Найти тему
Литературный салон "Авиатор"

Сомали. 1975 г. Работа с картой. К вопросу о воспитании. Командирша. Методика летного обучения.

Оглавление

Алексей Дзыгало

Несколько лет в северных районах свирепствовала засуха. Более 270 тысяч человек остались в выжженной саванне без пищи и воды. Правительство республики приняло решение переселить их в южные районы. Самолетами Ан-12 было переброшено около 100 тысяч переселенцев. Был там и я, в качестве РП на двух полевых аэродромах. Крайним рейсом с "моего" второго аэродрома, Эль-Бур, взлетел борт зам.командира 3-й гвардейской дивизии Петра Савельевича Щетины с 283 пассажирами. С закрылками выпущенными на 15 градусов вместо 25 как того требовала инструкция экипажу, самолет разбегался почти до горизонта и оторвался от земли, наверное, за счет ее кривизны. Расчеты выполненные позднее показали, что в данной, конкретной ситуации, это было единственным правильным решением позволившим после взлета, с превышением максимального взлетного веса и уборки закрылков, избежать попадания в зону вторых режимов полета.
Во время того полета умерло 6 человек, но это было обычным явлением. Само переселение было добровольно-принудительным. Людей, полуголых и без скарба, грузили как скот. Вход в герметичную кабину и выход через грузолюк блокировались швартовочными сетями, у которых дежурили вооруженные гвардейцы Сиада Барре.

-2

Работа с картой

Случилось это однажды летом в девяностые. Я, с моим дружбаном, Йонасом Юкнисом, перегнали "Антона" в Англию. После посадки на аэр. Хумберсайд (с-в Англия) хозяин просит перелететь на частный аэр. О.Р. (ю-з Англия). Связь и навигация за его другом, 60-ти летним планеристом. Солидный мужик. Полет планируется "ниже нижнего". Мы ударили по рукам. Готовность к полету новоявленного штурмана проверять не стали, а сразу пошли спать т.к. чертовски устали.

Утром взлетели…Во время полета сели батарейки GPS нашего, как потом выяснилось, "Сусанина". С радиосвязью дело обстояло не лучше...Мы блуданули. Я принялся за счисление пути, КВС - за радиосвязь.

По истечении расчетного времени стали в круг. Частоту аэродрома "Сусанин", естественно, забыл. Травяную ВПП не нашел. Мы чуток еще покрутились и сели в поле (хорошо, что прайвит пропети). Через пять минут рядом садится вертолет из О. Р. Они нас ждали и видели, как мы пролетали над ними. Пилот вертолета быстро все уладил с лэндовнером и мы перелетели на аэродром О.Р. Оказалось, что мы ошиблись в своих расчетах на 4 мили.

Самые волнительные воспоминания остались от работы с картой в полете. Она была покрыта пленкой, на которой мой карандаш не оставлял следов, а масштаб её был: 5 миль в 1 дюйме.

Выяснилось, что "хозяин" приобрел самолет по просьбе клуба приватных пилотов частного аэродрома О.Р. , которые тут же изъявили желание переучиться на него под нашим «чутким» руководством.

В течении двух недель мы подготовили десять пилотов и, после прощального ужина на 95 персон в знаменитом на весь Юго-Запад ресторане замка "Chavenage House" (присутствовать на котором без смокингов было разрешено только нам двоим), с удостоверениями почетных членов авиационного клуба "Oaksey Park" покинули туманный Альбион.

Фото членского билета прилагаю.

PS.
Билет есть, а клуба нет.
Возмущенные жители окрест, через год,
добились закрытия аэродрома по шумам.

К вопросу о воспитании

Гостил я как-то у знакомого пилота, в Уэлсе. Поселил он меня на втором этаже в одной из комнат своих детей. Сын и дочь были в это время на учебе в Оксфорде.
На этаже был отдельный туалет, на одной из стен которого красовалась надпись: "Как только ты поймешь какие дураки твои родители, начинай собственную жизнь."
Позднее, мой друг поделился со мной своими взглядами на воспитание. В частности, он рассказал и то, что после появления этого "напутствия", сын и дочь стали реже просить у него деньги. Сын перешел с Мальборо на простой табак, а дочь во время каникул стала подрабатывать в соседнем баре.

Командирша

-3

Помню, как на одном из полковых застолий командирша прикололась в кругу молодых лейтенантов.
Подсела. Попросила сигарету. Обвела нас игривым взглядом и заявила: "Боюсь что моя Лялечка никогда не выйдет замуж. После глубокой затяжки и "мхатовской" паузы продолжила
 - Представляете, в прошлую субботу пошла на танцы в Дом офицеров...
и через полчаса вернулась. Спрашиваю:
- Почему так рано?
- Не интересно
- Неужели никто не приглашал?
- Да нет, приглашали
- Ну и ... ?
- Я отказывала
- Почему?
- А они там все выпившие.
- Ну ты и дура! Знаешь, когда я с твоим папенькой познакомилась он еле на
ногах стоял."

Методика летного обучения

Однажды на вывозной программе мне пришлось подменить заболевшего  инструктора - своего ученика, который инструкторскую программу отлетал на  базе ФЛА в Тушино.
Весь полет, в зоне и по кругу, курсант, солидный  мужик лет под 50, поглядывал на меня, как мне показалось, с некоторым  удивлением.
После посадки, когда я искренне похвалил его, он не  поверил. Теперь пришла моя очередь удивляться:
- Ваш инструктор ругает  Вас за такие полеты?!
- Он не ругает, но после каждой моей ошибки смотрит на  меня так, будто я свою бабушку зарезал!

PS.
Больше я  своих пилотов в Москву за инструкторским допуском не посылал.

Методика летного обучения (Алексей Дзыгало) / Проза.ру

Авиационные рассказы:

Авиация | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

ВМФ рассказы:

ВМФ | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Юмор на канале:

Юмор | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Другие рассказы автора на канале:

Алексей Дзыгало | Литературный салон "Авиатор" | Дзен