Жизнь интереснее вымысла, а часто еще и драматичнее. Когда мы читаем придуманную кем-то историю, бывает, упрекаем автора в неправдоподобности, излишней драматизации или отсутствии логики в поступках героя. А потом открываем биографию какого-нибудь художника, ученого или спортсмена и видим, что его судьба совершала такие кульбиты, какие ни одному автору и в голову бы не пришли.
Биографии всегда интересны и захватывающи, а сейчас появилось еще и много новых форм для рассказа о жизни знаменитых людей. Например, графические романы, которые мы рекомендуем в этом обзоре.
«Черные и белые: Победы и поражения Бобби Фишера», Хулиан Волох, Вагнер Виллиан
Шахматисты в массовой культуре не такие уж и редкие гости. В шахматы играют герои многих романов Ремарка, «Защита Лужина» Набокова построена на истории гения этой игры. Советско-кубинский фильм «Капабланка» рассказывает о конфликте между спортом и государственной карьерой кубинца Хосе Капабланки, а сериал «Ход королевы» — о судьбе шахматистки-вундеркинда. Кто-то из вас, возможно, уже прочел и новый роман Дарьи Месроповой «Мама, я съела слона», который мы не так давно рекомендовали. Ценители графических романов тоже могут почитать о шахматисте.
Хулиан Волох, автор графических новелл и страстный шахматист, и бразильский художник Вагнер Виллиан, обладатель множества «комиксных» наград и премий, создали графическую биографию Бобби Фишера, одного из самых скандальных и загадочных шахматистов мира.
Обложка книги. Иллюстрация: polyandria.ru
Авторы мастерски говорят с читателями на нескольких языках — собственно словами, символами и цветом. Графический роман отрисован черно-белым, за редким исключением, подобно шахматной доске, четко поделен на четырехугольники. Каждая из глав биографии Фишера посвящена одной из фигур: от пешки до короля, от восхождения с множеством открытых путей, до поражения.
Авторам удалось передать постепенное сползание Бобби в безумие, к вере в конспирологические теории, к антисемитизму. Из шахматного гения, самого молодого чемпиона мира, американского национального героя он довольно быстро превратился во врага государства и безумца. Если вам интересно проследить этот путь шаг за шагом, клетка за клеткой, обратитесь к графическому роману «Черные и белые: Победы и поражения Бобби Фишера».
«Мой брат Уолт Дисней», Алессио де Санта
Мультфильмы в детстве — окно в волшебную страну, в яркий мир фантазии и добра. Никто не думает о том, что мир этот создан конкретным человеком или командой людей, для которых сказка — это рутина, кропотливый труд. А во взрослом возрасте бывает интересно узнать, как появились на свет любимые мультфильмы детства.
Алессио де Санта, выпускник Академии Диснея, итальянской художественной школы для иллюстраторов и мультипликаторов, во время учебы заинтересовался фигурой Уолта Диснея. Семь лет Де Санта проводил исследования биографии мультипликатора и истории создания знаменитой студии. Результатом этого исследования стал графический роман о братьях Дисней — Рое и Уолте. Для совместной работы над комиксом Алессио Де Санта пригласил киносценариста Филиппо Замбелло и художников Лоренцо Магалотти, Джулию Приори и Лавинию Прессато. Графическая биография получилась яркой, драматичной и динамичной, в ней развенчано много мифов об Уолте Диснее и его киностудии.
Обложка книги. Иллюстрация: ozon.ru
По сюжету Рой Дисней приезжает на открытие Диснейленда в Орландо. В ожидании заселения в номер он беседует с постоялицей отеля, чья дочь, как и большинство детей в то время, без ума от мультипликационных героев, созданных в студии Диснея.
Рой, видимо, утомившись с дороги, ведет беседу весьма откровенно. Он рассказывает о строгом, деспотичном отце, который раз за разом рисковал семейным благополучием, при этом требовал от детей послушания и с ранних лет заставлял сыновей работать. Он игнорировал страсть Уолта к рисованию — только старший брат Рой позволял мальчишке отлынивать от домашних обязанностей, чтобы порисовать. Когда отец в очередной раз решил переезжать в другой штат, Рой взял на себя ответственность за брата-школьника, чтобы тот оставался на привычном месте.
Уолт, склонный к различным авантюрам ради мечты, много раз ставил Роя в неудобное положение, но брат всегда приходил на помощь. Благодаря этой поддержке и консультациям по финансовым и юридическим вопросам Уолт смог от маленькой мастерской художника в арендованном гараже прийти в своей карьере к огромной киностудии. Диснеи были первыми, кто наложил звук на рисованный мультик, сделал цветной мультфильм и снял полнометражный мультипликационный фильм. За последний Дисней в 1939 году получил сразу восемь оскаровских статуэток: одну обычного размера и семь маленьких, потому что награждали студию за фильм «Белоснежка и семь гномов».
О ключевых моментах жизни Уолта и об исторических вехах в работе его студии графический роман «Мой брат Уолт Дисней» рассказывает живо и тепло. Комикс рекомендован для читателей старше 16 лет, но и подросткам помладше он будет интересен.
«100 причин, почему плачет Лев Толстой», Катя Гущина
Лев Николаевич Толстой — писатель, знакомый всем нам с детства. Многие школьники плакали над его «Войной и миром» в попытках успеть прочесть монументальный роман за летние каникулы, а потом плакали над сочинением на тему. А вот подумать над тем, из-за чего плакал сам граф Толстой, мало кому приходит в голову.
Обложка книги. Иллюстрация: admarginem.ru
Катя Гущина — художница и картограф, выпускница отделения графического дизайна ВШЭ, читая дневники и биографии Льва Толстого, обратила внимание на то, что граф любил всплакнуть и нисколько этого не стеснялся. О том, что вызывало у великого русского писателя слезы умиления, печали или бессилия, Катя Гущина нарисовала свой комикс, и, кажется, слезливого материалов хватило бы еще на два таких, ведь Толстой с детства плакал так часто, что получил обидное прозвище «Лева-рева». Отчего же Льва Николаевича пробивало на слезу?
Например, от необходимости быть связанным: в детстве — пеленками, во взрослой жизни — многочисленными обязательствами. Первое воспоминание о себе у будущего писателя было таким: «Я связан, мне хочется выпростать руки, и я не могу этого сделать. Я кричу и плачу, и мне самому неприятен мой крик, но я не могу остановиться». Крошечный, почти схематично нарисованный нескольким черными линиями на белом листе, младенец и огромные голубые, кристальные слезы, катящиеся к краю листа, — так изобразила художница этот эпизод.
Прощался с охотничьей собакой и детством, не сдал экзамен, бил себя по лицу черемухой, получил ботиночки с бантами, влюбился и осознал это, решил быть писателем — для слез у графа были эти и много-много других поводов и причин. Катя Гущина передает чувства Толстого и создает атмосферу, используя разные техники: от схематичного рисунка простым карандашом до коллажа с использованием фотографий предметов интерьера. Время от времени художница ломает четвертую стену и напрямую обращается к читателю (например, иронично предлагает не путать барчука с барсуком).
Комикс «100 причин, почему плачет Лев Толстой» рекомендован для читателей старше 12 лет, но время показало, что в «Леву-реву» влюбляются все, независимо от возраста.
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».