Предбазовая инфа по объекту
Речь разумеется о Задаче трёх тел. Сразу скажу, что я прочитал только первую книгу, с лютым скрипом, включая быстрочтение на огромном количестве совершенно бессмысленных для сюжета и для погружения моментов, например бесконечное нытьё героев на пустом месте, идиотские объяснения различных физических явлений и прочее. В процессе я себя постоянно ловил на мысли, что читаю бесконечную экспозицию, в итоге так и оказалась. Первая книга - это книга экспозиция. Здесь нет ни завязок, ни развязок, ни кульминаций. Просто почитай экспозицию на 400+ страниц, это же так увлекательно.
Но давайте к сюжету и к языку. Понятное дело, что читал я в переводе, так как китайского не знаю. Вероятно часть повествовательного в переводе и затерялось, наверняка в оригинале есть что-то хорошее. Тем не менее, мне решительно всё равно на это "хорошее", ибо общий контекст произведения всё равно плохой.
Стартует всё с культурной революции в Китае, какая она несправедливая и как умирают лучшие из тех, кто противостоял ей. Разумеется один из умерших - это отец главной героини, данное событие и цепь других оставили отпечаток на её судьбе и мотивации.
Кто автор? Какая мотивация? Зачем всё это?
Прежде, чем продолжить разбор, я немного затрону самого автора, чтобы внести некую ясность. Здесь пройдёмся немного по эпилогу, где он сам рассказывает о некоторых воспоминаниях из детства.
Долгое время я был уверен, что автор это девушка, потому что ну не может мужик вдаваться в такую идиотию на уровне шизофренической рефлексии. Оказывается может. Когда я прочитал эпилог, всё встало на свои места. Почти цитата: "Я помню в детстве, как у меня над головой летели сотни самолётов и они бомбили соседние регионы, это были мы сами... Либо мне это нарисовало моё детское воображение. Я не могу знать точно". Собственно всё, что нужно понимать о том, что творится в голове у человека.
Возвращаемся к основной части разбора.
В начальных эпизодах произведения описывается чудовищная жизнь, полная страданий какой-то учительницы, у которой имеется отличный достаток от параллельного импорта тех времён, но к сожалению... К превеличайшему сожалению, она загнана в тиски ужасного режима и не может... Она не может похвастаться окружающим своей квартирой, своими покупками из-за рубежа! (бедняжка, как она только справляется...) Она вынуждена всё это покупать и держать в тайне.
Дальше у нас там огромная часть повествования про антенну, которая могла бы занять раза в три меньше места, но автору надо обязательно вдаваться в пространные размышления, описывать каждый шаг, обязательно добавляя умозаключения персонажей, являющиеся его собственными, просто транслируются они устами героев.
Короче, тоталитаризм плохо, культурная революция плохо, а демократия и запад - хорошо. Примерно такой там посыл. Разумеется, под конец книги он пытается занимать какую-то взвешенную позицию, ибо мы знаем, что китайская цензура могла бы подобное и не пропустить (хотя речь идёт про 2008-й год выпуска книги, возможно тогда там было попроще с цензурой).
Кстати инопланетянам отправляется злополучное сообщение: "Приезжайте и сделайте наш мир лучше". Герои романа уверены в ущербности их мира и хотят, чтобы нашей планетой занялись кто угодно, лишь бы не люди.
Автором послания инопланетянам является главная героиня, которой осточертела несправедливость этого мира, и она подумала, что идеальное общество могут упорядочить лишь внеземные захватчики. Иными словами, всё это выглядит по-детски наивно и инфантильно.
Сомнительные литературные ходы...
Далее идёт супер жидкое повествовательное про какую-то игру, которую создали, чтобы отобрать претендентов в мятежники Земли. Эти сепаратисты готовы отдать инопланетянам все наши сокровища и всё достояние... Что простите? Среди мятежников главная героиня, которая в данный момент... Хмм... Как бы это сказать. Она никто. Она отработала на военном предприятии -тцать лет и всё. Предприятие закрылось. Потом произошло знакомство с каким-то китайским миллионером, который построил ещё одну антенну и кажется корабль (вы даже не представляете насколько это всё неважно для сюжета). В общем... Это всё. Миллионер, бывшая баба с военного объекта. И этот "бомонд" планирует отдавать Землю инопланетянам, ну вы поняли. Они же так много решают на Земле. Прям ключевые фигуры. Ох...
Не буду останавливаться на всяких объяснениях различных астрономических и физических явлений, такое ощущение, что автор хотел сделать что-то полезное, простыми словами описать какие-то сложные материи. Проблема в том, что материи, которые он описывает, являются настолько сложными, что простыми словами объяснить их попросту невозможно (например 11 измерений, в которых существуют некоторые фундаментальные частицы типа фотона).
В итоге получается крайне сомнительно, неинтересно и душно. Книга вроде как пытается объяснить вещи по-простому, но по факту, становится только ещё непонятнее. Я уже молчу про то, что персонажи начинают всё это объяснять на пустом месте, просто сидят пьют пиво, БАМ, а пойдём-ка я тебе за квантовую механику раскидаю на примере бильярдных шаров. То есть там никаких предпосылок не было, чтобы вы понимали. Никаких!
Там не было такого, что кто-то сел играть на гитаре, герой посмотрел на это и подумал, теория струн так сложна, а тот кто играл на гитаре сказал: "А ты знаешь, у меня была двойка по физике в школе", и герой решается попробовать ему объяснить всё по простому, потому что душа требует. Нет. Там просто на пустом месте. Как у людей с синдромом Туретта, понимаете?
К сожалению уровень Лю Цысиня, как автора, оставляет желать лучшего...
Кстати, это неплохо объясняет почему Лю Цисинь плохой автор. Все его описания, все действия, вообще вся книга она крайне иллюстративна и повествование выстраивается покадрово. То есть он скорее писал фильм, нежели книгу. Ибо когда ты пишешь книгу и берёшь пример бильярдные шарики, то тебе нужно описывать это примерно так: "Синий шарик номер 11, столкнулся с жёлтым шариком номер 4, обрати внимание на плавность его движения, а теперь я стлокну уже красный шарик номер 6..." И так далее. Надо ли говорить, что это выглядит ну как графомания. Лучше использовать более понятные примеры, которые проще визуализировать. Как шарик и куб. Ты их не перепутаешь никогда. А вот миллион шариков разных цветов и размеров ты будешь хорошо различать, только если это кино или мультфильм. Если есть наглядный материал... На крайний случай иллюстрация. В голове, в воображении это всё смешается.
Дальше буду двигаться по отдельным темам, которые вызвали у меня негодование. Первая и самая главная - это таймер перед глазами у учёных, который возникал для того, чтобы они перестали заниматься наукой. Придумать более идиотскую вещь очень трудно. То есть это прям научно-фантастический бред, и фантазии подростка. А давайте типа инопланетяне транслируют таймер прямо в мозг, чтобы он маячил перед глазами, круто же будет, да? Круто же? Нет.
Вообще вся концепция торможения прогресса - это полный бред сивой кобылы. Единственная интересная мысль во всем этом то, что инопланетная цивилизация, мол, развивалась равномерно и планово. Все открытия делались на протяжении тысяч лет и разработка велась в целом медленно. Не было скачков и развития по экспоненте. А, мол, земляне прожили несколько тысяч лет в полном пиве, грязи и говне, а потом такие собрались и за 100 лет открыли всё, что только можно открыть, взяли так сказать прогресс за рога и сделали его своим сателлитом.
А я напомню, что инопланетянам лететь до Землии 400 лет. По их подсчётам через 400 лет земляне разовьются до каких-то чудовищных уровней, поэтому надо затормозить науку. Друзья, мне это крайне тяжело комментировать, но я попробую разложить по пунктам сей бред.
Во-первых, чтобы дистанционно затормозить науку, они решили использовать развёртку и свёртку атома, в котором заключён огромный искусственный интеллект, который они послали на Землю, и что самое интересное на Земле кто-то зафиксировал прилёт этого атома... Самое интересное, что в рамках первой книги данный атом не меняет абсолютно ничего и ни на что не влияет. Дальше наверное он этот атом породит триллионы подобных и как вирус будет тормозить развитие Земли и всё такое. Но мне уже не интересно, ибо целая 400-страничная книга-экспозиция, ну это правда очень уныло. Даже со всеми научными объяснениями различных явлений... Крайне скучно. А уж учитывая, что объяснения местами неверные, кривые и с весьма пространными умозаключениями по сабжу... Ну вы поняли.
Во-вторых, а будут какие-то аргументы в пользу захвата Земли кроме того, что там водичка, океан и рай во вселенной? Нет, конечно это изначально сильная аргументация (нет). Но типа вы вообще в других условиях живёте и развиваетесь. И наверняка есть какая-то привязанность к месту, я не знаю... Некоторые люди на Земле влюбляются даже в трущобы, в которых они выросли. Неужели у инопланетян нет привязки к месту жизни, прогресса и развития?
В-третьих, вы снаряжаете все ресурсы планеты, чтобы построить огромный флот, половина которого НЕ долетит. И вот прям вот все жители трисоляриса такие: "да, давайте, отличный план, улетаем". Просто полное отсутствие какого-либо глубинного лора трисоляриса. Типа развились, зарядились амфетамином и погнали завоёвывать. Иначе, чем бред это и не охарактеризовать...
Разбираем остальные сюжетные повороты, которые ни на что в книге не влияют
Эпизод с развёрткой нанонитей. Их не видно, они толщиной с микрон или молекулу, очень тонкие. А самое главное - прочные. Как должна работать невероятно прочная нанонить? Может быть она настолько тонка, что будет проходить между молекулами, не разрушая структуру. Но у Лю Цисиня своё видение. Он видимо мечтал сделать зловещую сцену, где огромный корабль разрезается невидимыми нитями и все, кто на корабле помирают. Это же так зрелищно, зловеще и пугающе... Ну да. Если не включать мозг и матчасть.
А если читать это со включённым мозгом, то появляются вопросы. Во-первых, они планировали эту операцию с учётом того, что им нужны данные, которые хранятся на ноутбуках и на серверах корабля. Их нельзя повереждать. НО! Если нанотрубками, то можно, ведь они оставляют такой идеальный разрез, что информацию можно легко восстановить с поломанного девайса. Во-вторых, может быть пустите просто боевой транквилизатор на корабль и всё. К чему весь этот геморрой с нанотрубками? И да, я помню, что там было несколько страниц о том, почему ИМЕННО ЭТОТ вариант подходит и никакие другие. Но как вы понимаете, они все настолько слабо аргументированы, что даже трудно вспомнить суть.
Кстати, знаете что по итогу? Они не нашли никакой новой информации на корабле. Вообще никакой. Этот кусок книги никак не двигает сюжет вперёд. То есть его можно полностью вырезать и это НИКАК не повлияет на повествование. Вообще НИКАК.
Про эту идиотскую игру, которая к сожалению, является частью сюжета и про которую ты вынужден читать...
И так со многими поворотами сюжетными, они приводят в никуда. Вернёмся к игре. Как нам говорится в книге, некие поклонники инопланетян - основные действующие лица, кроме Ван Мяо, - это люди, которые оказались разработчиками игры. Главная у них - Вень Цзе. Причём, судя по тому, что там в игре происходит - это игра в виртуальной реальности, причем она крайне популярна и у неё имеется солидный онлайн с турнирной доской.
Суть игры в том, чтобы успешно проходить циклы между построением трёх тел (Три солнца) и успешно уходить в дегидратацию (избавление от всех жидкостей в организме и становление амёбоподобной субстанцией, которая может в таком состоянии долгое время лежать и обтекать). Ну допустим. Смысл игры в том, чтобы выявить САМЫХ ЗАДРОТОВ, которые подойдут для принятия в клуб избранных, чтобы передать Землю инопланетянам... А кто они все такие, чтобы кому-либо передавать Землю, этот вопрос не поднимается.
Через описание игры мы якобы знакомимся с миром Трисоляриса (как раз оттуда летят инопланетяне, чтобы захватывать Землю), и получаем больше данных о нём. Возможно мы должны оторопеть от их технологий и возможностей. При этом, не совсем понятно, как выглядят трисоляриане, в книге даже подмечается, мол, в нашем понимании они выглядят точно так же как и люди, но это сделано для облегчения восприятия. На самом деле они иные, но детальных описаний нет, и в целом они действуют и общаются точно так же, как и люди. Даже когда описываются сцены с самой планеты.
Данное произведение нельзя называть научной фантастикой
Там ещё было много бреда, начиная с суперкомпьютера, который был сделан из нескольких миллионов трисоляриан. Именно из существ. Они встали типа как плата, и работали по командам. Очень смешно. Ну и с тем, что у них равномерный прогресс - это дикая нестыковка, ибо сама система подразумевает суровейшие условия жизни.
Три светила хаотичны, и могут встать в ряд в любой момент, после чего надо всё бросать и срочно дегидрировать, чтобы выжить под палевом этих светил (почему дегидрировать, наоборот, надо напитываться влагой, чтобы противостоять этому всему... Непонятно). Причём цикл хаоса может длиться крайне долго, а прерваться всего на 2 дня, а потом снова начаться. Какой вообще поступательный прогресс возможен в таких условиях? Звучит крайне бредово.
Заканчивается всё тем, что активисты трисоляриса на Земле почти все умирают, а те, что остаются, понимают, что инопланетяне летят нас захватывать. Захват произойдёт только через 400 лет, но всё равно надо сказать дежурное: "нам всем конец, пойдём напьёмся".
Но если задуматься, то даже дети их детей до этого не доживут, поэтому героям текущего поколения, по идее должно быть максимально параллельно, их задача передать полученные знания, сказать, что нельзя заканчивать научно-технический прогресс ни при каких обстоятельствах и со спокойной душой можно уходить в мир иной....
Кстати, не понятно долетят ли они вообще, там вроде как это первый их полёт на такое расстояние (но это не точно). И вообще никаких объективных данных нет всё равно.
Итог
Книга ужасна, читать тошно от начала и до конца, после этого открыл дневники Йона Тихого, получил удовольствие и успокоился. Никому не рекомендую даже открывать Задачу трёх тел, потому что это крайне слабая научная фантастика. Автор начитался интересных случайных фактов из мира квантовой физики, придумал забавные концепты, но разложил это всё скверно, скучно, нудно и затянуто.
Наряду с этим он не умеет описывать драму, персонажи все картонные. В итоге утопаешь в графомании человека, которому не терпится поделиться своими знаниями. Никакого художественного отбора, никакой структуры, всё крайне тяжеловесно, не захватывает, не затягивает. А научная фантастика вообще должна именно заинтересовать. Да так сильно, чтобы оторваться было невозможно, иначе какой смысл?
А вы как считаете? Читали произведение? Понравилось? Поделитесь вашим мнением в комментариях!