Приветствую вас, друзья! Жалобы на большой расход топлива на отечественных авто с ВАЗовскими силовыми агрегатами - это ежедневная рутина для автоэлектрика, специализирующегося на Lada. Двигатели ВАЗ-21129, 11182, 21179 и предыдущие модификации моторов никогда не отличались экономичностью, особенно в городском, пробочном режиме. Однако, когда автовладелец видит на приборной панели средний расход топлива в 13 - 15 литров на сотню километров пути - очевидно, что мотор работает неправильно и нужно искать причину проблемы. Многие причины на самом деле вполне реально найти и устранить самому, без помощи автосервиса. Давайте же разберём все самые частые причины повышенного расхода топлива на ВАЗовских силовых агрегатах.
Причины повышенного расхода топлива на Lada:
Дела зажигательные
При обнаружении повышенного расхода топлива в совокупности с троением и потерей тяги, что нужно смотреть первым делом? Правильно - свечи! Но не только их. Проблема может и в пробитой катушке, и в неисправной проводке.
Почему же при этом происходит перерасход топлива? Когда свеча не работает как нужно или не работает вовсе топливо в цилиндре попросту не сгорает, а выбрасывается в катализатор. Лямбда-зонд фиксирует резкое повышение СО2, а так же много несгоревшего кислорода и сообщает об этом ЭБУ, который начинает корректировать подачу топлива в сторону его увеличения, но итог остаётся прежним. В результате - расход велик, а тяги нет.
В общем, первой и одной из самых распространённых причин мы можем выделить неисправность на уровне свеча - катушка - провод.
Дела воздушные
Подсос воздуха где-то на впуске - привычное дело. При подсосе воздуха после ДМРВ происходит следующее - лямбда опять видит много несгоревшего кислорода, подаёт об этом сигнал в ЭБУ, ЭБУ на этом основании увеличивает подачу топлива. Как результат - растёт расход. Если подсос будет очень велик, то загорится чек по расхождению показаний лямбда-зонда и ДМРВ. В целом, данная неисправность возникает часто при установке "тюненых" ресиверов и прочего вмешательства во впускной коллектор и воздушные патрубки.
Неисправность ДМРВ - чувствительный элемент в датчике по той или иной причине начинает подавать недостоверные данные на ЭБУ, блок в свою очередь на основании них неправильно рассчитывает подачу топлива, нарушается стехиометрическое соотношение смеси. Лямбда, естественно, замечает это безобразие и сигнализирует ЭБУ об этом, ЭБУ пытается снова скорректировать топливную смесь, но без достоверных данных о количестве поступившего воздуха от ДМРВ сделать этого не может. Как итог - неправильное стехиометрическое соотношение бензина к поступившему воздуху, недостаток тяги и перерасход топлива.
Забитый воздушный фильтр так же является причиной повышенного расхода топлива, и вот как это работает. Из-за забитого фильтра поступает меньше воздуха, меньше воздуха - меньше бензина, а значит и меньше тяги. Чтобы ехать в привычном режиме, нам приходится сильнее нажимать на педаль газа, а значит - крутить мотор до больших оборотов. Уменьшение динамических свойств двигателя из-за какой-либо неисправности всегда приводит к перерасходу топлива.
Дела датчиковые
Неисправный датчик ДПДЗ - ЭБУ не понимает, в каком положении находится дроссельная заслонка, это приводит к понижению мощности и неправильной подаче топлива, как результат - при ухудшении тяги растёт расход.
Неисправный ДТОЖ тоже часто приводит к перерасходу топлива. К примеру, двигатель уже прогрелся, а ДТОЖ "врёт", что температура двигателя ещё не вышла на оптимальный уровень. При низкой температуре ОЖ подаётся чуть больше топлива и ЭБУ, не понимая того, что мотор вышел на рабочую температуру, продолжает подавать повышенное количество топлива, что и приводит к постоянному обогащению топливной смеси и повышенному расходу бензина.
Неисправный лямбда-зонд. Контакт лямбда-зонда (датчика кислорода) имеет особенность со временем выходить из строя. Тогда датчик начинает показывать передавать в ЭБУ неправильные параметры или вовсе перестаёт подавать их. В первом случае ЭБУ начинает неправильно рассчитывать топливную смесь, а во-втором - переходит на усреднённые показатели заложенные в программе. В обоих случаях будет наблюдаться потеря мощности и перерасход топлива.
Дела прошивочные
Сейчас очень модно перепрошивать ЭБУ двигателя и откатывать программу онлайн, однако далеко не все знают, что делать это можно исключительно на абсолютно исправном автомобиле, с каждым исправным датчиком и новыми или хотя бы "свежими" свечами зажигания! В противном случае можно настроить параметры ЭБУ на основании неправильных данных на неисправном автомобиле. Если настраивать программу на старых свечах с увеличенным зазором между электродами, можно неправильно настроить угол опережения зажигания, что приведёт не только к перерасходу топлива, но и к повышенному износу двигателя и скорому приезду на капитальный его ремонт. В прочем, это уже совсем другая история.
Ещё одна беда - "накатывать" прошивку от другой машины с таким же двигателем, как у вас. Если программист на сервисе предлагает вам такой вариант - откажитесь от его услуг. Думаю, уже понятно, что датчики на другом аналогичном авто могут давать отличные параметры от ваших, ну и свечи зажигания у вас естественно не будут абсолютно идентичными. Прошив такой программой свой блок вы получите неоптимальную работу двигателя, что и в меньшей мере приведёт к повышенному расходу топлива.
Итог
Большинство из указанных выше причин повышенного расхода бензина на ВАЗовских моторах можно исправить своими руками не прибегая к помощи сервиса. Да, для точности диагностики хорошо бы иметь в своём арсенале сканер для чтения параметров ЭБУ, но сейчас такую вещь можно приобрести буквально за 500 - 1000 рублей, а то и дешевле.
Друзья, если вы знаете другие распространённые причины повышенного расхода топлива технического характера - не стесняйтесь, пишите о них в комментариях! Дополните статью своими знаниями и опытом!