Найти тему

Книги, которые должен прочитать каждый...

Думали, я сейчас выкачу список книг, без которого я буду считать вас неучами? Ага, щаз, ждите...

Я то как раз не могу терпеть литературного снобизма. Впрочем, как и любого другого. Есть произведения, признанные "мировой классикой", но список этих произведений очень широк. И к классике мы относим как Пушкина, так и Азимова или Стругацких. И все прочесть просто невозможно. Разумнее выбрать то, что тебе по вкусу. Более того, жизнь не стоит на месте, и многие "классики" явно устарели. А некоторых вообще непонятно почему туда отнесли. Например, Толстого, который вообще не видел в женщине человека, и поэтому, не мог достоверно описать ее переживания, мотивацию, логику действий. Соответственно, женщины, описанные в его произведениях, это его проекции, а не живые, проработанные персонажи. Впрочем, и мужчины тоже. Да и вообще то, что он декларировал сильно расходилось стем, что он делал по жизни. На эту тему рекомендую почитать дневники его жены. Скажу честно, я осилила только "Войну и мир", и "Каренину" отрывками, и мне этого хватило. И во взрослом возрасте я не захотела возвращаться к творчеству самого автора, хотя читала о нем - воспоминания, биографии, и они привели меня к выводу, что Толстой - звезд@бол. Неумение разбираться в психологии, хотя бы интуитивно - это вообще беда многих авторов до 20, а то и до 21 века. Все-таки развитие этой науки отразилось на качестве литературы и реалистичности персонажей. Вообще, я предпочитала игнорировать те произведения школьной программы, которые мне не зашли. Зато зачитывалась Стругацкими, Лемом, Булычевым, Саймаком. И Булычева я начала с детских произведений про Алису Селезневу, но больше всего мне нравится" Любимец", которого я обсуждала на этом канале. Прочитала я его, кажется, лет в 9 и перечитывала потом еще раза два.

Заниматься переводами я вообще начинала с текстов 18+ по фантастическому сериалу Лексс. Да, я училась сама, потому что школьное изучение иностранных языков мне мало что дало. Сперва просто читала книги со словарем, но с каждым новым текстом мой словарный запас обогащался, и в итоге я попробовала переводить.

Потом я увлеклась исторической реконструкцией, и акцент чтения сменился на книги по истории, мифологии и, как ни странно, по оккультизму. Плюс фентези. Тогда же примерно я стала интересоваться Таро. Да, кто не в курсе, и кого это удивляет - дальше учиться я не пошла, из-за состояния здоровья, я и школу то с трудом закончила - не выдерживаю таких нагрузок. И сейчас могу работать только дома, и только в определенных сферах, которые мне знакомы и комфортны.

Потом я все же вернулась к фантастике, аниме, манге, ибо оккультизм оккультизмом, но я все же живой человек, мне иногда и отдыхать надо. Фентези именно как жанр я я не оценила, есть лишь отдельные вещи, которые я заценила, и они относятся к жанру "Темного Фентези". Нет, "Песнь Льда и пламени" в них не входит, у Мартина я предпочитаю как раз космическую фантастику. Зато из относительно недавно прослушанного (я предпочитаю книги в аудио, ибо читать мне некогда) мне зашел цикл Надежды Поповой "Конгрегация", как нибудь я про него напишу. Фантастика после оккульта и мифологии наполнилась новыми смыслами, так же как и "тупые комиксы", которые некоторые вообще не считают достойным чтивом. Да в том же Warhammer 40000 столько отсылок к религиозным, мифологическим и историческим источникам! Хотя многие считают, что Ваха для тупых)

Но при этом есть люди, с гуманитарными дисциплинами не знакомые, но фантастику очень любящие, как правило, это инженеры или айтищники. Они видят эти книги с несколько иной точки зрения, например, является ли рабочей та или иная научная концепция. Насколько технологически продуман мир. И отсутствие знаний по мифологии и религиоведению не мешает им воспринимать эти книги и любить их. Вобщем, как говорил один мой знакомый "Каждый знает то, чего не знают другие" А знать и понимать все просто невозможно. Как ни стараются из нас сделать якобы "разносторонних личностей", спроси у среднестатистического чела 40+ он, скорее всего, не будет знать ни кто такой Лев Толстой, ни кто такой Кир Булычев.

Я не считаю, что каждый должен прочитать какие то определенные книги. Да, любому человеку удобнее общаться с теми, кто находится в рамках одного культурного кода. Но это не значит, что другие "хуже". Общайся с единомышленниками, а другим не указывай, что читать. Причем именно фанаты научной фантастики вообще практически не обладают таким вот литературным снобизмом.

И именно потому я топлю за пересмотр школьной программы по литературе. Во-первых, многое там уже устарело, и не стоит такого углубленного изучения. Нужно больше уделять внимания современной актуальной литературе, и давать ученикам больше свободы выбора. Сейчас даже литература двадцатого столетия уже во многом устарела, за очень редкими исключениями, типа Филипа Дика, но такие люди могли заглядывать далеко в будущее и опережали свое время. В некоторых странах программа построена именно так, что школьники имеют выбор, что изучать. Особо консервативно настроенные личности считают, что так нельзя, и дети вырастут тупыми. Но разве сам консервативный взгляд на мир не является ограниченным и мешающим развитию, восприятию нового?

И да, я вот например не успеваю читать даже то, что я запланировала для себя, а запланировала я как старенького, так и нового - книг так много, а времени так мало. Того же Дика я прочитала далеко не все, что хотела. А иногда хочется освежить в памяти то, что читала давно. И где взять на это время? Тут то, что интересно, не успеваешь прочитать, а если еще к этому прибавляется "надо"? Я вот как раз грешу на школу. Из-за нее я многое действительно важное и нужное для себя тупо не успевала и теперь вынуждена ликвидировать пробелы, так как более менее ощутимое время для себя у меня появилось только после того, как я уехала в деревню. Как успевают читать или смотреть что-то люди, которым надо ездить на работу, я просто не представляю. Но я наверное, об этом отдельно напишу.

Спасибо, что дочитали! Ставьте лайки и оставляйте комментарии,это помогает продвигать канал!

Иллюстрация Алексея Андреева к "Солярису"
Иллюстрация Алексея Андреева к "Солярису"