Найти тему
Советское Кино

"Гонки по вертикали". Фильм позволял зрителям побыть в шкуре героев

Советский фильм "Гонки по вертикали" завоевал свою популярность у умного зрителя, который любил размеренные, спокойные детективы с показом планомерной работы работников следственных органов. А уж советский и российский актер А. Мягков навсегда останется в памяти советских зрителей своей яркой ролью в этой картине.

Но это и неудивительно, что картина безусловно удалась, поскольку авторами сценария были братья Вайнеры, по роману которых же и снимали картину. Фильм был немного длинноват - чуть растянут на три серии. Поскольку А. Муратов был лучшим советским режиссером, который снимал отечественные детективы, работа получилась много обещающей.

Музыку к картине написал молдавский композитор Е. Дога. Она очень ярко подчеркивала самые яркие места картины, предвещая различные повороты действия.

Поскольку и роман, и сценарий был написан бывшими оперативниками, то картина получилась очень реальной, совершенно не оторванной от действительности.

Основные сцены картины снимались в Москве.

Интересный факт, не упоминавшийся в картине напрямую, но написанный в романе, состоял в том, что начальником следователя Тихонова, которого играл Мягков, был не просто Владимир Иванович, а тот самый Шарапов, который работал вместе с Жегловым в другом фильме тех же авторов. Сценаристам было очень важно рассказать о глубокой преемственности поколений среди работников следственных органов.

Изображение со страницы https://stuki-druki.com/film/gonki-po-vertikali.php
Изображение со страницы https://stuki-druki.com/film/gonki-po-vertikali.php

Картина вышла на экраны в 1982 году, но огромной популярности не получила. Игра главных героев, да и вообще авторский выбор актеров на главные роли многим в стране показались, как минимум, странными.

Правда обычному обывателю картина приглянулась, поскольку в ней показывали не просто будни следователей Мура, но и давали посмотреть на умственную работу сыщиков, прокуратуры, даже преступника. Поэтому этот психологический детектив до сих пор смотрится на одном дыхании.

Зритель до самого конца картины не понимал чем кончится битва двух главных героев и это очень увлекало. Сюжет рассказывал не только просто о работе следователя, он давал возможность каждому желающему побыть в шкуре и оперативника и рецидивиста, понять - чем они живут, как думают, к чему стремятся.

В состав актерской труппы вошли: А. Мягков, В. Гафт, В. Сальников, Н. Засухин, Г. Польских, И. Бразговка, З. Дехтярева, Е. Капица, С. Чекан, В. Дружников, Р. Афанасьев, Б. Битюков, В. Дуров, К. Ильенко, В. Коваль, В. Мирошниченко, В. Мишаков, Н. Мышкова, В. Носик, Д. Орловский, С. Пономаренко, А. Соловьев, В. Жолобов, Е. Арзуманян.

Актерская группа очень подружилась на этой картине, но именно по этому играть недоброжелательность бандитов и милиции становилось довольно сложно. Дублей было много, все уставали на съемках, а значит за пределами съемочной площадки были и периодические посиделки, причем не только за чаем. Это сближало в жизни, но сильно мешало в работе. А Вайнеры еще и были отличными рассказчиками, так что съемки картины напоминали больше не работу на съемочной площадке, а давно ожидаемую добродушную вечеринку в кругу друзей, которые долго не виделись.

В картине периодически появляется трюк с мотоциклистами в шаре. Трюк выполняли профессиональные каскадеры и в то время это был очень модный цирковой жанр. Во многих цирках в обязательной программе стояли гонки на мотоциклах внутри металлического шара.

Авторам фильма очень нравился фильм «Гараж» и работы Мягкова и Гафта. Поэтому на главные роли сразу пригласили именно их. Вайнерам хотелось изменить характер актерских работ, сделать из мягкотелого, добродушного Мягкова сурового мудрого и спокойного следователя, а из спокойного Гафта жесткого и расчетливого рецидивиста, способного пойти на убийство.

До самого окончания фильма зрители были не уверены - поймает умный следователь преступника или нет. Даже на последних минутах не ясно - выживет ли главный герой.

Картина хоть и не получила заслуженную популярность у зрителя в кино, но с большим успехом до сих пор демонстрируется по телевидению. Детектив поражает своей законченной композицией и глубоким анализом ситуаций.