Я посетила большое количество заброшенных деревень в разных регионах нашей страны. И каждый раз я не перестаю удивляться, в каких тяжелых условиях приходится выживать последним жителям. Все они практически отрезаны от цивилизации, ведь там уже не один десяток лет нет ни магазина, ни почты, ни больниц, а к некоторым деревням вообще не подобраться на машине. И это повсеместная проблема! Я пообщалась с последними жителями заброшенных деревень и узнала, как сложилась их судьба.
Кричина, Калужская область
Последние жители деревни Кричина живут на настоящем острове, ведь добраться до деревни можно только через реку. Летом - на лодке, а в зимнее время - пешком по льду. Самый сложный период - весна, когда на лодке еще не проедешь, а пешком идти уже очень опасно из-за таяния льда.
Виктор, один из местных жителей, летом подрабатывает лодочником, помогает людям переправляться на другой берег. Говорит, что продуктами и медикаментами приходится запасаться на месяцы вперед.
При Советском Союзе здесь во всю кипела жизнь: был большой колхоз, ферма, конюшня, техника, магазин, а самое главное - мост через реку. После закрытия колхоза многие отсюда уехали, а мост со временем обвалился. В 1997 году здесь образовался национальный парк «Угра», на территории которого запретили строить новый мост. И люди остались без дороги!
По официальным бумагам, местных жителей как будто не существует и деревни просто нет. Местные жители оказались практически в полной изоляции от мира, им приходится выживать своими силами и надеяться на помощь друг друга.
Нижняя Печеньга, Вологодская область
Судьба Нижней Печеньги во многом напоминает историю Кричины. Последние жители живут здесь как настоящие отшельники без магазина, почты, медицины, моста и нормальной дороги. Чтобы добраться до деревни необходимо сначала переплыть на пароме реку Сухона, а затем около 10 км пробираться через полное бездорожье.
Когда-то здесь был крупный центр по заготовке древесины и вся необходимая для жизни инфраструктура. Но к началу 2000-ых леспромхоз, обеспечивающий местное население рабочими местами, закрылся, и деревня стала стремительно пустеть.
Мы познакомились с местными жительницами - Ириной и Риммой. По их словам, про их деревню уже давно никто не вспоминает и никому нет дела до постройки дороги. Местные жители проработала на местной лесопилке всю жизнь, а теперь вынуждены выживать без всякой цивилизации. Хорошо, что временами к ним на помощь приезжают родственники.
Места в этой деревне красивейшие! Нетронутая природа, чистый воздух, леса и поля. Со слов Ирины, “сюда приезжаешь и кажется, что весь мир в стороне”, была бы дорога…
Поперечка, Архангельская область
Поселок Поперечка находится посреди болот и лесов Архангельской области. Добраться до него можно только по Авнюгской узкоколейной железной дороге на старом тепловозе или самодельной дрезине.
Нам удалось познакомиться с машинистом - Борисом Петровичем Скуминым, он водит поезда уже несколько десятилетий. По его словам, раньше здесь был крупный лесопромышленный центр, работало несколько тысяч человек, а железная дорога связывала лесопункты с районным центром.
Тепловоз ходит всего пару раз в неделю, а для тех, кому нужно быстро попасть в центр, ходит местное такси - дрезина. В поселке Поперечка уже давно закрылись все объекты инфраструктуры, поэтому местные жители называют УЖД “дорогой жизни”.
К сожалению, в настоящий момент местная администрация решила прекратить движение поездов. Местные жители добираются до цивилизации по зимнику, но как будут обстоять дела с дорогой летом пока неизвестно.
Совсем скоро на моем канале выйдет большая статья об Авнюгской узкоколейке. Подпишись на канал, чтобы не пропустить выпуск!
Если вы знаете подобные места или истории людей, обязательно делитесь ими в комментариях.
Благодарю за просмотр!
Также в моем Telegram канале вы можете найти больше фото и видео-кружочков с поездок.
Ознакомиться с более подробной информацией о деревнях можно по ссылкам ниже: