Найти тему
neznamovneznam

Рецензия: How to Be an Antiracist, Ibram X. Kendi, 2019

По русски название звучит так: «Как быть антирасистом». Автор типичный «воке» которых так любят ненавидеть фашисты США и их попугаи в рунете, в том числе считающие себя «левыми». Прежде всего, Кенди доказывает, что невозможно быть «не расистом», можно быть антирасистом или расистом. С этим я в целом согласен. А вот расистам «нерасистам» это очень не по нутру.

После 7 октбря некоторые сионисты в США также начали каяться, что раньше они были «воке» и читали Кенди, а теперь узрели свет, поняли, что Хамас (читай: палестинцы) не люди и что с ними надо обращаться соответственно.

Также эту книгу ругают «левые» сионисты, которые против геноцида, но приказывают палестинцам забыть о праве на возвращение, потому что это непрактично, как непрактично то, что предлагает Кенди в этой книге.

На самом деле в книге есть что критиковать, потому, что ее автор типичный мелкобуржуазный критик США, который хочет, чтобы  все в США, включая негров и белых бедняков, женщин и голубых, латинос и индейцев и вообще все-все-все жили хорошо и зажиточно, как полагается по американской мечте. И да, все люди в Африке, Азии и Латинской Америке должны жить хорошо, как в американской мечте.

При этом Кенди знает слово капитализм, и относится к этому слову отрицательно, но только когда вспоминает, что капитализм есть. Например. он пишет, что на Кубе капитализма нет, и это хорошо, но этого мало, так как расизм там все равно есть. Выражается же этот расизм в том, что афрокубинская культура не поощряется как таковая.

Когда же речь идет о США, капитализм обычно куда-то исчезает, и не играет особой роли, хотя Кенди подчеркивает, что расизм это не невежество и ненависть отдельных индивидов, а политика, приносящая выгоду тем, кто такую политику проводит. И что поэтому «у меня друг негр» не поможет против расизма как политики неравенства.

Несмотря на такую слабость книги, она интересна. В ней есть факты, например, что по статистике молодые негры более склонны к насилию, чем молодые «белые», но только если не брать в расчет безработицу. Если сравнивать работающий негров и «белых», то разница куда-то девается.

Или о том, что расизм как основание колониализма и работорговл «изобрел» биограф и апологет инфанта Энрико «Мореплавателя», который сам толком никуда не плавал из Португалии, но посылал корабли грабить Африку и захватывать рабов. Кенди указывает, что итальянские и арабские работорговцы не беспокоились о цвете кожи рабов, им было все равно, кого покупать и продавать — чернокожих или «белых». Но Энрико занялся этим промыслом именно в Африке и поэтому потребовалось «расовое» обоснование для его подвигов.

Но самое интересное — это опыт самого Ибрма Кенди (имя и фамилию он выбрал сам уже в зрелом возрасте). Он сын негров США «среднего класса», которые в молодости баловались прическами афро и панафриканизмом, и христианством как религией небелых (что вовсе не смешно само по себе, достаточно указать, что если Иисус и существовал, он был совсем не «арийцем»). Автор показывает, откуда это взялось.

А куда это делось, и откуда мелкобуржуазные иллюзии у автора, я и сам знаю. Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Расизм как политика (как правильно пишет Кенди) господствует в капиталистическом империалистическом обществе США. Не случайно Кенди описывает, как его подростковая «негритянская культура», якобы против истеблишмента, включала именно такие-то, а не другие кроссовки. Не случайно он борется против расизма в специальном центре, на который капиталистические свиньи, в том числе фармацевтическая промышленность, выделил ему 43 миллиона долларов.

Кроме всего прочего, Кенди доказывает, что негры тоже могут быть  расистами. Правда, доказывает он это не так, как это бы понравилось расистам.

Негры могут быть расистами, когда они повторяют ложь «белых» расистов про негров, а такое бывает, как женщины, которые повторяют ложь мизогинистов о жещинах, как сионисты -евреи, которые повторяли ложь антисемитов о евреях и тд.

Более того, негры могут быть расистами, если они разделяют негров на более  и менее темнокожих и считают это важным.  Тоже как «белые» расисты.

Негры могут быть расистами, если, получив власть, они делают все, чтобы навредить другим неграми, и угодить «белым» хозяевам. Примеров, я думаю, приводить не нужно. Как и жещины от Тэтчер до Киллари делали все, чтобы хуже стало женщинам из низов.

Наконец, негры могут быть расистами и считать всех «белых» монстрами, и сочинять про это «научные» теории, или просто объявлять «белых» инопланетянами. Такое тоже есть, как пишет Кенди на своем опыте. Мне это не удивительно, неужели только «белым» можно сочинять такой «научный» бред. При этом негры делают это обычно доведенные до крайности расизмом, у «белых» расистов такого оправдания нет.

Книга это недурно написана, легко читается и познавательна. Поэтому я ее могу рекомендовать критически настроенному читателю марсисту.