Найти тему
Ирина Минкина

Мазепа как типаж современной Украины

А я продолжаю изучать тексты киевского историка Александра Семёновича Каревина, судьба которого в настоящий момент достоверно неизвестна (был задержан СБУ ещё в 2022 году, после чего сведения о нём теряются).

Каревин родился в Киеве, окончил исторический факультет Киевского университета им. Тараса Шевченко. Всю свою жизнь прожил на территории современной Украины. 

Американская википедия называет Каревина защитником концепции единства русского народа. Хотя Каревин просто хороший историк, поэтому точно знает, что единство русского народа - это не концепция, а историческая правда. 

Сила Каревина - в его глубоких знаниях, грамотной работе с источниками, а главное - в том, что он сумел сохранить ясную голову и чистое сердце в современном украинском обществе (за что, собственно, и страдает сейчас).

Каревин еще задолго до майдана 2014 года боролся с насаждавшимся на Украине историческим невежеством. Боролся, как мог, с украинскими псевдоисториками и распространявшимися ими псевдоисторическими концепциями великоукраинства и украинцев как отдельного от русских, превосходящего их суперэтноса.

У Каревина есть книга очерков 2016 года выпуска (издана была в России) под названием «Сумерки невежества». В этой книге, помимо прочего, Каревин опубликовал свои статьи, в разное время выходившие в украинской прессе, а также в украинском интернет-сегменте.

Среди прочего, в «Сумерках невежества» напечатан цикл очерков, посвященных критике вузовского пособия под названием «История украинского права». Каревин убедительно доказывает несостоятельность теории превосходства украинцев над русскими, продвигавшуюся в данном пособии (хотя сам по себе факт того, что это печатается в учебнике и что такие фашистские теории нужно ещё и развенчивать, - страшен).

Отдельного внимания заслуживает цикл очерков Каревина, посвященный нападкам украинских так называемых историков после критики Александра Семёновича в отношении «Истории украинского права». Каревин последовательно, аргументированно развенчивает все тезисы своих оппонентов.

Полемика Каревина с его украинствующими визави завершилась с майданом (как завершилась после 2014 года и любая полемика в принципе, уступив место насилию и запугиванию неугодных). Каревин, кстати говоря, пишет о том, что один из авторов «Истории украинского права» и по совместительству ярый его оппонент приезжал к нему после майдана, чтобы познакомиться лично. И в ходе обмена мнениями, имея в виду изменившуюся обстановку внутри Украины, этот самый оппонент спросил у Каревина следующее: мол, не кажется ли Александру Семёновичу, что теперь правильнее выглядят утверждения его, оппонента, в то время как до 2014 года казалось наоборот?  На что Каревин ответил так:

Нет, не кажется. Правда остаётся таковой независимо от сиюминутной политической конъюнктуры.*

Личный подвиг Каревина как человека и как историка - это, по большому счёту, тема для отдельного материала. В особенности если учесть тот факт, что в настоящий момент доподлинно неизвестно, где Каревин и что с ним.

Однако я хотела бы, помимо прочего, обратить внимание моих читателей ещё на один очерк Александра Семёновича. Очерк под названием «О Мазепе и мазепопоклонниках». В этом тексте Каревин рассуждает о том, почему именно Мазепа стал одним из самых популярных персонажей на территории современной Украины. 

По мнению Каревина, дело не только в том, что Мазепа выступал против России. Тем более что гетман далеко не во все периоды своей бурной биографии был русофобом. Вернее, он по большей части таковым не был. 

Каревин в своём очерке придерживается той точки зрения, что «Мазепа популярен и даже любим многими украинскими «национально сознательными» деятелями <…> ещё и потому, что они ощущают духовное родство с кумиром».* 

Что же, по мнению Каревина, импонирует  современным украинцам в личности Мазепы?

Прежде всего, Александр Семёнович подмечает в нынешних русофобах вчерашних приверженцев Кремля. Собственно говоря, таким же был и Мазепа. 

Многие из них тоже когда-то прислуживали Кремлю, но затем легко перекрасились. Вчерашние приверженцы дружбы с «братским русским народом» молниеносно превратились в ярых русоненавистников.*

Мазепа ведь был точно таким же. Это в самом конце жизни, от безысходности, он пришёл к тому, что начал противопоставлять себя «московскому игу». А до этого он долго и упорно сотрудничал с Москвой, служил ей, активно участвовал в московских интригах - и так далее, и тому подобное. 

Но это ещё не всё, что, по мнению Каревина, роднит современных украинских русофобов с Мазепой. 

Второй признак, роднящий мазепопоклонников с объектом их преклонения, - необычайная изворотливость, приспосабливаемость к изменившимся политическим условиям*. 

Каревин далее кратко описывает тернистый путь Мазепы, который в целом можно было бы охарактеризовать словами киноклассиков про то, что «вовремя предать - это не предать, это предвидеть». Мазепа всегда старался предать вовремя: польского короля, гетмана Дорошенко, гетмана Самойловича, клан Голицыных, наконец - Петра Первого.

Он умер в изгнании, подвергнутый церковному проклятию, ненавидимый собственным народом и оставленный почти всеми, кроме кучки таких же предателей, которым просто некуда было деваться.*

Таким же путём, как говорит Каревин, идут и многие современные украинские деятели, стараясь вовремя предать всех и вся. Расталкивая друг друга локтями в попытке первыми угодить новым правителям. И если кто-то из них остаётся вдруг не у дел в какой-то период, то это исключительно оттого, что ему просто не хватило места у новой кормушки, а не из каких-то особенных принципов.

Но, как заметил кто-то из великих, лакей, временно оставшийся без места, не становится от этого свободным человеком. Холуй всё равно остаётся холуем. Таким, как, например, Мазепа.*

Причём Каревин намеренно подчёркивает тот факт, что раболепство Мазепы перед Петром, предшествовавшее предательству, не носило обязательный характер и было, образно говоря, личной инициативой гетмана. Далее Каревин резюмирует:

И это ярко выраженное холуйство, подобострастие тоже роднит Ивана Степановича [Мазепу] и его современных почитателей. 

Ну и о коррупции во времена Мазепы Каревин тоже не забывает упомянуть, проводя очевидные параллели с современной Украиной. 

Казнокрады (и первый из них - Мазепа) нагло дербанили Украину ещё тогда, записывая наворованное имущество на себя и на своих родственников. Ну как тут не сопоставить те события с современностью?

И только одно существенное отличие Мазепы от своих современников обнаруживает Каревин. Это отличие заключается, по мнению Александра Семёновича, в том, что Мазепа был человеком образованным и хорошо знал отечественную историю. Поэтому в письмах к царю называл Киев «исконной начальной Российского царствия столицей истинной». А у его современных украинствующих поклонников этой черты Мазепы не имеется.

Вот и сетует Каревин, что настали на Украине времена таких вот мазепопоклонников в их наихудшем варианте. Настали такие времена - вот и властвуют такие бездумные и бездушные мазепы.

А последствия потом ощущаем все мы.*

И не поспоришь… 

*прямые цитаты из книги А.С. Каревина «Сумерки невежества: Технология лжи, или 75 очерков о современной фальсификации истории Украины». М., Центрполиграф, 2016.