Найти в Дзене
Инициация

РЕНЕ ФРАНСУА ГИЛЕН МАГРИТТ ХУДОЖНИК ИЛЛЮЗИОНИСТ.

Рене Магритт родился 21 ноября 1898 года в бельгийском городе Лессин. Его отец Леопольд Магритт был коммерсантом и торговал тканями, а мать Регина Бертиншан до замужества работала модисткой. У Рене было два младших брата: Раймон и Поль. В 1904 году семья переехала в город Шатле, рядом с которым протекает река Самбра. Через несколько лет эта река принесла много горя их семье. Но, пока Магритты процветали, бизнес Леопольда шел в гору: он занялся продажей масла и разбогател. Уже в 1911 году отец Рене смог построить свой собственный дом, куда перевез семью. После переезда Регина Магритт несколько раз пыталась покончить с жизнью, но попытки были неудачными. Мужу приходилось запирать ее в комнате на ночь. Это не помогло, и однажды Регина пропала. Лишь через 17 дней полиция выловила утопленницу из реки. По словам Магритта, единственное, что он почувствовал тогда, это гордость от внимания сочувствующих. Тогда Рене было 12 лет. В эти же годы он начал учиться рисовать. Живопись была единственным

Рене Магритт родился 21 ноября 1898 года в бельгийском городе Лессин. Его отец Леопольд Магритт был коммерсантом и торговал тканями, а мать Регина Бертиншан до замужества работала модисткой. У Рене было два младших брата: Раймон и Поль. В 1904 году семья переехала в город Шатле, рядом с которым протекает река Самбра. Через несколько лет эта река принесла много горя их семье. Но, пока Магритты процветали, бизнес Леопольда шел в гору: он занялся продажей масла и разбогател. Уже в 1911 году отец Рене смог построить свой собственный дом, куда перевез семью.

После переезда Регина Магритт несколько раз пыталась покончить с жизнью, но попытки были неудачными. Мужу приходилось запирать ее в комнате на ночь. Это не помогло, и однажды Регина пропала. Лишь через 17 дней полиция выловила утопленницу из реки. По словам Магритта, единственное, что он почувствовал тогда, это гордость от внимания сочувствующих. Тогда Рене было 12 лет. В эти же годы он начал учиться рисовать. Живопись была единственным предметом в школе, по которому мальчик получал высокие оценки.

-2

Возможно, причиной, по которой Магритт заинтересовался живописью, стал художник, которого Рене случайно увидел за работой. В детстве на летних каникулах он гостил у бабушки в Суанье. Рядом было заброшенное кладбище со старинной церковью в романском стиле. Мальчик любил играть там с подругой Жоржетт Берже в окружении надгробий и склепов XIII-XIV веков. В этом живописном месте они и наблюдали за художником. Позже Рене говорил в своих воспоминаниях: «Искусство живописи казалось мне тогда каким-то колдовством, а художник — человеком, наделенным волшебной силой».

-3

В 1914 году началась Первая мировая война. 4 августа войска Германии вторглись на территорию Бельгии. В ноябре 1915 года бросивший школу Рене Магритт уехал в Брюссель. Он поселился рядом с Королевской Академией изящных искусств и в октябре 1916 года, когда ему было 17 лет, начал учебу. Магритт много писал, но редко посещал Академию и бросил ее через два года обучения. В 1916 году возник дадаизм. Художник познакомился с группой бельгийских дадаистов, среди которых были в основном поэты, и стал одним из первых сподвижников нового направления в искусстве.

-4

В январе 1920 года Рене был 21 год. Прежде чем его забрали в армию, он успел устроить совместную с другом выставку. Офицеры ему благоволили, и в армии Магритт свободно продолжал заниматься живописью. В этот период на Рене сильно повлияли кубизм и футуризм. Проведя в армии год, художник снова встретил в Брюсселе Жоржетту Берже. Они познакомились еще в 1913 году на ярмарке, когда жили в Шарлеруа, тогда война разлучила их на несколько лет. В 1922 году Рене и Жоржетта поженились. У отца Магритта в этот период начались финансовое проблемы, и художник, чтобы прокормить себя и жену, устроился дизайнером на обойную фабрику.

-5

После свадьбы у Жоржетты произошли один или два выкидыша, и, чтобы не подвергать здоровье девушки опасности, супруги отказались от идеи иметь детей. Вместо них Магритты завели собак и попугаев. Жоржетта была ревнивой любительницей порядка, но неревнивой женой, поэтому позволяла мужу свободно работать, пропадать с друзьями и играть в кафе в шахматы. Супруги старались заботиться друг о друге и поддерживать в трудные времена. Жоржетта почти всю жизнь была единственной женщиной и натурщицей Рене.

-6

В начале 20-х годов Магритт писал в стиле кубизма, при этом издавал дадаистский журнал и работал над книгой про абстракцию. Его страсть к сюрреализму началась с картины Джорджо де Кирико «Любовная песнь». Он увидел ее в 1923 году и так описывал свои впечатления: «Торжествующая поэзия вытеснила шаблонные приемы традиционной живописи… Это было новое зрение, вооружившись которым, зритель видел отражение собственного одиночества и слышал безмолвие мира». Постепенно его манера живописи начала меняться, и в «Ноктюрне» 1925 года появились черты, которые позже стали его визитной карточкой.

-7

«Итак, году в двадцать пятом я решил писать предметы, тщательно выписывая все детали. Тем самым я лишь отказывался от живописной манеры, которая помогала мне решать проблему изображения сути предметов». Предметы на картинах стали выглядеть более «объективно и отстраненно», как выражался сам художник. К 1926 году его работы были минималистичными, прямолинейными, обезличенными, как рисуют плакаты. Первая картина, которую уже сам Магритт считал сюрреалистической, называлась «Потерянный жокей».

-8

Первая персональная выставка Магритта открылась, когда художнику было 28 лет, но она оказалась провальной. В 1927 году Рене и Жоржетта переехали в Париж. Столица Франции тогда была местом притяжения художников, в том числе и сюрреалистов. К этому времени Магритт уже мог жить на деньги, заработанные творчеством. В этот период Рене начал изображать различные предметы и намеренно неверно подписывать их: сумку — небом, лист — столом. Самой знаменитой картиной подобного рода стало «Предательские образы» — изображение курительной трубки, подписанной словами «это не трубка».

-9

В том же 1927 году Магритт стал использовать новый прием: он изображал предметы, которые постепенно превращались во что-то другое. Поэту и философу Полю Нуже он писал: «Я обнаружил в вещах новый потенциал — их способность постепенно становиться чем-то иным, перетекание предмета в предмет, отличный от себя». Как пример — картина «Открытие», в которой обнаженная женщина превращается в деревянную скульптуру. Метаморфозы всегда будут фигурировать в картинах художника. В 1928 году Магритт нашел и некоторые другие свои образы: люди с замотанными тканью головами или лица, скрытые за различными предметами.

-10

В парижском сообществе сюрреалистов Магритта не принимали и всячески игнорировали его существование. Все изменилось, когда Магритт познакомился с Дали. Знаменитый художник написал в газету статью про картину «Вероломство образов». После этого Рене удалось наладить отношения с сюрреалистами, но их сотрудничество продлилось недолго. Однажды Магритты отправились на вечеринку к Анри Бретону. Тот был упрямым атеистом и, увидев на шее Жоржетты крестик, потребовал снять «этот предмет». Она отказалась, и Магритты ушли. Едва налаженные связи с сюрреалистами оборвались.

-11

У художников бывают периоды кризиса они пришлись на 1931-1942 годы.

Начались годы неудач. Денег не было, и после разрыва с сюрреалистами Магритты переехали обратно в Брюссель. Рене работал у себя в столовой: он не любил писать в мастерской. Магритт опять начал работать дизайнером: оформлял плакаты, пластинки и делал деревянные постаменты для выставок. Постепенно дела художника немного наладились. Тогда в Брюсселе открылся Дворец изящных искусств, который часто проводил выставки Рене, а уже в 1933 году художник помирился с Бретоном и остальными сюрреалистами.

-12

На картины в 30-е годы почти не оставалось времени. Магритт писал мало, но те работы, которые все же появлялись, были емкими, лаконичными и сложными в смысловом плане. Цель его изысканий, как он сам объяснял, была в том, чтобы найти свойство, связанное с объектом, которое кажется странным, когда эта связь вскрывается. Например, на картине «Избирательные сходства» изображено яйцо в птичьей клетке. Он называл это «решать теоремы». Тридцатые годы были тяжелыми для Магриттов, но именно в этот период Рене достиг пика своей творческой мысли.

-13

В 1939 году началась Вторая мировая война, а в 1943 году стиль картин Магритта резко поменялся. Желая подбодрить людей, Рене стал писать как импрессионисты, в особенности в стиле Ренуара. Это яркие и легкие работы, которые не вызывают ни тревоги, ни печали, не заставляют мучительно размышлять над заложенными в них смыслами. Они противоположны по эмоциональному восприятию картинам Магритта других лет. Сюрреалисты не поняли резкую перемену в творчестве коллеги. Уже после войны Бретон исключил Рене из сообщества, хотя тот стал возвращаться к своим привычным образам.

-14

Магритт всю жизнь придерживался социалистических взглядов. После войны он в третий раз вступил в коммунистическую партию Бельгии. Рене писал для нее плакаты, которые почти всегда отвергались. Еще в конце 30-х годов он делал социальную рекламу для профсоюза текстильщиков. Во всех плакатах художника прослеживаются знакомые образы из его живописных работ, а в картинах чувствуется влияние стилистики плакатов.

Большую часть денег Магритт зарабатывал рекламой и дизайном. Чтобы избежать ненавистной работы, Рене стал тиражировать свои самые успешные работы на продажу. Они продавались, хотя и не за большие деньги. Маленький заработок вынуждал художника очень много заниматься копированием, а на новые шедевры оставалось мало сил и времени. Это заметно сказалось на качестве творчества. В 40-50-е годы почти не произошло никаких сильных прорывов в творческой мысли Магритта, хотя выдающиеся работы все-таки продолжали появляться.

-16

Популярность пришла к Магритту только в конце 50-х годов, когда ему было почти 60 лет. Внезапный интерес к художнику связывают с появлением поп-арта. Его картины стали выставляться не только в Бельгии, Франции и Великобритании, но и в других странах. Магритт побывал в США и Италии. С того периода образы художника стали часто использоваться в массовой культуре. В последний год жизни Магритт создал серию скульптур из бронзы, не менее сюрреалистичных, чем его картины. Рене Магритт заболел раком поджелудочной железы и 15 августа 1967 года умер в возрасте 68 лет.

Путь длиной в жизнь, знаменитого художника Рене Магритт. Было интересно и полезно узнать от жизни и творчестве художника, ставьте лайки.

Подпишитесь, чтобы не пропустить интересное.