолапить на всю жизнь, превращаясь из здоровых с плоскостопием в инвалидов. Другие же врачи стараются побыстрее выписать больных солдат, поставить штамп годности и отправить их опять на фронт.
Настает черед солдата с деревянной ногой, капитан медицинской службы опять свое: «Годен к строевой».
- А тот, - Кач повышает голос, - ему в ответ: «Деревянная нога у меня уже есть, но коли я сейчас пойду на фронт и мне отстрелят голову, я закажу себе деревянную башку и стану врачом санслужбы!
Каждый солдат хоть раз попадает в лапы одному из этих несчастных «поборников героизма», норовящих в своем списке как можно больше годных для тыловых работ и годных к гарнизонной службе перевести в разряд годных к строевой службе в военное время.
Чем ближе к концу романа, чем ближе поражение Германии, тем все меньше Ремарк заморачивается в придумывании способа убить своих героев. Да и правильно. Какой в этом смысл? Ведь книга совсем не про боевик и красивую войнушку, не про то, что показал Эдвард Бергер в своей современной экранизации. Герои мрут с такой скоростью в конце, словно их всех зарядили в пулеметную ленту и нажали на гашетку. В тех масштабах, в которых умирали немцы, это мелкая песчинка. Параллельно этому в газетах скромно упоминается: «На Западном фронте без перемен».
Я думаю, что Ремарк убивает своих героев, потому что для них нет впереди светлого будущего, для них все кончено, война их сначала очерствила, а потом расстреляла. Тот, кто был в преисподней, оттуда не возвращается.
Самое страшное, что пока люди верят идеологам, пропагандистам, пока некоторые готовы отправиться на войну за деньги и подзаработать, войны будут продолжаться, как бы мы все этого не хотели. Потому что для тех, кто их закатывает, это всего лишь еще один из тысячи других всевозможных махинаций и способов, которыми можно подзаработать, освоить новые рынки сбыта, новые точки планеты с ресурсами.
Закончить я хотел бы цитатой Э.М. Ремарка, если я этого не сделаю, то себе не прощу. Это, пожалуй, то основное, что можно вынести из всего, и что никак ни на что не влияет, потому что ты один можешь это понимать и быть «против», но миллионы других под любыми предлогами «за».
Я молод, мне двадцать лет, но в жизни мне знакомы лишь отчаяние, смерть, страх и сплетение нелепейшей бездумности с бездной страдания. Я вижу, что народы сталкивают друг с другом, и они молча, в неведении, безрассудно, покорно, безвинно убивают друг друга. Я вижу, что величайшие умы на свете изобретают оружие и слова, чтобы сделать это еще рафинированнее и длительнее. И вместе со мной это видят мои сверстники здесь и там, во всем мире, вместе со мной это переживает все мое поколение. Что может случиться после? И что станется с нами?
Моя статья по произведению Ремарка «Три товарища», если вам очень нравится немецкий писатель.
Ну а с Вами был автор канала Записки общества 11-го нумера, высказывал свое мнение. Прочитайте произведение сами - составьте свое.
Подписывайтесь, буду рад лайкам, комментируйте, дискутируйте, и пока-пока)))
У меня есть свой Telegram-канал, там бывает очень интересно, подписывайтесь)
В Telegram вы можете найти спойлеры на рецензии, которые планируются следующими к публикациям на Дзене, немаловажным является и то, что там я делюсь своими впечатлениями в процессе прочтения той или иной книги или просто рассказываю о грядущих планах, о моем находящемся в разработке романе-антиутопии. Если кому-то интересно, жамкайте, чтобы перейти туда.
Также я есть еще и в ВКонтакте (VK), возможно, кому-то будет удобнее отслеживать меня там - жамк.
Выражаю огромную благодарность всем моим подписчикам, да и просто неравнодушным человечкам, которые комментируют мои статьи и дискутируют с другими людьми! Дальше будет только интереснее)
Берегите себя и своих близких! Всем добра и понимания!