В юности мне не пришлось читать книги В.Фролова.Но несколько раз встречала отзывы и рекомендации.
Тут и повод нашелся – марафон 《Подростковая литература, которая понравится взрослым》.
ОРГАНИЗАТОРЫ: «Библио Графия», «БиблиоЮлия», «Имхи и омги», «Книжная полка Джульетты», «Книжный мякиш», «чопочитать».
Немного о сюжете повести В.Фролова 《Что к чему》.
Саша, четырнадцатилетний подросток живет в Ленинграде. Отец у него моряк, но почему-то работает в институте, мама уехала с театром на гастроли, трехлетнюю сестру Нюрочку пока взяли друзья Ливанские.
Саша с отцом остаются дома одни на хозяйстве и их ждет 《железная флотская дисциплина согласно уставу военно-морского флота》.
Мне уже достаточно много лет, и постепенно я начинаю понимать, что к чему. Так, по крайней мере, мне кажется. - говорит Сашка в первых строках романа.
У парня разнообразная школьная жизнь, спортивная секция.
Ему нравится одноклассница Наташа. Александр даже уверен, что любит ее.
Но однажды он заходит к Понтюхе, соседу и другу, а там Лелька, его старшая сестра.Она всегда загадочно улыбается, вот и в этот раз…Сашка не понял, как оказалось,что он целуется с Лелькой в коридоре.Потом думал всю ночь:
Не имел я права с Лелькой целоваться, если я Наташу… если мне она нравится… Дурак, она же ничего не узнает, успокаивал я себя…
К Саше часто забегает Ольга, одноклассница и соседка по подъезду. Мама у нее уже давно болеет и не встает с постели. Ольга умеет готовить и бесцеремонно приходя к Саше, ругает его за неухоженность и всегда приносить что-нибудь поесть. На Ольгу можно и накричать и прогнать, она 《свой парень》.
Так идут школьные дни, но однажды Александр подумал,что почему-то мама в этот раз слишком долго на гастролях. В октябре увидев афишу театра, мальчишка вскочил в трамвай.
В проходной было светло, там сидела тетя Паша – вахтерша – и, как всегда, что-то вязала.
– Что тебе, мальчик? – спросила тетя Паша.
Я почему-то молчал. Она сердито посмотрела на меня и узнала.
– Санечка! – запела она ласково. – Здравствуй, Санечка. – И вдруг уронила свое вязанье, и вид у нее стал какой-то растерянный и такой, как будто она собиралась заплакать. Я испугался. В коридорах за проходной я слышал голоса и смех и понял, что все уже приехали, и, когда тетя Паша так посмотрела на меня, я испугался, еще сам не зная чего.
А отец все чаще стал приходить домой поздно и от него пахло вином и водкой.
Сашке стало очень трудно жить: за драку с Валечкой его грозились выгнать из школы. Но Саша даже отцу, тем более отцу не мог сказать за что избил одноклассника.
еще я решил, что до всего, наверно, надо доходить своим умом, самому надо понять, что к чему и почему на свете происходят разные истории вроде нашей. А как это доходить своим умом – я и не знал. И никого не было рядом, кто бы мог помочь, и я тыкался носом, как слепой котенок, в разные углы и набивал себе шишки.
Подросток обижен на взрослых. Никто не хочет ему ничего объяснить, все убеждают парнишку, что он не поймет, а в других случаях говорят: ты же мужчина, сам должен понимать!
В какой-то момент Александр чувствует,что он никому не нужен и сам не хочет никого видеть.И вдруг,он понимает,что надо сделать…
неслась осенняя тайга – желтая, красная, зеленая, синяя, золотая, лиловая – ели, березы, сосны, осины, пихты, лиственницы, и опять березы и ели, и так долго-долго кружилась вокруг поезда тайга, и на нее не скучно было смотреть – такая она была разная и красивая…
Повесть написана в 1966 году, но проблемы, поднятые в книге, на мой взгляд, актуальны всегда. Это 《вечные》проблемы отцов и детей, поиск себя и своего места в мире, дружба, первая любовь.
Очень свободная книга для советского времени.
В.Фролов тонко и умело поднимает вопросы юношеской любви и переживаний подростка.
Как-то Саша обратил внимание на репродукцию картины с обнаженной женщиной, Данаей и со злостью начеркал карандашом. Пару дней спустя, мама предложила пойти в Эрмитаж и долго водила сына по залам,《приобщая к культуре》.
Писатель не заискивает перед читателем, не идеализирует никого из своих героев.
Грубиян и прогульщик Юрка Понтюхин может понять Сашку и не лезет в душу;
навязчивая и прямолинейная Ольга приходит на помощь в трудную минуту;
одноклассники Гришка и Оська готовы наподдать любому, кто косо посмотрит на Сашку.Интересны даже эпизодические герои, каждый имеет лицо и смысл.
Читая книгу, как в кино видишь быт и жизнь тех лет, например, дружинников на танцах.
В.Фролов не дает простых ответов.
Читала с большим интересом и волнением за судьбу главного героя! Прекрасная книга.!
Пока готовила статью, получила совет посмотреть фильм 1968 года《Мужской разговор》 , снятый по мотивам повести . Удивилась,что даже мельком никогда его не видела.Фильм понравился: прекрасная игра актеров,школьников в том числе. Роли родителей Саши Лаврова сыграли В.Шукшин и Н.Мышкова, в фильме также участвуют В.Этуш,Л.Куравлев, С.Гурзо и другие интересные актеры. В роли друга главного героя, Юры Понтюхина-А.Кавалеров(Мамочка из 《Республики Шмидт》),а главного героя сыграл Николай Яхонтов.В фильме,конечно,немного изменены некоторые моменты,но в целом, главная суть книги передана.
Спасибо Сан Санычу за рекомендацию посмотреть фильм.
Читали? Смотрели?Что еще у В.Фролова нравится?