Эта история о том, как ребенок в теле взрослого познает мир и себя.
Кажется, что такое мы уже видели. Например, сразу вспоминается любимый мною фильм "Большой" (ориг. The Big) с Томом Хэнксом.
Но "Бедные-несчастные" (ориг. Poor things) — фильм особенный и сможет вас удивить. В этом обзоре расскажу подробнее, чем именно.
Интересные герои
Взрослая девушка Белла передвигается как ребенок с ДЦП и ведет себя крайне непредсказуемо: играет ногами на пианино, бьет тарелки ради развлечения и писается в штаны у всех на виду.
Вместе с ней живет человек, который притворяется отцом девушки: заботится, учит прилично себя вести и развивает словарный запас.
А еще он преподает в местном университете, разбирая анатомию человека на свежих трупах. За его лицо, испещренное шрамами, студенты называют его монстром.
Белла же называет этого монстра Бог (God), сокращая таким образом его имя Годвин (Godwin).
Получается, что герои фильма — красавица и чудовище. Но по сравнению с известной сказкой, предстают они совсем в другом ракурсе.
История развития личности
Годвин приглашает одного из своих студентов присматривать за Беллой и тщательно конспектировать ее ежедневный прогресс. Девушка развивается стремительно и через некоторое время ставит своей целью покинуть клетку, которой для нее стал дом Бога.
В этом ей помогает искуситель и повеса Дункан Веддербёрн, который обещает необычайные приключения и увозит Беллу в Португалию.
Там она познает все прелести взрослой распутной жизни: много секса, ресторанов и выпивки.
Но в какой-то момент встречает престарелую женщину, которая открывает ей мир знаний и классических философов.
Белла из глупой похотливой девушки превращается в разумного человека, испытывающего горесть и сострадание к несчастным.
Удивляющие декорации
История разворачивается в воображаемой викторианской эпохе — мир вокруг выглядит вроде бы знакомо, но причудливо.
Героиня путешествует по красивому черно-белому Лондону, раскрашенному яркой гуашью Лиссабону и заснеженному, словно Сибирь, Парижу.
Режиссер Йоргос Лантимос как будто вдохновлялся фильмом "Чарли шоколадная фабрика".
Необычная съемка
Сначала кино черно-белое. Потом становится цветным. Чем разумней становится героиня, тем больше красок она видит в окружающем мире.
Иногда камера привычная, а иногда все выглядит так, как будто мы смотрим зрением рыбы или подглядываем в замочную скважину. Это делает некоторые фрагменты фильма как бы документальными.
Характер повествования
Фильм показан так, как будто автор хотел показать все радости и горести мира за 2 часа. Белла учится жизни так быстро, как только может.
Все детали ее жизни показаны без табу и смущения. Мир познает не она, а мы.
Если мир жесток, то смотри — вот мертвые младенцы, если прекрасен — съешь устриц с шампанским во время сиесты.
Йоргос Лантимос рассказывает простую историю взросления настолько сложно и красочно, насколько невероятны придуманные им пейзажи реально существующих городов.
В чем-то его произведение похоже на религиозную притчу, в которой прекрасная Ева сбегает из рая, поддавшись искушению получить удовольствие от жизни. В прямом и переносном смысле.
Но когда понимает какой ценой это удовольствие достается — решает стать хирургом и вернуться обратно. Чтобы служить сначала Богу (то есть Годвину), а потом и всему обществу.
Фильм уже получил Золотого льва Венецианского кинофестиваля, два Золотых глобуса и пять наград премии BAFTA. На Оскар-2024 работа Йоргоса Лантимоса выставлена в 10 номинациях. Больше только у "Оппенгеймера".
#оскар2024