Найти тему

Спектакль "Плоды просвещения". Граф Толстой во время пандемии!

Всем доброго времени суток!

В этот раз пошёл в наш омский Драмтеатр специально на премьеру спектакля-комедии по пьесе Льва Николаевича Толстого "Плоды просвещения". Режиссер спектакля Георгий Цхвирава.

На премьере был первый раз. Ну, думаю, приобщусь к классике! Как никак, пьеса была написана более 130 лет назад и в то время граф Толстой, видимо, написал эту комедию, так как хотел "поюморить" в кругу семьи и самых близких друзей.

Прочитал афишу и увидел, что в новой постановке задействовано много интересных актёров омского Драмтеатра. Думаю, сходить стоит!

Сразу хочу отметить, что "подурить" удалось не только Льву Николаевичу, но и... Георгию Цхвирава в кругу любимых артистов и благодарных зрителей.

-2

Начало. В общем зрители настроились на комедию графа Толстого "Плоды просвещения", в предвкушении просмотра классической добротной комедии и немного расслабились в своих креслах...

Спектакль начался. И вдруг на сцену забегает группа людей в масках, защитных белых костюмах и с распылителями в руках (в пандемию, такие в ковидном отделении работали). И давай суетливо бегать и всё обеззараживать... А я то думал, что зачем первый ряд "зачехлили"?

И подобная "дезинфекция" на сцене продолжалась периодически! Подумалось. Если бы в многочисленных распылителях был бы спирт, то актёры и первые ряды к антракту затянули бы застольную песню.

Начало было шокирующим! Слом шаблона, да ещё какой! Зритель в ступоре! Классика графа Толстого и люди в масках и респираторах!? И зритель ещё долго находился в недоумении! Тут же заходит медбрат в традиционной медицинской униформе с надписью на фирменной куртке "скорая помощь" с врачебным чемоданчиком и в парике времён гусар!? Твою ж дивизию!

-3

Свои счёты с пандемией. Я так понял, что главный режиссёр омского Драматического театра решил "отомстить пандемии" по своему. Чувствовалось, что имеются у него к ней свои счёты! Накопил руководитель творческую злобу за "ковидный период" и ту "блокаду" театру и творчеству артистов, которую эти годы принесли. Копил-копил и выплеснул он негатив к "короне" и всем чиновникам с ней связанных через данную комедийную постановку.

"Мстя его была жестокой", где-то тонко подшучивал над пандемией, где-то стебался, как в случае с кольцом на пальце одного из главных героев, Леонида Фёдоровича Звездинцева. Точнее, через палец Звездинцева...

Актёры вместе со своим режиссёром также отыгрывались над тем нелёгким для всех периодом. Поддерживаю! Без прививок и отметки в смартфоне, даже покушать в кафешке было нельзя! Наставили "баррикад" в общественных местах, перекрыли "продавцы прививок" доступ и к культуре нашему народу! Вот времена-то были!

-4

Мои "тараканы". Было у меня впечатление, что я попал в театр абсурда! И мне казалось, что после антракта мы окажемся в палате ковидного отделения с "творческим больным", который находится в небольшим бреду и которого во втором действии c помощью нашатыря наконец-то "приведут в чувство".

"Тараканы в моей голове" предполагали, что "больной" находился "под температурой" в "бредовом состоянии" и в больничной палате. И всё то, что происходило на сцене Драмтеатра ему мерещилось и преломлялось через творчество Толстого, пьесу которого он прочитал незадолго до заболевания "короной". И герои пьесы соответствовали героям из медицинского учреждения:

  • врач скорой помощи, в гусарском парике доставлял этого "больного" с мигалками в больницу, слушал его пульс и иногда измерял температуру помещая градусник тому в рот;
  • санитары, периодически шумно дезинфицирующие палату;
  • "шаман и чародей" Звездинцев, любитель спиритизма был главврачом, который по только ему ведомым знакам, назначал лечение;
  • его супруга, главная героиня Анна Павловна, была старшей медсестрой, которая "гоняла" младший мед. персонал из-за не соблюдения "чистоты и стерильности" в "палате";
  • а, "таинством спиритизма" занимался многочисленный медицинский консилиум во главе с профессором-"энштейном" Кругосветловым, выдумывая эффективные схемы лечения;
  • кухарка, это работник больничной столовой, развозящая еду по палатам;
  • "толстовские" мужики были соседями по палате, которые постоянно басили, "антисанитарили" и от них "пахло";
  • а яркие и раскрепощённые дочь Бетси и учительница музыки Марья Константиновна - озорные медсестрички в коротеньких халатиках, измеряющие температуру больному и дающие ему пилюли. В этом пункте всё по Фрейду! :)
-5

Фобия и врачи. Главная героиня до смерти боялась всяких микробов-бацилл-вирусов. Такая вот фобия была у неё! И напрягала она всех, от прислуги до домашних. Все постоянно "предохранялись" и всё время дезинфицировали помещения.

Многие в лице этой героини увидели себя во времена "короны". Бояться того, чего не видишь и ни на цвет, ни на запах не определишь:

  • постоянно дезинфицировать помещения выливая литры антисептика;
  • несколько раз на дню намывать полы;
  • на всех и каждого надевать маски, бахилы и перчатки;
  • соблюдать санитарную дистанцию;
  • и при каждом чихе вызывать врача...

Да, было тонко подмечено и отношение "знающих всё о бациллах и вирусах" врачей. Ведь только "всезнающий врач скорой помощи" мог вести себя как "Бог"! Только он был способен умело "купировать вирус на корню" и за премиальные разного калибра мог выписывать  "чудо"-пилюли, не отметая при этом и "народные средства" в виде жидкости жёлтого цвета в пол-литровой банке.

-6
-7

Отцы и дети. Взрослые герои, крестьяне и родители Леонид Фёдорович и Анна Павловна Звездуновы выглядели как люди времён Толстого (либо с бородами и в валенках, либо, как высшее сословие, в париках и нарядах тех лет).

Ну а молодёжь, Бетси и Марья Константиновна показаны через чур уж современными, дымящими вейпами, эпатажными, безвкусными и нарочито вычурными (даже для нашего времени). Вот такая полярность, этакий контраст поколений "отцов и детей"!

Юморить, так юморить и Георгий Цхвирава в спектакле "Плоды просвещения" в очередной раз "подколол" современное поколение через образ курьера с "брендовым" платьем, состоящим из редких бусинок, которое молодёжь, видимо, заказало исключительно из-за названия бренда. Жаль, что Бетси так и не успела его примерить.

Старшее поколение было очаровано сеансами спиритизма, в то время, как молодёжь эту затею всерьёз особо не воспринимало.

Толстовских крестьян и молодёжь кое-что объединяло. И те и другие в "микробов не верили"! Всё, как в жизни!

Образы. В постановке был задействован большой актёрский состав омского Драмтеатра. Талантливые артисты, что сказать!

-8

Мужики-крестьяне были настоящие, "толстовские". В валенках, тулупах, больших меховых шапках, все как один с роскошными бородами, хмурым взглядом и деревенским говором: присказками и шутками-прибаутками.

Было ощущение, что один из "деревенских" был сам Лев Николаевич, который решил лично посмотреть на постановку Григория Цхвиравы и благодаря шаманскому бубну Звездунова через сеанс спиритизма переместился ненадолго в наше время.

Фёдор Иваныч - комердинер в целом, положительный образ, который сочувствовал простым людям. Хоть за "мелкие откаты" и решал дела, но как оказалось, был весьма нужным простым людям человек.

Девчонки, Бетси и Марья Константиновна - учительница музыки были дико артистичны, зажигали, по полной! Чуть позже к ним присоединилась кухарка и дала понять "высшему сословию", что она ничем не хуже, поставив восклицательный знак в виде шпагата в конце танца!

Молодое мужское поколение (Василий Леонидович- их сын и его товарищ Петрищев) носили кожаную униформу с металлическими заклёпками. Этакие, безбашенные байкеры!

Героини "женского пола из народа" показаны умными, своевольными и хитроватыми. Кухарка не выполняла "должностных инструкций" хозяйки дома по вопросам санобработки. Без разрешения пускала на постой старого повара. Тот правда, вида был неприглядного и "антисанитарного", но заразиться от него навряд ли кому удалось бы, так как своим "выхлопом" он "валил все микробы за метр"!

Таня-горничная, рулила сама и достигла всех поставленных целей, умело используя увлечения хозяев и благородных гостей дома спиритизмом. Смело пошла на подлог и обвела их вокруг пальца. Ну а хозяйская молодёжь в этом ей либо помогала, либо не вмешивалась.

Выручила девчонка и "толстовских крестьян", среди которых кстати, был и её потенциальный свёкор. Дожала на "пожениться" и своего возлюбленного. Раскрутила барина на невыгодную тому сделку с продажей земли крестьянам! Получили крестьяне долгожданную землю! Этакая, Таня-революционерка!

-9

Думаю, лозунг "Земля крестьянам" выбился в массы благодаря пьесе графа Толстого чуть позже, лет двадцать спустя... к 1917-му году...

Что сказать! Талантливые актёры Омского академического театра драмы , вместе со своим режиссёром Георгием Цхвирава и графом Толстым Львом Николаевичем в спектакле "Плоды просвещения" в этот раз подурачились на славу! Добру быть!

-10

*Кино-Театр-Книги: https://gorelov.su/kino-teatr/