Реализация крестьянской реформы 1861 г. связана с созданием и деятельностью нового в системе государственного строя России учреждения — института мировых посредников. Состав и компетенция его определялись “Положениями 19 февраля” 1861 г. Создавался институт из потомственных дворян на основе имущественного ценза (500 дес. земли). Личные дворяне могли быть посредниками лишь при условии двойного ценза .По своему составу институт был сословным, но дворяне не получили возможности избирать посредников, хотя именно этого добивалось реакционное дворянство в период подготовки реформы. Либеральная бюрократия отстаивала или выбор посредников крестьянами, или назначение их губернатором. Участие крестьян в выборе посредников отстоять не удалось, этот принцип был отвергнут в ходе подготовки законодательства. Предполагалось, что через три года после принятия закона к этому вопросу еще вернутся, фактически же участие крестьян в выборе посредников так и осталось нереализованным. По “Положениям 19 февраля” право назначения мировых посредников из списков, составленных уездными предводителями дворянства и проверенных уездными дворянскими собраниями предоставлялось начальнику губернии. В эти списки предводители включали всех без исключения дворян уезда, удовлетворявших условиям ценза. Дворянские собрания могли исключать из них только лиц, находившихся под судом или следствием. Этим закон лишал местное дворянство возможности прямо и непосредственно контролировать формирование, а значит, и состав института через свои корпоративные органы. В ряд губерний Министерством внутренних дел конфиденциально были посланы списки желательных посредников из числа либеральных дворян, сторонников последовательного проведения реформы.
Важным принципом являлась несменяемость мировых посредников и независимость их от губернской администрации. Право окончательного утверждения и отстранения посредников от должности принадлежало только Сенату. Это ограничивало возможность реакции изменить состав института и повлиять на его деятельность. Посредники одного уезда вместе с “членом от правительства” и уездным предводителем дворянства составляли мировой съезд, заседания которого могли быть публичными и гласными.
Мировые посредники имели широкое поле деятельности. В их компетенцию входила проверка и введение в действие уставных грамот, контроль над органами крестьянского самоуправления, разбор споров, жалоб и различного рода конфликтов между помещиками и крестьянами и т. п. По сфере своей деятельности институт, следовательно, не был сословным. Таким образом, законодательство сочетало как старые, характерные для учреждений дореформенного периода, так и новые, буржуазные принципы.
В 1861—1863 гг., в период деятельности посредников первого призыва, институт насчитывал 1700 человек. Новизна и значимость института мировых посредников, как и дела самой реформы 1861 г., привлекали прогрессивных деятелей. В посредники пошли Л. Н. Толстой, кн. В. А. Черкасский, Н. И. Пирогов, бывший декабрист А. Е. Розен, петрашевец И. А. Спешнев.
При разработке законодательства уже имелась в виду связь института с предстоявшими реформами местного управления и суда. Отсюда значение его не только для изучения отмены крепостного права, но и последовавших за ней буржуазных реформ.
Литература по исследуемому вопросу невелика. В работах советских историков институт мировых посредников изучался, в связи с вопросами введения уставных грамот, создания учреждений по крестьянским делам в ходе проведения реформы 1861 г., внутренней политики правительства, истории пореформенного дворянства и др. [4]. В литературе проводилась параллель между институтом мировых посредников и окружными начальниками у государственных крестьян или земскими
начальниками периода контрреформ, при этом он рассматривался в ряду прочих традиционных институтов государственного строя России.
Важное место института мировых посредников и в крестьянской реформе, и в буржуазном законодательстве объясняет