Прежде чем начать просмотр, я обратился к жене и сказал с усмешкой: «Во! Испанский фильм! Будем смотреть?». Дело в том, что отдельно и уже давно я написал статью: «Страх божий»… вот что такое испанский кинематограф… Весь!», а потому от просмотра ожидал жутких кадров и испорченного настроения. И получил именно то, что ожидал, но настолько в двойном размере, что часть фильма проматывал вперед, поскольку смотреть это без надрыва сердца было невозможно. В результате из почти двух часов фильма посмотрели только немногом более часа. Если бы пришлось этот фильм смотреть в кинотеатре, на большом экране, то сбрендить можно по окончанию его просмотра, а когда бы вышел из кинозала еле живым в психологическом понимании — жизнь вокруг показалась бы сущим раем.
Жена после просмотра сказала мне: «С этим народом надо что-то делать! Спасать надо. Рязанова или типа рязановых к ним отправить на перевоспитание, что ли?». Я с ней полностью согласен, поскольку те испанские фильмы, которые мы уже смотрели, в том числе и знаменитую на весь мир «Платформу» - это все по степени воздействия на психику нормального человека — детский лепет и ерунда.
Мы живем не в простое время (хотя когда оно было простым? И было ли вообще?), напряженное, жестокое и весьма противоречивое, - вокруг творится множество неприятных вещей, агрессии более чем достаточно, - я сейчас не только о ситуации на Украине или в Секторе Газа, хотя там сейчас сложнее всего, а в целом, - о мировой ситуации, когда властьимущие постепенно, но неуклонно продвигают доктрину о том, что правильно было бы оставить не более 500 миллионов людей на планете, поскольку то у них климат теплеет, то холодеет, то сами не знают что еще придумать, но главное в другом — сократить население планеты. В России думают о том, как бы повысить рождаемость, но… это только в России.
Я говорю сейчас об этом не просто так. Сама ситуация, показанная в фильме «В никуда» смогла сложиться таким образом по сюжету, поскольку ее первоисточником стали радикальные решения властей то ли Испании, то ли всей Европы о необходимости резкой и всеобщей экономии всех типов ресурсов, включая еду и воду, а поскольку многим людям это не понравилось, пришлось таких недовольных резким сокращением качества жизни загонять в резервации, где им нельзя было размножаться. То есть властям необходимо было большую часть людей лишить их будущего в виде потомства и тоже довольно скорыми темпами — беременных и детей отнимали у семей и… с концами. Представляете, насколько жестокое воображение у режиссера и сценариста этого фильма?! Хотя… этот фильм нам всем как предупреждение. Но это лишь одна сторона фильма. И не основная.
Основная сторона фильма об инстинкте выживания. А какая сторона инстинкта выживания в мире является наиболее мощной? Это конечно же материнский инстинкт. Сильнее его нет. Здоровый материнский инстинкт способен привлекать к таким великим подвигам, для совершения которых необходима только сверхчеловеческая сила.
Главная героиня фильма оказывается в условиях существования по сравнению с которыми даже подвалы Гестапо выглядят райскими кущами. И это еще ладно, человек через многое может пройти, оказавшись один в океане, где на сотни миль вокруг нет никого, - знаю это из реальной жизни, поскольку книга «В дрейфе» Стивена Каллахэна является моей любимой книгой с конца восьмидесятых годов прошлого века. Но в книге то показан мужчина в полном расцвете сил, к тому же профессиональный моряк… Он еле выжил в тех условиях. А тут в фильме речь идет о неопытной женщине… Беременной! Удивительно, как она вообще прошла все те испытания, которые выпали на ее долю еще до того, как она оказалась одна в океане… Мне представляется, что большинство женщин через такие испытания бы не прошли, - или ребенок умер бы в утробе, или мать его будущая сошла бы с ума, или случился бы выкидыш (хотя я не гинеколог, - не знаю об этом в точности).
С другой стороны, если бы не ребенок — и в фильме это показано в одной из сцен прямо — женщина не выжила бы. Она уже собиралась резать себе вены от бесполезности к сопротивлению адским обстоятельствам, но… ребенок шевельнул ножкой, - а значит он жив (до этого два дня не шевелился), а значит есть ради кого бороться… вне зависимости от условий существования.
Конечная сцена мне показалась не реалистичной. Ребенку повезло, но не матери его, - мать слишком долго находилась под водой, ее уже нельзя было спасти, - и тут попахивает голливудским хэппи эндом, но я могу понять режиссера, поскольку фильм получился настолько мрачным, что если хотя бы в конце повествования добавить чуть-чуть надежды и оптимизма, - зрителю немножко полегчает. Он в этом плане абсолютно прав.
Вообще-то на взрослых мне наплевать. Они смогут делать с собой все, что угодно, но когда речь заходит о детях, тут мои нервы не выдерживают… А в фильме речь идет даже не о защите детей, а о защите только что родившегося младенца! Вот в чем жуть фильма.
Оценка стоимости — 6,5 баллов. Рекомендую только людям от 21 года и с крепкими нервами. У меня все.