Найти тему

КАК РЕДАКЦИИ ИЗБАВЛЯЮТСЯ ОТ НЕНУЖНЫХ АВТОРОВ

Журналистика, конечно, интересная и увлекательная профессия, но, как и в других профессиях, с журналистами может произойти немало неприятных вещей.

Журналистика, конечно, интересная и увлекательная профессия, но, как и в других профессиях, с журналистами может произойти немало неприятных вещей. Например, в редакции, где вы работаете или с которой постоянно сотрудничаете, от вас могут в один далеко не прекрасный день просто избавиться, по тем или иным причинам. И неважно, что вы хватаете звезды с неба и печатаетесь там много лет. Никто на это не посмотрит. А изобретательности руководства в плане, как отделаться от ненужного автора, остается только позавидовать.

Работа за 5 рублей

Я восемь лет проработала на одном достаточно крупном и известном сайте. Платили там не слишком много, но и нельзя сказать, чтоб совсем уж мало. В совокупности с заработками в других местах на жизнь хватало. Однажды мне сообщили, что писать авторские статьи больше не надо, но они могут предложить мне «несложную работу» - ставить на сайт чужие материалы, взятые откуда-то из Сети. Обещали платить… по 5 рублей за штуку. Редакторша уверяла, что на каждую уйдет всего минуты полторы. Прилагалась инструкция, как эти самые статьи публиковать на портале, из которой я поняла, что на одну статью потребуется как минимум 10-15 минут. К тому же, вроде там требовалось публиковать за день максимум 5 статей. То есть я заработала бы 25 рублей в день, 125 рублей в неделю, если считать только рабочие дни, и 625 рублей в месяц.

Когда я отказалась, мотивировав это тем, что так можно весь день просидеть и ничего не заработать, редакторша начала возмущаться – мол, там же делать нечего, и как это я могу не войти в их положение! Да еще они мне пошли навстречу и трудовую книжку положили (когда я устраивалась на работу, эта дама, кстати, еще в редакции не трудилась). Тогда я просто ответила, что буду искать другую работу. И написала заявление об уходе…

Вот интересно, они и в самом деле считали, что я соглашусь на «пятирублевый» вариант, или просто сделали мне предложение, от которого я не могла не отказаться?

Запретный рерайт

Устроилась я на другой сайт, где платили те же 500 рублей за статью, как и на предыдущем. Причем темы редакторы давали сами, и порой довольно сложные, на которые не так просто найти источники. Вернее, можно найти, если рыться в архивах, но кто ж будет это делать? При этом требовали, чтобы у статей была высокая уникальность и приводились цитаты экспертов. Также они имели привычку слать темы и в выходные, и в праздники. Например, 8 Марта, а они присылают новые темы… Пришлось им раз пять написать, что в эти дни я не работаю.

К статьям часто придирались, и темы давали дурацкие. Например: «С кем русским нельзя было мыться в бане?» В конце концов, мне это надоело, и я предложила писать им по своим собственным темам. Несколько месяцев так и работали. Я присылала перечень тем, они утверждали те, которые подходят, и я писала. А потом я как-то выслала им очередные две статьи и получила ответ, что их не могут опубликовать, потому что они представляют собой рерайт, а это запрещено. Редакторша дала ссылки, откуда я якобы все содрала. К слову сказать, я писала совсем по другим источникам, и уникальность была высокая – процентов 80. Ранее я тоже занималась рерайтом, но вопросов никогда не возникало.

И тут я обнаружила, что редакция уже опубликовала эти материалы, они висели на сайте. На мой вопрос редакторша объяснила, что они ошиблись. Но статьи в итоге так и не сняли.

Когда я начала выяснять отношения с редакторшей, та предложила мне «на время отдохнуть» от них. Но, конечно, решение я уже приняла. Где-то дней десять спустя редакторша мне написала и предложила прислать новые темы. На что я ответила, что больше не планирую сотрудничать с ними.

Скорее всего, со своими темами я была им просто не нужна, им надо было, чтобы я писала на те темы, которые дают. А еще им не нравилось, что я постоянно качаю права. Вот и решили меня, «неудобного» автора, вытурить.

«У вас слабые статьи»

Лет десять я просотрудничала с редакцией одного бумажного научно-популярного журнала. И всегда считала, что у меня нормальные отношения с главной редакторшей. Она могла иногда наехать по всяким пустякам, но, казалось, относилась ко мне по-человечески. Мы могли общаться не только по чисто рабочим вопросам. Например, когда моя мама сломала руку и я поделилась этим с редакторшей, та сочувствовала и даже давала какие-то советы.

И вдруг меня перестали печатать в журнале. Вернее, началось с того, что я прислала очередную подборку материалов, а редакторша написала, что там почти ничего не подходит, мол, лучше пришлите новые. Ну, я подготовила новые, постаралась, чтобы были интересные и на разные темы... Однако и их не опубликовали. Тогда я поинтересовалась у редакторши, почему не печатают. И получила хамский ответ – мол, статьи у меня слабые, на уровне начинающего автора. И случается, что порой даже нужны материалы именно на эту тему, но мои так плохо написаны, что их нельзя ставить... В чем конкретно заключались недостатки материалов, в письме не говорилось.

Отвечать я не стала. Ну, вы понимаете, я не девочка, только что окончившая журфак, а журналист с 30-летним стажем, член Союза писателей, автор более 20 книг и нескольких тысяч статей. Может, не все мои тексты – шедевры, но в то, что из 12 присланных статей ни одна не подошла, мне поверить как-то сложно… Получается, в течение десяти лет мои тексты их устраивали, и вдруг устраивать перестали?

Случайно я выяснила, что другой их автор попал почти в такую же ситуацию. Он прислал в журнал свои статьи и буквально 10 минут спустя получил ответ, что те не подходят. Как редактор могла успеть за такое короткое время все прочитать?

Кстати, впоследствии я показывала отвергнутые статьи своим знакомым редакторам и журналистам, и все они в один голос заявили, что тексты нормальные.

Что это было, мне непонятно до сих пор. Возможно, редакция просто решила сократить количество авторов. Возможно, им не понравилось, что я сотрудничаю с другими похожими изданиями. Или мои статьи плохо читали... Не исключаю, что у них был какой-то свой внутренний рейтинг авторов. Но сотрудничество мое с этим изданием закончилось.

«Тьмы низких истин нам дороже…»

А почему бы не взять и не сказать автору правду? Например, что они просто больше не могут платить за материалы. Или - что либо я сотрудничаю на их условиях, либо никак. Или - что надо писать на другие темы…

В некоторых редакциях со мной были откровенны – нет денег, теперь нужны статьи другого формата, и т.п. Поэтому я на них не в обиде. Но вот этой игры в кошки-мышки понять не могу. Зачем унижать человека, только чтобы отказаться от его услуг? Может, в этом виновато неадекватное руководство, но от этого ничуть не легче.

Возможно, мой опыт пригодится авторам, еще только начинающим свой профессиональный путь. Знайте, что, как бы вы ни были талантливы и профессиональны, сколько бы ни проработали в той или иной редакции, вы никогда не будете застрахованы от неадекватного поведения руководителей и подобного финала.

ИРИНА ШЛИОНСКАЯ