к.ф-м.н. Игорь Зорин (г.Пермь)
Я- математик. Много лет преподавал «Математический анализ» на механико-математическом факультете Пермского государственного университета. Когда человек говорит, что учился на мехмате, это вызывает уважение всех окружающих. Математика – наука серьёзная и сложная. Все так или иначе пробовали её изучать и понимают, что это дело не простое. А матанализ – наиболее сложная часть математики.
Усвоение и сдача экзаменов по матанализу – дело весьма трудное. Только единицы студентов могут сдать матанализ на мехмате на отлично. Считается, что тройка на этом экзамене – не стыдная оценка.
Так, при сдаче вступительного письменного экзамена по математике для поступающих на мехмат МГУ тройка считается нормальной оценкой. Если на этом экзамене человек получает четверку, на него уже смотрят: «Ого! Кто это такой? Надо брать». А если вдруг пятёрка, значит его надо хватать, тащить, даже если человек будет сопротивляться.
К 1985 году у нас появилась идея трезвости. По рукам ходили магнитофонные записи лекций о трезвости какого-то ученого физика из Новосибирска. В них он рассказывал доселе неизвестные вещи о народной беде.
Когда 7 мая 1985 года было принято Постановление ЦК КПСС «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма, искоренению самогоноварения», мы с приятелем пошли в райком партии. Нашли там инструктора по идеологии и предложили ему продвигать эти лекции по трезвости. Он говорит:
– Знаете, эти лекции… Наверное, агенты ЦРУ что-то мутят?
– А вы эти лекции слушали?
– нет, я не слушал.
– Давайте, мы вам принесём. Послушаете.
Нашлась в райкоме тогда хорошая молодая женщина. Она нас поддержала. И она рассказала нам, что было закрытое заседание райкома и им дали такую информацию. По оценке Минздрава тогда в стране рождалось 30% детей с отклонениями в умственно-психическом развитии. Тридцать процентов!
Пусть отклонение от нормы у ребёнка составляет 5%. Но какому родителю это надо? Каждому надо, чтобы у его ребёнка отклонений не было.
Например, ребёнок в школе хорошо успевает по математике, участвует в олимпиадах или побеждает в конкурсах. Об этом похвастаются родственникам, друзьям: «Вот какой хороший ребёнок родился в семье!» А если ребёнок родился с серьёзными отклонениями, то кто будет об этом хвастаться?
Есть у меня товарищ, с которым вместе учились. Он успешный человек, заведует кафедрой, профессор. А потом я узнал, что у него родной брат умственно отсталый, в школе не учился. Жил он около военкомата. У него военная форма, портупея, фуражка. И он постоянно около военкомата вышагивает, марширует, честь отдаёт. Вот и все его занятия. Единственно, что есть положительного в этом, такие люди долго не живут. И вот один брат в семье профессор, а другой – вот так.
Тридцать процентов детей с отклонениями рожают не какие-то там под забором валяются. Их рожают обычные нормальные люди, интеллигенция в том числе, которые по праздникам любят «рюмочку хорошего вина» через себя пропустить. Но всем хочется нормального ребёнка, чтобы он получил образование, был успешен в жизни.
И вот дети приходят в вузы. Школу они как-то прошли и прошли неплохо. А матанализ у них тяжело идёт. Думаю, если появляются отклонения, то они происходят по уровням. Выглядит это так. Если ребёнок мог родиться талантливым, то он будет талантом поменьше. Другой – пусть бесталантливый, стал совсем рядовой. А был бы рядовой ум, тот стал совсем отсталый.
Пик трезвости и рождаемости у нас в стране пришёлся на 1987 год. В 1985 начались ограничения на алкоголь, чуть-чуть краник прикрыли. Чуть-чуть прикрыли и через два года такой результат – пик рождаемости.
У меня была группа студентов по специальности «Прикладная математика» двадцать пять человек. Эта группа считается у нас в университете самой сильной. Я как-то дал им задание и хожу смотрю на них. И мысленно считаю, кто из них мог бы получить у меня на экзамене пятёрку? А пятёрки на экзаменах по матанализу получают единицы. Таких студентов немного. Если и, скажем, больше пяти, то это уже из ряда вон выходящая ситуация.
И вот я иду и мысленно считаю: «Один, два, три….» Я насчитал четырнадцать человек, которые по своей подготовке, по своим возможностям могут получить отличную оценку. Может не все получат. Кто-то поленится, кто-то растеряется, кому-то не повезло или ещё что-нибудь. Но 14 человек потенциально могут сдать экзамен на отлично. Это были студенты, родившиеся в 1987 году.
Проходит где-то ещё пара лет. А там уже тогда торговля спиртным вернулась на прежний уровень и даже превзошла его. И вот сидит передо мной другая группа. Я снова считаю, сколько их них могли бы получить у меня на экзамене отличную оценку. И думаю: «Вот этот может получить пятёрку. Вот этому, ну с натяжкой, я, наверное, поставлю пятёрку. Всё! Два человека. А остальные все слабее и слабее. Хотя в школе многие из них учились нормально. И некоторые потом кандидатами наук стали.
А спустя время наступает ситуация, когда из группы пять человек могут хоть как-нибудь сдать экзамен. А остальные вообще не могут – не хватает уже мозгов.
Меня в деканате спрашивают:
– Почему у тебя в группе тридцать процентов неуспевающих?
– Так, ребята, у нас такая статистика – тридцать процентов умственно отсталых. Они даже списать не могут. Вот у меня эти тридцать процентов и проявились. Я в этом не виноват. Вопросы к родителям.
Такая это беда. Я думаю, вот они современные проблемы образования. Говорят, давайте программу придумаем. А что программа? Давайте сейчас вместо ЕГЭ проведём нормальный экзамен и 90% его не сдадут.
А 10%, которые его сдадут учатся хорошей сильной школе. Но родителям это не нравится. Все считают: «Ведь ребёнок у меня хороший. Научите его. А если не можете, значит вы плохие учителя».
К чему это приводит? А приводит к тому, что школьную программу упрощают и упрощают. В большинстве школ сейчас нет доказательств в математике. Даже нет доказательств теорем в геометрии. Но математика – это доказательства. Если нет доказательств, значит это не математика вообще. Но всё убирают и убирают темы. Важные темы убирают. Раньше эти темы были, их усваивали те, кто покорял атом, космос. А теперь этих тем в школе нет. Комплексные числа убрали. Бинома Ньютона нет и школьники даже слова эти не слышат. Зачем логарифмическая линейка? Сейчас есть калькулятор. Зачем логарифмы изучать? При всём этом советское образование считалось лучшим в мире.
Если посчитать, мы по среднедушевому потреблению алкоголя сейчас, как в начале 1985 года. Лучше не стало. Только идёт дифференциация людей. В 1985 году трезвенников практически почти не было. Были пьющий сильно и пьющий мало.
Меня упрекают:
– Что ты говоришь «алкоголик»? Он мало пьёт!
– Он малопьющий алкоголик. Ну и что?
Все эти привычки находятся у него в голове.
Сейчас стало по-другому. Есть слой трезвенников и есть надежда.
У нас низкая рождаемость. В этом году (2023 году) рождаемость ниже, чем год назад. Но надежда у меня в другом. У нас стало больше многодетных семей. У меня появляются знакомые, у которых по четверо-пятеро детей. У моей дочери четверо детей. У двоюродной племянницы пятеро детей. И это трезвые семьи. Дети у них вырастут и у них будут нормальные трезвые семьи. Ну а кто не хочет жить нормально, те вымрут. Как по Дарвину написано. А у нас есть правильный путь и есть надежда.
Спасибо за поддержку блога и лайк на эту статью.
В поддержку трезвости народа и его демографии подпишитесь на канал ЗОЖ трезвость зрение ЗДЕСЬ
Провожу курсы он-лайн по возвращению трезвости в семью по методу Шичко.
Эффективность метода 70-90%.
Для связи сообщите свои контакты в примечании к статье.
Редактор газеты "Родник трезвости"
Кашин Юрий Иванович