Найти в Дзене

Платок и юбка – канон или традиция?

В наше время этот спор немного поутих. Но все равно можно то тут, то там встретить резкие высказывания за и против. И я лично слышал от бабушки, которая ругалась на молодую девушку в джинсах: «Вот, смотрите, на иконах нет ни одной женщины в штанах!». Но и девушка эта оказалась не робкого десятка, ответив: «Мужчин в штанах я на иконах тоже не вижу». Если говорить о культуре одежды в целом, то в те далекие времена жители равнин не носили штаны, а предпочитали платья. В горных районах, напротив, штаны носили почти все. Женские и мужские одежды отличались только в деталях. Например, у наших предков были мужские и женские рубахи. И сейчас есть мужские и женские джинсы, брюки, пиджаки, туфли и так далее. Названия одни и те же, а крой совершенно разный. Согласитесь, что любой человек, который утверждает, что штаны – это исключительно мужская одежда, вряд ли наденет женские джинсы на работу. Если начать искать канонические источники, мы в первую очередь увидим цитату из Ветхого Завета: "На же
Картинка сгенерирована нейросетью "Шедеврум"
Картинка сгенерирована нейросетью "Шедеврум"

В наше время этот спор немного поутих. Но все равно можно то тут, то там встретить резкие высказывания за и против.

И я лично слышал от бабушки, которая ругалась на молодую девушку в джинсах: «Вот, смотрите, на иконах нет ни одной женщины в штанах!». Но и девушка эта оказалась не робкого десятка, ответив: «Мужчин в штанах я на иконах тоже не вижу».

Если говорить о культуре одежды в целом, то в те далекие времена жители равнин не носили штаны, а предпочитали платья. В горных районах, напротив, штаны носили почти все. Женские и мужские одежды отличались только в деталях. Например, у наших предков были мужские и женские рубахи. И сейчас есть мужские и женские джинсы, брюки, пиджаки, туфли и так далее. Названия одни и те же, а крой совершенно разный. Согласитесь, что любой человек, который утверждает, что штаны – это исключительно мужская одежда, вряд ли наденет женские джинсы на работу.

Если начать искать канонические источники, мы в первую очередь увидим цитату из Ветхого Завета:

"На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий сие." (Втор.22:5)

А также цитату из послания апостола Павла (1 Коринфянам, 11 глава):

(3-6) Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава - муж, а Христу глава - Бог. Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову. И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая. Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается.
(12-15) Ибо как жена от мужа, так и муж через жену; все же - от Бога. Рассудите сами, прилично ли жене молиться Богу с непокрытою головою? Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестье для него, но если жена растит волосы, для нее это честь, так как волосы даны ей вместо покрывала?

Помню, один человек пытался мне указать на то, что апостол Павел сам себе противоречит в этом отрывке. Действительно, так может показаться на первый взгляд: если длинные волосы заменяют покрывало, то зачем их тогда покрывать? И получается, что девушки с короткой стрижкой вообще не должны покрываться.

Да и как быть с указаниями о том, что длинные волосы для мужчины являются бесчестием? Ведь и Христос, и Иоанн Креститель были с длинными волосами. Неужели апостол посмел бы обвинить Самого Господа в бесчестии? И Ксения Петербургская, носившая одежду погибшего мужа и ходившая с открытой головой, тоже не соответствует данным указаниям. Однако она прославлена в лике святых.

Но если не просто вырезать цитаты, а углубиться в контекст апостольского послания, то все становится на свои места: послание к Коринфянам предостерегает читателей от развратных языческих традиций. Коринф на тот момент еще недавно был языческим городом, а также там шла активная торговля и культурный обмен с языческим Эфесом: между ними лежало Эгейское море.

И первые христиане, особенно в Коринфе, жили в окружении языческой культуры и традиций. И далеко не все эти традиции были безобидными развлечениями. Бывали праздники, когда язычники упивались вином и занимались безразборным развратом, невзирая на пол партнера. И переодевание мужчин в женщину и наоборот, равно как и эксперименты с длиной волос, были направлены исключительно на разврат. Собственно, в европейских странах это распространено и сегодня.

Послание к Коринфянам и Второзаконие, как и многие другие тексты Ветхого Завета, были созданы для того, чтобы оградить верных от влияния языческих традиций. Пророк Илья и другие ветхозаветные пророки и праведники постоянно боролись с языческим влиянием на умы израильтян.

Особенно много иудеи переняли языческих традиций во время пленения в Вавилоне, после которого, наряду с поклонением Богу, многие начали поклоняться и вавилонским божествам, особенно шумерской богине Иштар, которую стали считать «женой Бога». В домах рядовых евреев археологи находили немало двойных алтарей, созданных по образцу шумерских, посвященных и Богу-Творцу, и вавилонским божествам. Появлялось множество смешанных культов и традиций.

Те немногие святые и праведные люди, которые сохранили верность Создателю, пытались обличать израильтян. Как правило, их попытки были безуспешны. А позже иудейский народ был пленен египтянами, и к этому «религиозному коктейлю» добавились и египетские языческие божества и традиции.

В книге Исход рассказывается о том, как Бог повелел Моисею взойти на гору и получить наставления, а народу велел не подходить к горе и не касаться ее. До конца 31 главы Моисей получал наставления, после чего спустился, держа в руках каменные скрижали с десятью заповедями, созданные Богом.

Без Моисея еврейский народ пробыл всего сорок дней. И, несмотря на все чудеса, явленные Господом ранее, они за это время изготовили золотую статую тельца и стали ему поклоняться и приносить жертвы. Когда Моисей увидел, что они снова вернулись к язычеству, он в ярости разбил скрижали, которые дал ему Господь. Время этих событий - период после выхода еврейского народа из египетского рабства.

Книга Второзаконие содержит множество предостережений от языческих традиций, таких как магия, некромантия и гадания. Также в ней говорится о том, что нельзя накалывать татуировки (у шумеров это было частью магического культа, посвященного богам) и так далее.

Так что не стоит толковать библейские запреты Второзакония и посланий к Коринфянам, как указание религиозного «дресс-кода». Здесь речь не столько о внешнем виде, сколько о недопустимости участия верующих в языческих традициях.

У апостолов и в истории церкви, если внимательно и вдумчиво взглянуть, нет четких указаний по поводу того, как нужно одеваться в храм. Общий принцип таков: одежда в храме не должна отвлекать молящихся от молитвы. То есть достаточно выглядеть прилично, чтобы никто не испытывал искушения ни на соблазн, ни на осуждение.

Многие люди обратились к вере после распада Советского Союза. И примером для них, в том числе и в одежде, были бабушки. Ведь большинство бабушек, как мы знаем, предпочитают практичность и тепло, а не внешний вид. Они стремятся не столько покрасоваться, сколько не заболеть. И этот бабушкин стиль, к сожалению, стал считаться эталонным для посещения храма.

Испокон веков люди надевали в храм лучшее, как на праздник. Ведь они понимали, что идут к Богу. Если вас, дорогие читатели, пригласит на обед мэр города или губернатор, как вы оденетесь? Уверен, что максимально чисто, красиво и опрятно, чтобы таким образом показать уважение к человеку высокого ранга. Думаю, Бог достоин еще большего уважения.

К сожалению, многие люди, особенно старшего поколения, не хотят принимать и понимать изменения. «Я привык так – значит так правильно. Все остальные мнения априори неверные».

Юбка и головной убор – это традиция, так одевались женщины в старину. В прежние века женщины так одевались не только в храм, но и на любые мероприятия, в том числе и на прогулку. Одежда для храма хоть и подбиралась нарядная и красивая, но не была какой-то особенной и необычной. Да и покрытая голова означает, как Вы понимаете, это не только платок, но и любой другой головной убор. Молящиеся в храме выглядели вполне обычно, в соответствии с модой своей эпохи.

Я с юности помню одну историю, которая, является то ли современной притчей, то ли реальным случаем.

Будний день в обычном городском храме. Днем там было почти безлюдно, но храм был открыт. И туда зашла девушка – обычная студентка, с легким макияжем, в джинсах и с аккуратно уложенными волосами. Она хотела приложиться к иконе, но тут на нее налетела бабка и начала ругаться: «Куда ты, намалеванная, пошла? Ни юбки, ни платка! Срамота! Иди отсюда, пока нормально не будешь выглядеть!»

Девушка расплакалась и убежала. А бабка ночью увидела сон. Перед ней стояла Богородица и говорила: «Что ты наделала? Я два года вела эту девушку в храм, а ты за несколько секунд так ее отогнала, что теперь она никогда в храм не зайдет!»

Из личного опыта, я помню, как на отпевание усопшего пришло много людей. И перед началом службы мое внимание привлекла группа женщин разного возраста, которые стояли на улице у входа в храм и растерянно оглядывались по сторонам. Я подошел к ним и спросил, пришли ли они на отпевание. Они ответили утвердительно, но объяснили, что не могут войти внутрь, потому что у них нет ни юбок, ни платков. И сколько радости было на их лицах, когда я объяснил им, что душа важнее тряпок и что они могут спокойно зайти внутрь и молиться.

Подобный случай был в Томске, когда двое путешественников, парень с девушкой, зашли с дороги в храм, помолиться и поблагодарить Господа за хорошую дорогу. Они были в походных штанах и куртках, с рюкзаками. Местная бабушка уже начала их отчитывать за внешний вид, но настоятель ее остановил: «Ты разве не видишь, что они путники? Не мешай людям молиться».

Не человек создан для одежды, а одежда для человека. Душа и спасение этой души через христианскую любовь, которой учит нас Господь, гораздо важнее каких-то внешних атрибутов.

И не забывайте, дорогие братья и сестры, что "палец вверх" и кнопка "подписаться" для вас ничего не стоят, а для меня это будет немалая помощь: чем больше Вашей активности на моем канале - тем он лучше будет продвигаться в алгоритмах Яндекса!
Сайт храма: sofronyirk.cerkov.ru
Если Вы желаете написать на поминовение имена Ваших близких (о здравии и упокоении) на Божественной Литургии у меня в храме, размещаю ссылку: нажмите здесь.
Пожертвования добровольные.
Ссылка для "донатов" (добровольной поддержки автора): https://money.yandex.ru...