Если опросить людей, часто путешествующих на поездах, какие именно места они предпочитают приобретать на дальние расстояния, то мнения людей разделятся примерно 50 на 50.
"Странно, - думала я - кому могут нравиться верхние полки?"
Ответ получила совсем недавно. Одна наша читательница в своем комментарии написала интересную мысль, которая сводилась к следующему: "Мне всегда казалось, что верхние - "личные", а нижние - "общие. Поэтому я старалась взять верхнюю полку, где никто не будет меня дергать с просьбами посидеть".
Большинство людей не любят, когда на их полке сидит посторонний человек, нарушающий их границы.
Ты не можешь в полной мере распоряжаться собственной полкой: вытянуть ноги тогда, когда тебе удобно, поставить сумку туда, где тебе удобно или даже просто разложить пасьянс.
Если на твоей полке сидит кто-то посторонний, то приходится его просить подвинуться или покинуть вашу полку, потому что вы хотите сделать то-то или то-то. Звучит как-то унизительно...
Поэтому многие и не просят, а молча, скрепя сердце, терпят постороннего человека, который вдруг с чего-то взял, что его полка - это его личное спальное место, а ваша - предназначена для всех.
А ведь формат просьбы, как мы помним, подразумевает под собой возможность отказа. И вот это совсем ни в какие ворота.
Если ваш непрошенный гость на ваше вежливое: "Пожалуйста, не могли бы вы пересесть на свою полку, так как я хочу полежать" ответит: "А в чем проблема, я вам мешаю, что ли? Ложитесь, просто ноги подогните, или давайте я поближе к окну сяду, а вы к стеночке отвернетесь".
И вот неожиданно ваша полка под руководством умелого манипулятора действительно становится общей. Не вы решаете, как вам будет удобно, а наглый попутчик предлагает вам различные варианты, которые в любом случае подразумевают его присутствие на вашей полке.
И тут встает вопрос жесткого отпора. На такой отпор не все способны. Потому что чаще всего мы воспитанные люди, которых родители учили не высовываться и не привлекать к себе внимание.
Я уверена, что многие, кто здесь категорично пишет, что выкинет верхнеполочника со своей постели в считанные секунды, блефуют. Они хотели бы выкинуть, но воспитание не дает это сделать.
Внутри все сжимается и внутренний голос просит потерпеть, это всего лишь один раз, в следующий - лучше сразу сказать "Нет", а в идеале вообще взять верхнюю полку.
Нам сложно признать, что мы не умеем дать отпор наглости. Не все, конечно, но многие. А наглость как раз этим и пользуется. А нам все "неудобно". Все из-за этих установок из детства "не высовывайся", "будь, как все", "лучше промолчи", "не привлекай к себе внимание".
Мы сами страдаем от своей мягкотелости. Отсюда и появляются истории про то, как человека с нижней полки сгоняли, чтобы место бабушке уступить или вообще выгоняли из купе, так как другие там едут семьей и не хотят видеть посторонних.
И люди из этих историй молчали и позволяли вытирать об себя ноги. Сколько злых насмешек над ними было! А почему? Потому что мы злимся внутри на себя, потому что боимся, что сами попадем в такую ситуацию.
Пойти против агрессивного наглеца - это сильный стресс, сделать это спокойно не каждый в состоянии. Так чего вы смеетесь и упрекаете тех, кто оказался слаб перед наглостью?
Правда, мне всегда обидно читать, когда люди пишут "так ему и надо, сам виноват". А я так не считаю.
Люди должны быть защищены законом, а не своим характером или умением махать кулаками.
Ну, умеете вы ставить на место нахалов - защитите тогда того, кто не умеет. Но издеваться над ним зачем?
Большинство людей в основном приспосабливаются так, чтоб избежать каких-либо разборок с посторонними людьми. Поэтому многим проще купить верхнюю полку, чтобы их никто не трогал, чтобы не стрессовать по поводу того, как бы сказать попутчику: "Поели? Хорошо, пора и честь знать".