Недавно читала статью, в которой были собраны данные о том, как меняется уровень доверия к государственным органам и между людьми в разных странах мира. И я задумалась о том, насколько я доверяю малознакомым людям.
Вот меня знакомит мой друг с человеком, которого он хорошо знает. Вызывает ли он у меня доверие? Нет. Интерес - да. Симпатию - возможно. Я отношусь к нему настороженно, как будто он является источником опасности. Но почему так? Ведь человек, которого мне сейчас представили, должен вызывать у меня больше доверия, чем первый встречный.
Так я осознаю, что основная моя стратегия при знакомстве с человеком: не доверять ему, пока он меня не убедит в своей надёжности. Стоит ли говорить, что многие знакомства не доходят до этого? Спустя время, своими словами и поступками новый знакомый может заслужить доверие, но только до того момента, пока оно не будет подорвано.
При возникновении ситуации, которую я воспринимаю, как обман моего доверия, я испытываю настолько сильную обиду, что разрываю отношения с этим человеком навсегда, боясь испытать это чувство снова.
Стоит ли сразу доверять людям?
Взаимодействие людей в обществе - сложный процесс, который изучает человечество не одно столетие.
Роберт Аксельрод в своей книге “Эволюция сотрудничества” рассказывает об эффективной стратегии взаимодействия в обществе, которая была выявлена в ходе математического эксперимента с использованием теории игр. Теоретики игр предоставили Аксельроду варианты стратегий взаимодействия, которые включали в себя доверие, обман и прощение, затем стратегии соревновались между собой для выявления наиболее успешной.
По итогам эксперимента Роберт Аксельрод сформулировал следующие принципы эффективного взаимодействия:
Самая эффективная стратегия предполагает доверие к другому человеку при первом взаимодействии. Человек, который сотрудничает, может потерпеть неудачу, столкнувшись с обманщиком, но выиграет намного больше при взаимодействии с другими сотрудничающими людьми, которых статистически в обществе больше.
Для того, чтобы избежать эксплуатации доброты, нужно наказывать обманщиков, то есть переставать сотрудничать. Таким образом включается стратегия “око за око”.
Иногда люди могут ошибочно расценить слова или действия другого человека, как обман. Поэтому важно уметь иногда прощать. Сотрудничество после прощения в этом случае становится наиболее эффективным. Тот, кого простили, как правило, становится более вовлеченным в сотрудничество.
Если тебе интересно глубже погрузиться в эту тему и попробовать самостоятельно различные стратегии поведения, то предлагаем поиграть в игру “Эволюция доверия”.