Депрессия — коварная и опасная болезнь, которую часто сложно заметить не только на ранних легких стадиях, но и в более тяжелых случаях. Депрессия имеет маскированные формы, которые осложняют ее диагностику и лечение. При этом депрессия представляет реальную угрозу жизни.
Переходный возраст — сложный период и для родителей, и для детей. И этот период, к сожалению является предрасполагающим к возникновению депрессии.
Многие особенности переходного возраста похожи на симптомы депрессии. Поэтому будет полезным четко понимать с чем мы столкнулись, когда вы заметите те или иные явления у своего ребенка. Важно, с одной стороны не пропустить действительно опасные сигналы, а с другой — не стать гиперопекающим родителем.
Для переходного возраста типичны следующие явления. Ребенок может стать раздражительным, начать хуже ухаживать за собой, может снизиться успеваемость, пропасть интерес к тем занятиям и увлечениям, которые раньше его увлекали и приносили удовольствие, может нарушиться режим сна и питания.
Эти явления очень похожи на симптомы депрессии: апатия, снижения качества ухода за собой, снижение интереса к деятельности, невозможность получать удовольствие.
Как же нам отличить особенности подросткового возраста от симптомов депрессии?
Желательно обратить внимание не на один фактор, а на совокупность явлений происходящих с вашим ребенком в целом:
— Есть ли у вашего ребенка друзья?
— Насколько изменилась его успеваемость в школе. Есть ли хоть какие-то предметы, по которому ребенок стремиться получать ну хоть немного более хорошие оценки?
— Какой у ребенка режим сна и питания?
— Изменился ли его вес?
— Каково качество ухода за собой?
— Есть ли у ребенка занятия, которые доставляют ему удовольствие?
— Какое у него настроение? Есть ли периоды, когда на его лице появляется улыбка?
Если на большинство этих вопросов вы ответите в позитивном смысле, то скорее всего депрессии нет. Но если как минимум три пункта будут с негативным ответом, например: друзей нет, успеваемость по всем предметам существенно снизилась, ухудшилось качество ухода за собой, то скорей всего у подростка депрессия.
Следует обратиться за помощью к психологу и психиатру, чтобы назначить лечение. Что еще вы можете сделать в этой ситуации как родитель?
Самое важное — сохранять качественный контакт со своим ребенком в переходном возрасте. Если у вас будет качественный контакт, то вы будете знать что он чувствует в течение дня, какие мысли его одолевают, какая деятельность у него есть, есть ли у него друзья и что это за друзья. В этом случае вы быстрее заметите тревожные симптомы и быстрее окажете помощь.
При этом сохранять качественный контакт не просто. Авторитет родителей падает, подростку гораздо важнее и интереснее общаться со сверстниками, а не с родителями, ребенок неохотно делится своими чувствами и мыслями, меньше доверяет, может избегать общения.
Здесь нам поможет такой прием. Разделите решения по поводу жизни вашего ребенка на три категории: первая — то, что ребенок в своей жизни решает сам, вторая — то, что в жизни ребенка вы решает вместе и третья — то, что в жизни ребенка все еще решаете вы.
Например, подросток может сам решать как ему одеваться, с кем дружить, каким спортом заниматься. Вместе вы можете решать куда поехать в отпуск, в какую гимназию поступить, но например, время его прихода с прогулки определяете вы, ответственность за его здоровье, в том числе например какого врача когда посетить тоже решаете вы.
То есть родитель требует от ребенка требует соблюдения определенных правил, а в чем-то родитель дает свободу. То есть свобода в рамках ограничений. Представьте себе некую золотую середину между родителем заброшенного ребенка и гиперопекающим родителем.
И в этом случае вам снова поможет качественный контакт, который позволит вам оценить последствия предоставленной ребенку свободы. Если он вдруг выберет опасных друзей или какие-то его поступки вызовут угрожающие последствия, то вы сможете оперативно вмешаться и помочь. Или наоборот, вы увидите, что ребенок в какой-то области прекрасно справляется сам, то можно и ослабить контроль, одновременно донося до подростка, как вы гордитесь и радуетесь его достижениями и самостоятельностью.
Если вы обнаружили самоповреждение, употребление наркотиков, другое опасное для жизни и здоровья поведение, то желательно знать что в этих случаях делать. Такая ситуация может быть очень пугающей и тут легко запаниковать. Чтобы этого не случилось читайте книгу Дугласа Райли «Подростковая депрессия», где рассмотрены различные ситуации и даны рекомендации как поступать.
Это поможет вам сохранить родительскую роль: роль авторитетного, надежного взрослого, который умеет справляться с трудностями. Подростки — это все еще дети и им нужен и родительский авторитет и поддержка и объяснения и ваш жизненный опыт.
Еще одна прекрасная книга для родителей подростков это «Давай договоримся», 1 и 2 часть, Анн-Клер Кляйндинст, Линда Коразза. Эти книги помогут вам поддерживать качественный контакт с ребенком.
Также рекомендую книгу Гордона Ньюфелда, Габора Матэ «Не упускайте своих детей». Как сбалансировать свободу, доверие и контроль, чтобы с одной стороны защитить и поддержать детей, а с другой – дать им обрести жизненный опыт.
Продолжайте поддерживать качественный контакт с ребенком, регулярно оценивайте его эмоциональное состояние.
#подростки #депрессия #трудныеподростки