Найти тему
Читаем с дочкой

"Страна" Людмилы Петрушевской: короткий рассказ, трагедия беспредельная.

На днях прочла сборник повестей и рассказов Л.Петрушевской, со "взрослым" творчеством которой я до этого не была знакома. С дочкой мы читали две сказки этого автора: "Красивая свинка" и "Приключение буквы "А". Ребенок послушал один раз и забыл, я тоже не впечатлилась, а про букву А мне читать даже не понравилось, какое-то рвано-ломаное бессмысленное повествование. Читатели, судя по отзывам на детские книги Петрушевской, делятся на два лагеря: одни считают ее сказки гениальными, другие шокированы тем, что подобную белиберду вообще печатают.

Я заняла третью позицию: от произведений для детей я не в восторге, но признаю, что кому-то они могут нравиться, ибо сказки весьма специфические, но с юмором и безусловно талантливые.

  • Кто автор? Многогранная творческая Людмила Стефановна Петрушевская (родилась в 1938 г.) - писательница, поэтесса, драматург, сценарист, композитор, художница. Ее первая официальная публикация - сборник рассказов "Бессмертная любовь" вышла только в 1988 году, когда писательнице было 50 лет. Писала Петрушевская с молодых лет, но ее произведения не печатались в советское время из-за чрезмерной мрачности, но были многим знакомы благодаря самиздату.

По воспоминаниям самой Людмилы Стефановны, ее профиль был использован для создания образа Ёжика из культового мультфильма "Ёжик в тумане" 1975 года. Режиссер Юрий Норштейн, правда, не соглашался с этим утверждением, но определенное сходство налицо:

Фото из Яндекс.Картинки
Фото из Яндекс.Картинки

Я прочла сборник прозы, в который входят циклы мистических рассказов "Песни восточных славян", вышеназванный цикл "Бессмертная любовь", повесть "Время ночь" и другие. Мне понравилось! Написано виртуозно, владение языком мастерское, рассказы читаются не легко, это не та книга, которую можно прочесть за полдня. И да, произведения мрачные, наполненные безысходностью, тоской и безнадежностью. Герои Петрушевской, чаще женщины, неприкаянные, растоптанные, неприспособленные к жизни, не всегда адекватные. В память мне врезался рассказ "Страна", всего в нескольких строчках, в двух последних абзацах, автор беспристрастно показывает глубину падения в жуткую бездну алкоголизма. Врезался настолько, что хочется им поделиться.

Кто скажет, как живет тихая, пьющая женщина со своим ребенком, никому не видимая в однокомнатной квартире. Как она каждый вечер, как бы ни была пьяной, складывает вещички своей дочери для детского сада, чтобы утром все было под рукой.
Она сама со следами былой красоты на лице — брови дугами, нос тонкий, а вот дочь вялая, белая, крупная девочка, даже и на отца не похожая, потому что отец ее яркий блондин с ярко-красными губами. Дочь обычно тихо играет на полу, пока мать пьет за столом или лежа на тахте. Потом они обе укладываются спать, гасят свет, а утром встают как ни в чем не бывало и бегут по морозу, в темноте, в детский сад.
Несколько раз в году мать с дочерью выбираются в гости, сидят за столом, и тогда мать оживляется, громко начинает разговаривать и подпирает подбородок одной рукой и оборачивается, то есть делает вид, что она тут своя. Она и была тут своей, пока блондин ходил у ней в мужьях, а потом все схлынуло, вся прошлая жизнь и все прошлые знакомые. Теперь приходится выбирать те дома и те дни, в которые яркий блондин не ходит в гости со своей новой женой, женщиной, говорят, жесткого склада, которая не спускает никому ничего.
И вот мать, у которой дочь от блондина, осторожно звонит и поздравляет кого-то с днем рождения, тянет, мямлит, спрашивает, как жизнь складывается, однако сама не говорит, что придет: ждет. Ждет, пока все не решится там у них, на том конце телефонного провода, и наконец кладет трубку и бежит в гастроном за очередной бутылкой, а потом в детский сад за дочкой.
Раньше бывало так, что, пока дочь не засыпала, ни о какой бутылке не было речи, а потом все опростилось, все пошло само собой, потому что не все ли равно девочке, чай ли пьет мать или лекарство. Девочке и впрямь все равно, она тихо играет на полу в свои старые игрушки, и никто на свете не знает, как они живут вдвоем и как мать все обсчитывает, рассчитывает и решает, что ущерба в том нет, если то самое количество денег, которое уходило бы на обед, будет уходить на вино — девочка сыта в детском саду, а ей самой не надо ничего.
И они экономят, гасят свет, ложатся спать в девять часов, и никто не знает, какие божественные сны снятся дочери и матери, никто не знает, как они касаются головой подушки и тут же засыпают, чтобы вернуться в ту страну, которую они покинут опять рано утром, чтобы бежать по темной, морозной улице куда-то и зачем-то, в то время как нужно было бы никогда не просыпаться.

Рассказы и сказки Л.Петрушевской можно легко найти и почитать в Интернете, чтобы сформировать собственное мнение о ее творчестве.

Приятного чтения!