10 декабря 1981 года. Москва.
Диспетчер принимает вызов. На том конце провода кто-то взволнованным голосом сообщает об убийстве. Мертва Зоя Фёдорова. На место преступления на Кутузовском проспекте в дом 4/2 тут же выдвигается несколько нарядов милиции, следователи и криминалисты. Казалось бы, сейчас по горячим следам убийца будет задержан, но прошло уже 45 лет, а дело так и осталось нераскрытым. Так что же тогда случилось? Кто напал на одну из самых неординарных людей Советского Союза? Давайте сегодня попытаемся в этом разобраться.
Зою обнаружил её племянник. В тот день тётя просила его помочь разобраться с телевизором, который никак не хотел нормально работать. Когда мужчина прибыл на место, то постучал в дверь квартиры, но никто не открыл. Он ещё довольно долго пытался достучаться до родственницы, но всё было безуспешно. Кроме того, с такой же проблемой столкнулась и соседка Зои, которая в итоге просто оставила ей записку в дверях.
Обеспокоенный племянник поехал домой за запасными ключами. У себя в квартире он попытался несколько раз дозвониться до тёти, но телефон постоянно был занят. Приехав обратно и наконец зайдя в квартиру он увил тётю, которая сидела в кресле к двери спиной, запрокинув голову и сжимая в руке телефонную трубку. Зоя была убита.
Минут через двадцать приехала милиция. Причём на место преступления выдвинулись сразу около двадцати человек. В главном управлении внутренних дел по Москве сразу же был сформирован оперативный штаб для раскрытия убийства, через некоторое время к расследованию были подключены сотрудники КГБ. Это было и не удивительно, так как убийство известной всему Союзу актрисы, заслуженной артистки РСФСР было событием беспрецедентным.
Только в 1980 году вышла в широкий прокат кинокартина "Москва слезам не верит", где Зоя сыграла небольшую эпизодическую, но очень яркую и запоминающуюся роль, показав свой высочайший актёрский талант.
Из воспоминаний Владимира Паршикова, который тогда был следователем прокуратуры Киевского района города Москвы:
"Оперативники доложили, что собака применялась и её применение результата не дало. Обстановка в квартире не была нарушена, это абсолютно однозначно. Вещи все стояли на местах, ящики задвинуты. Всё нормально. В данном случае эта первичная обстановка уже позволяла говорить о том, что корыстная цель преступления, то бишь разбой, завладение имуществом она маловероятна"
Между тем, о смерти актрисы узнаёт почти вся Москва. За считаные часы по городу расползаются самые разные слухи. К дому, где жила актриса, начинают стягиваться зеваки, среди которых рождаются самые безумные теории.
Начинают поговаривать, что перед смертью, актрисе в почтовый ящик подбрасывали фотографии Зои, на которых были замалёваны её глаза, а сама Фёдорова якобы переживала за свою безопасность.
Следователи же продолжали свою работу. Выяснилось, что в тот день Фёдорова несколько раз разговаривала по телефону. Она обсуждала детали своей поездки в Краснодар. Опросив возможных свидетелей милиционеры выяснили, что Зоя Алексеевна была очень осторожным человеком. Она никогда и никому не открывала двери, предпочитая разговаривать через них, даже с соседями, которых знала и техником-смотрителем. А если же всё-таки была крайняя необходимость поговорить лично, то в квартиру не пускала, а предпочитала назначить встречу во дворе дома.
Несмотря на то, что первым вызвал милицию племянник - он стал первым подозреваемым и был задержан. Но вскоре он был отпущен. У него обнаружилось алиби. Мужчина работал заводским партийным организатором и заседал в президиуме отчётно-выборной конференции
Как потом вспоминал Владимир Калиниченко, который тогда был главным следователем по особо важным делам при Генпрокуроре СССР:
"Загадки здесь везде есть. Вопрос на сколько они серьёзные и надо ответить на этот вопрос, но тогда на этот вопрос ответить не могли и дело не будет раскрыто. Поэтому почему бы нам не предположить, что раскрытие этого преступления угрожало национальным интересам"
Следователи, обыскав квартиру, сначала обнаружили гильзу, а потом и пулю, которая прошла навылет. Определили орудие убийства: немецкий пистолет "Зауэр" модели 38, калибра 7,65 мм. Во всём Союзе таким пистолетом легально владело всего лишь 3 человека. Но установить их причастность к этому делу не удалось.
Милиция бросила большие силы на раскрытие этого преступления. Опрашивались тысячи возможных свидетелей, проводили обыски, следственные мероприятия, разрабатывались гипотезы, но это не давало никаких результатов. Это продолжалось около двух лет, пока дело окончательно не легко пылиться на полку.
Но обычные люди никогда не забывали об этом громком деле. Было слишком много в этом странного, а грянувшая перестройка развязала многим бывшим сотрудникам спецслужб языки и рассекретила множество документов. Везде всплывали заговоры спецслужб, их ранее скрытая деятельность и главной версией гибели актрисы стала политическая. Якобы, Зоя Фёдорова ещё в юности была завербована в КГБ, но она решила уйти на покой и её убрали, как важного свидетеля.
С довоенных времён Зою знала вся огромная страна. Она была любимой актрисой народа и из народа с самого своего первого появления на экранах в 1932 году. Её лицо было почти родным в каждом доме, как будто каждому советскому человеку она приходилась близким человеком, а её героини были символом советской жизни. Одни в героях Зои узнавали себя, для других они были примером для подражания, а личная жизнь казалась нескончаемым праздником: приёмы в Кремле и посольствах, знакомства с первыми людьми страны, путёвки в лучшие места отдыха. Но мало кто знал, какие страсти могли бушевать в этом раю.
Из показаний Евгении П. Гриф "Секретно":
"Зоя Фёдорова Алексеевна постоянно говорила, что только за границей она сможет стать мировой знаменитостью. Она была очень тщеславной женщиной, считала себя непревзойдённой актрисой и мечтала выйти замуж за влиятельного иностранца, уехать в Америку и блистать в Голливуде."
Есть версия, что Зоя попала под влияние спецслужб СССР ещё в совсем юном возрасте, когда ей было всего 20 лет и ни о какой карьере артистки речи не шло. Тогда она работала счётчицей в "Госстрахе". Она была классово-безупречной - дочь рабочего-металлурга. Но молодость требовала не просиживать в душном кабинете, а веселиться и танцевать. Поэтому юная девушка была частой гостьей вечеринок. На одном из таких мероприятий Зоя познакомилась с военным Кириллом Прове. Осенью 1928 года он был арестован Объединённым Государственным Политическим Управлением. Его обвинили в шпионаже в пользу Великобритании. Когда обрабатывали его окружение, то была задержана и Фёдорова. Всего по делу проходило 12 человек, десять из которых получили обвинительный приговор и к ним была применена высшая мера наказания. А Зою вычеркнул из дела лично Генрих Ягода, который был руководителем ОГПУ до июля 1931 года в связи с "изменением статуса". Это было сделано всего через две недели после ареста, несмотря на разоблачительные показания других участников дела.
Вот что по этому поводу рассказывал один из бывших сотрудников КГБ:
"Такие актрисы как Фёдорова, как Окуневская, как Русланова были символом своеобразной жизни в Советском Союзе. Они вели такой образ жизни, который был непозволителен рядовым советским гражданам. Разумеется контакты с зарубежными представителями, ответственными представителями и установленными сотрудниками американской, английской разведки в Москве тщательно фиксировались, изучались и вот тогда, когда в правительстве и в Центральном Комитете партии сочли, что через Зою Фёдорову, через Окуневскую, через Русланову просачивается на запад информация о крайне нежелательного содержания об образе жизни ряда советских руководителей, об уровне коррупции, тогда на этом этапе было принято решение на высоком уровне об аресте и заключении в тюрьму...конечно эти дела были сфабрикованы, просто они стали нежелательными свидетелями интриг советской верхушки и их арест был произведён в назидание другим...это было пресечение попыток иностранных разведок выйти на важные источники информации"
В 1930 году Зоя поступила в училище при театре Революции, где отучилась все положенные 4 года. А затем на неё наконец-то посыпались звёздные роли, которые и принесли ей всесоюзную известность: "Подруги", "Музыкальная история", "Свадьба". Все эти фильмы неизменно преследовал оглушительный успех. Всего за первые десять лет кинокарьеры Зоя успела сняться в 22 фильмах и получить две Сталинских премии. Она была на вершине, о ней говорил весь Советский Союз.
На её взлёте даже не отразился арест отца в 1938 году. Он был задержан по обвинению в шпионаже. Из рассекреченных документов выяснилось, что у него были связи с доктором-немцем.
Параллельно девушка пыталась устроить свою личную жизнь. Первым её мужем стал оператор Владимир Рапопорт, который постоянно приглашал в свои проекты. Но их брак быстро развалился. Вторым мужем Зои стал лётчик, который в 1942 году получил звание героя Советского Союза, но к сожалению, погибший в том же году.
Но всё это время Зоя пользовалась популярностью у мужчин. Красавица-актриса была украшением каждого приёма в Кремле беспрепятственно общаясь на них в том числе и с иностранцами. В январе 1945 года в особняке на Спиридоновке Зоя познакомилась с военным атташе американского посольства Джексоном Тейтом. На следующий день американец пригласил Зою в ресторан "Москва". Многие считают, что между людьми вспыхнул роман, то ли настоящий, то ли к нему подтолкнули спецслужбы.
Но как бы то ни было неожиданно для Фёдоровой её летом командируют на гастроли в Крым, а когда она вернулась в столицу, то Тейта в стране уже не было.
А через два года, в 1947 году её обвиняют в шпионаже. Суд проходит быстро и уже летом того же года ей выносят обвинительный приговор. Зое дают 25 лет.
Из письма Зои Фёдоровой генпрокурору СССР Руденко. Гриф - "Секретно":
"После вынесения приговора 25 лет, за что? Мои нервы дошли до такого состояния, что у меня случился припадок, появилась какая-то дьявольская сила , как буйно-помешанной. В порыве отчаяния я изогнула эмалированную миску, помяла её и всё расшвыряла. Здоровенный детина ворвался в камеру и избил меня...после этого я несколько дней пролежала. Хотела повеситься - не дали, перерезали чулки. Конвоиры показывают меня вновь прибывшим офицерам, как редкостного зверя. освещая лицо фонарём. Мог ли кто-нибудь предполагать, видя её на экране, что она способна на такие преступления? И каждому хочется лягнуть меня побольнее..."
Так прошло более 8 лет. Она вышла из стен Владимирской тюрьмы в 1955 году. Зое было уже почти 50-т. Амнистии поспособствовали смерть Сталина и вынесение высшей меры наказания Берии.
Но за что Зое дали 25 лет? Месть бывших покровителей или наказание за неверность? В любом случае здесь могло было замешано КГБ, которое как защищало, так и карало, а может быть спустя почти 30-ть лет и убило.
Из интервью следователя прокуратуры Киевского района Москвы:
"Когда преступление не раскрыто, то одной версии быть не может. Всё упиралось в оперативные органы. Предположений может быть море, совершенно абсурдных, любых, каких хотите...я, как следователь, не имел допуска к секретным документам, не имел..."
Вернувшись в Москву из Владимирской тюрьмы Зоя первое время жила у своей бывшей сокамерницы Лидии Руслановой. Так как Фёдорова была полностью реабилитирована, то она почти сразу начала снова сниматься в кино. Уже в 1956 году её можно было наблюдать на экранах в фильме "Медовый месяц", который стал абсолютным хитом. Она продолжала и дальше много работать, колесить с гастролями по стране.
В итоге её судьба была не из самых лёгких, она когда-то имела всё: народную любовь, мужчин и влияние, но буквально в один миг потеряла всё и долгих 8 лет провела за решёткой, подвергаясь издевательствам и унижениям. Казалось, что такое пережить нельзя.
Из интервью одного из бывших руководителей КГБ СССР:
"Судьба Зои Фёдоровой круто изменилась, она попала в лагеря, тюрьмы. Она вышла из заключения деформированным и больным человеком. Отсюда и ряд черт её характера, которые получили позднее развитие. Надо видеть несколько этапов в жизни этого человека, этой талантливой актрисы. Необходимо отделять её образ в искусстве от характеристик совершенно иного плана"
До сих пор некоторые эксперты уверены, что смерть Зои Фёдоровой, это дело рук Пятого Управления КГБ СССР, которое занималось борьбой с "идеологическими диверсиями". Такого мнения придерживалась и дочь Зои Виктория, которая до 10-летнего возраста и не знала свою мать. На момент убийства она жила в США уже почти 6 лет и побоялась приехать на похороны матери, считая, что её как минимум больше не выпустят из страны или вовсе она повторит судьбу Матери.
Из интервью одного из бывших руководителей КГБ СССР:
"Зою Фёдорову пытались обвинить в сотрудничестве с органами безопасности и то, что она были ликвидированной. Это абсолютная чепуха. Она гораздо более выгодна была советских спецслужб именно как мости через который появлялись выходы на интересные зарубежные круги"
Снова вернёмся к Владимиру Калиниченко, который тогда был главным следователем по особо важным делам при Генпрокуроре СССР. Он считал, что дело Фёдоровой надо связать ещё с несколькими резонансными преступлениями тех лет. Одно из таких дел - это смерть первого министра внутренних дел СССР Папутина в 1979 году. По официальной версии он застрелился после поездки в Афганистан, где он 22 ноября 1979 года встречался с Амином, а 27 декабря дворец Амина уже штурмовал советский спецназ. Выстрел в квартире Папутина прозвучал 29 декабря 1979 года. Затем необходимо вспомнить дело об убийстве Вячеслава Афанасьева, который был заместителем начальника секретариата КГБ СССР. Как выяснилось позже он был убит сотрудниками милиции 26 декабря 1980 года.
Калиниченко считает, что во всех этих преступлениях есть один схожий почерк. Жертвы безоговорочно подпускали к себе своих палачей. Что Фёдорова, что Папутин беспрепятственно впустили своих убийц к себе домой, т.е. они им доверяли. А Афанасьева ликвидировали милиционеры по заказу КГБ.
Но как потом заявлял Дмитрий Медведев, который был связан со спецслужбами СССР:
"Поверьте мне, если бы комитет захотел устранить Фёдорову, то он бы это сделал аккуратно и красиво, как это делается всеми спецслужбами мира"
Но версия о том, что Зоя Фёдорова была убита по политическим мотивам было слишком простой и очевидной. Она лежала на поверхности. В период перестройки, а потом в первую половину 90-х эту версию смаковали в газетах, на телевидении, в книгах. В те годы такая версия звучала очень даже правдоподобно: два ареста, связи с иностранцами, дочь, уехавшая в Америку. Но это не значит, что эта версия единственно правильная. В томах дела нет никаких свидетельств, что Фёдорова была агентом или осведомителем. Скорее просто у неё были некие полезные знакомства, да и какие тайны могла хранить 75-летняя актриса?
В эту версию и не верил Василий Купцов, который в начале 1980-х возглавлял 51-ое отделение милиции в Москве. В последствии он заявлял:
"Путь оборвался к раскрытию этого преступления в связи с тем, что здесь очень многое связано с дальним зарубежьем. Мы доходили до посольства, да даже до него не доходили. Мы упирались в комитет государственной безопасности и на этом наш путь прекращался, они брали всё наше и дальше нам больше ничего не давали."
Следующей версией, которая привела к трагичному итогу 10 декабря 1981 года была государственная контрабанда.
Убийство Зои Фёдоровой совпало с периодом острого социально-политического кризиса последнего года руководства Брежнева.
Из воспоминаний одного из высокопоставленных сотрудников КГБ:
"Убийц конечно же могли найти, но в силу известных интересов как Щёлокова, так и семьи Брежнева в бриллиантовом бизнесе никто не давал санкции реализовать все те оперативные разработки, которые были на тот момент."
Согласно этой версии Фёдорова тоже была завербована, но уже не для шпионажа, а для построения удобного канала нелегального транзита ценностей и антиквариата на зарубежные аукционы через свои знакомства. По Москве ходили слухи, что во время обыска в квартире был обнаружен целый чемодан драгоценностей, который затем исчез и в материалах дела никогда не фигурировал.
Были свидетельства, что Фёдорова имела круг очень сомнительных и опасных знакомств. Актриса стала неким звеном между государственными партийными чиновниками и преступными авторитетами уголовного мира, которые делились частью добычи. Квартира Зои и её связи активно использовались, как канал переправки антиквариата и драгоценностей за границу в целях обогащения, но не самой актрисы, она была всего лишь одним из мостиков, благодаря которому можно было себя обезопасить. Но эти материалы в деле так и не появились.
Так же следствию стало известно, что Зоя Фёдорова 6 раз была у дочери в США, проведя в общей сложности там около года.
В пользу версии с незаконной контрабандой говорят и свидетельства о том, что на Кутузовском проспекте у Фёдоровой бывали Галина Брежнева, цыганский барон Борис Бурятца и ещё десятки людей, которые принадлежали к тогдашней элите.
Из допроса Веры Г. Гриф "Секретно":
"В 1-ю и 2-ю поездку в Америку я её провожала. Помимо большого количества чемоданов она везла сундуки и другие вещи просто в неограниченном количестве, всегда проходила через дипломатический вход, даже не выплачивая пошлину за лишний груз. Зоя долго уговаривала меня продать мои старинные картины. Я отказала, зная, что всё это уйдёт за рубеж."
Все прекрасно знали, что в начале 80-х получить разрешение для выезда за границу без участия КГБ было невозможно, а тут человек несколько раз выезжает спокойно в США. Поэтому многие и считают, что Фёдорова скорее всего просто выполняла работу, которую ей поручили в самых высших кругах.
Из показаний известной актрисы:
"В последний период жизни Фёдорову окружали люди совсем не её круга. Страшные и опасные. Она никого не знакомила с ними"
А почему она была убита это пока остаётся загадкой даже спустя 45 лет.