Здравствуй, и даже еще раз здравствуй, мой дорогой читатель! А что, Лагутенко разрешил, тем более давно не виделись! Каюсь, был занят. Но несмотря ни на какие дела, некоторые мысли не дают покоя. Начнем с демографии.
Скажите, вас никогда не смущал тезис 'высокий уровень жизни приводит к сокращению численности населения'? Меня всегда. Я с самого детства не мог понять, как лучшие условия могут препятствовать росту численности населения. Хотя спорить, даже с самим собой, было сложно. Налицо живой пример с обеих сторон - все развитые страны запада сталкиваются с демографическими проблемами, а нищие страны юга нет. На юге есть проблемы голодающих детей, детского труда, торговли детьми, в общем много всего, только не проблема с недостатком этих самых детей. Но при этом были и противоречия. Например есть страны с высоким уровнем жизни на юге, где демография вполне неплохо себя чувствует. И наоборо, по логике данного тезиса, оказавшись в плохом экономическом положении, Россия 90-х должна была показать всплеск рождаемости. И продолжать показывать, ведь объективно уровень жизни в России ниже, чем на западе. Но нет, никакого беби-бума не наблюдается. Наоборот, правительство открыто бьет тревогу и ставит демографию в ряд важнейших национальных проектов. А между тем, в оказавшихся в точно таких же условиях бывших среднеазиатских республиках численность населения за 30 лет, несмотря на миллионы уехавших коренных и некоренных жителей, значительно возрасла.
В общем я всегда сомневался в прямой зависимости уровня рождаемости от уровня жизни. Но что же тогда объединяет, в чем еще схожие черты у зон с низкой и высокой рождаемостью? Для себя я нашел ответ. Это смена древнейшего и естественного 'кланового строя' на условную 'комунну'.
Клан, тейп, фратрия.. Род, община, племя.. Это самый древний, самый надежный, и главное естественный вид существования человека во враждебном мире. Только держась вместе и стоя насмерть друг за друга можно было обеспечить безопасность и защитить свои земледельческие и охотничьи владения. Со временем, с развитием общества и неизбежной экспансией более сильных на менее, образовывающиеся государства столкнулись с проблемой. Как ярко сказала наш учитель физики про ядерную силу, сдерживающую атомы вместе - 'богатырь с очень короткими руками'. Здорово подходит к описанию кланового устройства. Клан эффективен, но в рамках очерченной территории, ограниченной другими такими же кланами.
В определенный момент, в связи с укрупнением сообществ клановая система в некоторых государствах стала размываться. Это произошло естественным путем, я не верю в то, что изменения такого характера могут быть искуственными. Начали появляться крупные города, появилась нужда в армии, в чиновниках, в миссионерах. Нужно было перешагнуть границы клана, сломать и размешать их, и только так можно было расширить границы своих владений так, чтоб 'над ними никогда не заходило солнце'.
И поначалу процесс был сильно замешан на клановых корнях. Вспомним только нашу историю. Нарышкины, Рюриковичи, Романовы - изначально это были кланы, полчища соклановцев бьющихся за место своего клана во главе клановой 'кучи малы'. Постепенно, процесс занял столетия, могучие кланы выродились в беззубые династии, границы размылись окончательно и место клана заняла некая 'комунна' - общность людей, поменявших клановое устройство на общественное объединение с определенными правилами. Клановая система до сих пор трепыхается в нашем подсознании - в последний раз я слышал слово 'родопретупление' совсем недавно от очень пожилого человека. Который еще помнит 'как это было'.
И далее произошел демографический спад. Профильные ученые объясняют нам, что у людей в развитом обществе появилось больше ресурса на лыжи в альпах и дайвинг в австралии, а также на саморазвитие и небинарное определение. И поэтому вопрос воспроизводства откладывается.
Так вот не кажется ли господам ученым, что они ищут где светло? А лежит немного в другом месте, там, где в темноте веков мы потеряли клановую идентичность? Если внимательно присмотреться, то неудивительно, что отсутствие клановой системы неизбежно ведет к снижению рождаемости. Что такое клан? Это все. Это безопасность, ты можешь не думать о том, что будет с твоими детьми если вдруг с тобой или супругой что-то случится. Количество детей национальностей, живущих в клановой парадигме, в детских домах стремится к нулю. И не потому, что с их родителями никогда ничего не происходит. Если в 'комунне' люди после 40 задумываются, стоит ли рожать детей, успеют ли они помочь им 'опериться', то в клане этой проблемы нет - всем помогут, всех пристроят. Можно рожать до глубокой старости. Да и начинают там намного раньше - сам принцип выбора жениха или невесты другой - все представители клана, несмотря на то, что их тысячи, перед старшим поколением видны как ученики для учителя в классе, все друг-друга знают с самого детства, и пары подбираются рано, но с учетом житейского опыта поколений. И процент разводов там тоже незначительный.
Но есть еще что-то очень важное в клане, чего нет в других институтах семьи. То самое золотое зерно, помогающее найти точку опоры в этом этого суровом мире. И оно в том, что ты искренне, полностью, необьятно нужен клану, и он будет за тебя биться.
Если человек алголик, комунное общество будет его порицать. Могут даже повесить его портрет на доску позора, уволить с работы, выселить из квартиры. Это ли нужно алкоголику? В клане же прибегут дядьки-тетки, разберутся во всем, помогут, направят, поддержут. Потому что ты им нужен. Алкашей кстати в клановых обшествах почти нет. Если ты попал в сложную ситуацию любого плана - снова прибегут дядьки-тетки, двоюродные и троюродные братья-сестры и все разрулят. Самоубийц в клановых обществах почти нет. Если у человека произошло эмоциональное выгорание, депрессия или кризис среднего возраста - он и тут не станется один. В конце концов он может бросить все и уехать на малую клановую родину, в далекое горное, степное, лесное село и излечить там свои нервы, в окружении любящих и любимых аксакалов. Малая родина большинства 'внеклановых' россиян - квартира в человейнике. Приняв все это к сведению, вы не удивлены, что жители комунного общества еще хоть как-то размножаются?
Ну а теперь к 'слову пацана'. Итак, спустя 50 лет мощнейшей советской пропаганды, вместо пионеров из 'прекрасного далека' страна получила 'казанский феномен'. Да как так-то, неужели автор снова будет утверждать, что пропаганда не работает, может воскликнуть читатель? Именно! Долой пропаганду! В формировании юной личности намного более значимую роль оказывает пример поведения старших, авторитетных товарищей. И если в клане этот пример всегда под рукой, из 30-40 подходящих дядек-тетек найдется наставник вам по душе - смешной, смелый, сильный, красивый - то с кого брать пример подростку из обычной семьи? С родителей? Но к сожалению, с начала переходного возраста и лет до 25 родители не являются авторитетом. Дети познают мир, отстаивают свою точку зрения, и естественно начинают отрываться на родителях. На чужих людях страшно, можно и выхватить) Как писал Марк Твен 'когда мне было четырнадцать, мой отец был так глуп, что я с трудом переносил его; но когда мне исполнился двадцать один год, я был изумлен, насколько этот старый человек поумнел за последние семь лет'. Но куда же пойти подростку? На улицу. И там брать пример с авторитетных товарищей. Естественно авторитетными будут самые 'дерзкие', в детях заложен протест и их привлекает сила. Но беда - в отличии от клана, где наставники пользуясь мудростью аксакалов будут лепить из вас нечто полезное, наставник с улицы позовет вас 'на делюгу'. Получается казанский феномен, как и дворовые баталии 50 годов в Москве, был предопределен самой сутью отказа от клановой системы в пользу комунны.
В нашем государстве есть страшная штука. Когда воспитаннику детского дома исполняется 18, ему дают квартиру и отправляют в мир. На улицу, к старшим товарищам. Далее из открытых источников:
«Статистика пугает. По данным Генпрокуратуры РФ, 40 процентов выпускников сиротских учреждений становятся алкоголиками и наркоманами, еще 40 процентов совершают преступления.Часть ребят сами становятся жертвами криминала, а 10 процентов кончают жизнь самоубийством. И лишь 10 процентам удается, выйдя за порог детского дома или интерната, встать на ноги и наладить нормальную жизнь». Но учитывая вышеизложенное, удивлены ли мы? Может ли вообще быть по другому? Мне 41 год, и мама мне нужна до сих пор. И я точно могу сказать, что если бы я в 18 лет остался за хозяина в доме, ничем хорошим это не закончилось бы. Но теперь я смотрю на проблему шире. Нет ли у вас ощущения, что с таким небольшим количеством родственников мы все немного эти самые дети из детдома?
Я уже говорил, что некоторые шаги руководства РФ мне нравятся и находят понимание. Даже в данном случае, пока на оказавшемся в схожих условиях западе продолжают развивать тему чайлдфри и ЛГБТ, наши власти уже бьют тревогу и принимают меры. Но этого мало.
Надеюсь я был понятен, если нет - готов поспорить. Но я не хотел бы заканчивать в миноре. Поэтому я скажу так - все будет хорошо. И не такое наши предки переживали. Если ничего не изменится, я думаю лет через 40 мы вернемся к клановой системе. Побродив этом мире в моральном одиночестве мы начнем сбиваться в стаи, все будет налажено и с демографией, и с безопасностью. Но это будет шаг назад. Демографию таким способом поправить можно, а условную атомную станцию построить нет, поскольку для любого масштабного проекта надо перешагнуть границы клана. Поэтому, для исправления ситуации с рождаемостью без отката назад я вижу только одно, создать симбиоз клана и 'комунны'. Безопасность за будущее детей, круглосуточные детские сады и социальные институты, могущие реально заменить психологическую и материальную поддержку уже упомянутых неоднократно дядек-тетек. И еще много чего полезного из мудрой, вековой клановой системы. И демография рванет как ракета) Тем более все ресурсы для этого в РФ есть.
Наивный мечтатель, скажете вы? Ну а что? Мечта дело хорошее..
Спасибо!