Найти тему
Свет с Востока

Палестина, Израиль. Это где? Часть 7

Валерий Подмаско

Расцвет христианской Палестины

Говоря о римском периоде в истории Земли обетованной, нельзя обойти вниманием ее небывалый бурный экономический, культурный и религиозный расцвет. С началом христианизации римской Палестины начался и новый этап ее урбанизации. Древние города, разрушенные в годы иудейских войн, вновь ожили и начали разрастаться. Особо бурный расцвет пережили приморские города Палестины – Кесария Приморская и Газа.

Кесария Приморская, ставшая затем Кесарией Палестинской, была обласкана римлянами, став римской колонией еще при Императоре Веспасиане. Особое отношение римлян к Кесарии во многом объясняется тем, что она была бессменной столицей провинции «Иудея», а затем провинции «Сирия-Палестина» и «Палестина Первая», а также главным торговым и военно-морским портом провинции. Сухопутные дороги объединяли Кесарию со всей Палестиной, Сирией и Аравией, откуда в ее порт караванами поставлялись самые экзотические товары. Город рос практически непрерывно. Если при Ироде Великом его площадь составляла 300 акров, то в эпоху Византийской империи она выросла до 800 акров.

Рис. 1. Города Земли обетованной в византийский период ее истории. Красным кружком обозначены города, построенные в 70-160 годах, синим кружком – города, построенные в 160-284 году, зеленым кружком – города, построенные в 284-350 годах, желтым кружком – города, построенные после 350 года, фиолетовым кружком – города, построенные в эпоху Второго Храма, но перестроенные после 350 года. Двумя концентрическими кругами обозначены самые крупные города: Кесария, Себастия, Элия Капитолина, Ашдот (Антедот), Газа и т.д.
Рис. 1. Города Земли обетованной в византийский период ее истории. Красным кружком обозначены города, построенные в 70-160 годах, синим кружком – города, построенные в 160-284 году, зеленым кружком – города, построенные в 284-350 годах, желтым кружком – города, построенные после 350 года, фиолетовым кружком – города, построенные в эпоху Второго Храма, но перестроенные после 350 года. Двумя концентрическими кругами обозначены самые крупные города: Кесария, Себастия, Элия Капитолина, Ашдот (Антедот), Газа и т.д.

Христианство укореняется в Кесарии сравнительно рано, хотя город не обошли гонения христиан, начиная с гонений Септимия Севера в 202 году и кончая гонениями Диоклетиана в 303-311 годах. Тем не менее, благодаря значению местной христианской общины, эти гонения были избирательными и, в основном, касались духовенства и лидеров христианской общины. Город был столицей церковной епархии. После Антиохии она была второй по значимости на всем сирийском побережье. Будучи палестинской метрополией, Кесария лидировала среди палестинских епархий. Кесарийский епископ долгое время формально был выше епископа Элии Капитолины (Иерусалима), несмотря на особое отношение христиан к городу, в котором зародилось Христианство и Христианская Церковь. Церковное значение Кесарии подтверждает тот факт, что в 198 году в ней состоялся поместный церковный собор под председательством епископа Кесарийского Феофила. В IV веке епископом Кесарии был Евсевий Кесарийский – друг Императора Константина Великого, автор «Церковной истории». Кесария была крупным центром монашества. В окрестностях города возникло и действовало более полутора десятков монастырей. Тем не менее, обстановка в городе всегда отличалась сравнительной веротерпимостью. В Кесарии долго существовала языческая община. Практически непрерывно существовали общины иудеев и самаритян. Иудеи и, возможно, самаритяне были официально объединены в политевмы (лат. Politeuma, гр. Πολίτευμα), т.е. в этно-религиозные гражданские общины мигрантов, наделенные властями религиозной и ограниченной административной автономией. Наиболее активной была иудейская политевма. Иудеи постоянно что-то строили – синагоги, школы и даже основали талмудическую академию.

Рис. 2. Портрет Оригена Адаманта (ок. 185 – ок. 254 года). Гравюра из книги французского монаха-францисканца Андре Теве (1516-1590 годы) «Les vrais pourtraits...», 1584 год
Рис. 2. Портрет Оригена Адаманта (ок. 185 – ок. 254 года). Гравюра из книги французского монаха-францисканца Андре Теве (1516-1590 годы) «Les vrais pourtraits...», 1584 год

В Кесарии действовала широко известная высшая школа, к рождению которой непосредственное отношение имел раннехристианский мыслитель Ориген (ок. 185 – ок. 254 года) – ученик Александрийской богословской школы (Дидаскалеона), автор учения о предсуществовании душ. Ориген преподавал в Дидаскалеоне философию, теологию, диалектику, физику, математику, геометрию и астрономию. В 217-232 годах он возглавил школу. Однако после осуждения его учения на Александрийском поместном соборе Ориген был вынужден покинуть Египет. Он перебрался в Кесарию Палестинскую, где снова начал свою преподавательскую деятельность и провел последние 20 лет своей жизни. Здесь он написал многие свои произведения, прежде всего, свой известный труд «Против Цельса» и «Гексаплу» – синоптический свод текстов Ветхого Завета. Кесарийская высшая школа продолжила свое существование и развитие и после мученической смерти Оригена, которая настигла его во время очередного преследования христиан. Не удивительно, что в Кесарийской школе и в городе в целом долгое время были сильны позиции оригенизма, т.е. богословского учения Оригена, которое было признано еретическим. Помимо трудов Оригена, Кесарийская школа была известна трудами Евсевия Кесарийского, Иеронима Стридонского и Прокопия Кесарийского. Кстати, Иероним Стридонский, будучи в Палестине, перевел Библию с иврита и древнегреческого на латынь. Его перевод, известный как «Вульгата» (лат. «Biblia Vulgata», т.е. «Общепринятая Библия»), с XVI века является официальной версией Библии Римской Католической церкви.

В Кесарийской школе изучали риторику, латинскую и греческую литературу, делали переводы с греческого на латинский. Школа обладала богатой библиотекой, которую основал Ориген, использовав свои книги, вывезенные из Александрии. В библиотеке хранились труды не только христианских, но и языческих авторов – греческих и восточных (арабских, армянских, ассирийских и т.д.). Там были и уникальные манускрипты, например, свод книг Ветхого Завета на иврите и 4 его греческих перевода, Гексапла Оригена и т.д. Благодаря библиотеке, в Кесарийской школе долгое время сохранялись античные интеллектуальные традиции. Однако библиотека погибла в пожаре 600 года.

Рис. 3. Ориген со своими учениками. Гравюра голландского гравера Яна Лёйкина (1649-1712 год), около 1700 года
Рис. 3. Ориген со своими учениками. Гравюра голландского гравера Яна Лёйкина (1649-1712 год), около 1700 года

Газа во многом повторяла путь к процветанию Кесарии Палестинской. Расцвет Газы начался еще в римский период при Императоре Адриане. В середине III века город получил статус римской колонии. Город быстро превратился в торговую столицу южной части Средиземноморского побережья Палестины, чему способствовало не только его расположение у морского побережья, но и дороги, которые сходились в Газе. В этой связи нужно упомянуть Царскую дорогу, которая связывала Египет с Сирией и Месопотамией, и Дорогу благовоний, по которой в страны Средиземноморья поставлялся мирр и елей из Йемена и Южной Аравии. Не удивительно, что в Газе продавались товары со всего Ближнего Востока. Экономика самой Газы основывалась на виноделии, рыболовстве и садоводстве. Вино производили из местного винограда, который, в частности, выращивали пригородные монастыри. Свое вино Газа экспортировала по всему Средиземноморью. Оно очень ценилось гурманами всей Империи.

Рис. 4. Статуя Святого Иеронима Стридонского перед церковью Святой Екатерины в Вифлееме. Израиль
Рис. 4. Статуя Святого Иеронима Стридонского перед церковью Святой Екатерины в Вифлееме. Израиль

Христианство приживалось в Газе долго и с большими усилиями. Христианская община Газы была крайне малочисленна. В 394 году в ней насчитывалось всего 280 христиан. Да и чего было ожидать от торгового города, который долго оставался языческим центром. Тем не менее, Газа стала центром церковной епархии, и ее епископ участвовал в Никейском соборе. К тому же, в начале VI века Газа становится важнейшим центром палестинского монашества. Первая монашеская обитель была основана в 328 году Иларионом – учеником Антония Великого. Монастыри Газы оказали большое влияние на все восточное монашество. В Земле обетованной было два главных центра монашества – Иудейская пустыня, расположенная юго-восточнее Иерусалима вдоль берега Мертвого моря, и Газа. Но если монахи Иудейской пустыни поддерживали решения Халкидонского собора, то монахи Газы, по преимуществу, были монофизитами. Уставы монастырей Иудейской пустыни близки уставу Василия Великого (330-379 годы) – епископа Кесарии Каппадокийской. Монастыри Газы тяготели к традициям египетского монашества. Если в монастырях Иудейской пустыни был многонациональный состав, но в монастырях Газы, напротив, большинство монахов были местными уроженцами, благо, что окрестности Газы всегда были плотно населены.

Рис. 5. Рисунок с изображением Василия Великого – епископа Кесарии Каппадокийской. XVII век. Библиотека Хоутона. Гарвардский университет. Великобритания
Рис. 5. Рисунок с изображением Василия Великого – епископа Кесарии Каппадокийской. XVII век. Библиотека Хоутона. Гарвардский университет. Великобритания

Античная и христианская Газа была крупным культурным центром. В городе существовала риторическая школа, известная во всей Римской Империи, в которой преподавали многие известные христианские ученые того времени – философы, риторы, историки Церкви и христианские поэты. Философы Газы получили известность тем, что стремились сблизить христианство с учением Платона. Кстати, в этой школе учился уже упомянутый мною Прокопий Кесарийский (490/507 – после 565 года) – главный римский историк VI века.

Рис. 6. Титульная страница первого печатного издания на латыни книги Прокопия Кесарийского «Historia Arcana» (гр. «Ἀνέκδοτα», «Тайная история»). 1623 год. Лион. Франция
Рис. 6. Титульная страница первого печатного издания на латыни книги Прокопия Кесарийского «Historia Arcana» (гр. «Ἀνέκδοτα», «Тайная история»). 1623 год. Лион. Франция

В IV-VII веках основными интеллектуальными центрами Христианского Востока были Константинополь, Афины, Александрия, Антиохия, Берит (современный Бейрут), Кесария Палестинская и Газа. Несмотря на то, что Кесария и Газа занимали последние места в списке, места эти стоили дорого. Судите сами: Газа – приморский провинциальный город; Кесария – приморский город и столица провинции; Берит – тоже приморский провинциальный город, но следует учитывать, что в нем действовала только юридическая школа. Там не было своей философской и богословской школы. Афины, Александрия и Антиохия – это столицы бывших империй, а Константинополь – крупнейший город тогдашнего мира и столица Империи. При этом, Кесария и Газа – это города одной провинции, и в каждом – своя философская и богословская школы!

Сыновья Константина Великого

Весной 337 года Император Константин I Великий заболел и приказал перевести его в Никомедию, где тогда находился императорский двор. Там 22 мая того же года его крестил епископ Никомедии арианин (!) Евсевий (не путать с Евсевием Кесарийским). После смерти Константин был захоронен в Храме Святых Апостолов в Константинополе.

У Константина I Великого было трое сыновей Константин II Младший (период правления: 337-340 годы), Констанций II (период правления: 324-361 годы) и Констант (период правления: 337-350 годы). Братья стали первыми императорами Рима, которые с рождения воспитывались в Христианской Вере, хотя впоследствии Констанций II стал сторонником арианства, а Константин II и Констант оставались приверженцами Никейского Христианства. За два года до смерти, видимо, предчувствуя скорую кончину, Константин I Великий разделил империю между сыновьями. Констанций II получил в удел Восток Империи. Запад был разделен между Константином II и Константом. Первый получил Британию, Галлию и Испанию, а второй – Италию, Иллирик и Африку. Все три сына Константина I Великого получили титул августов, т.е. старших императоров-соправителей. Уделы получили еще и два их двоюродных брата (племянники Константина I Великого): Ганнибалиан Младший – Римскую Армению и Понт, а Далмаций Младший – Ахейю, Македонию и Фракию, включая Константинополь. Они оба получили титул цезаря, т.е. младшего императора-соправителя.

Рис. 7. Римская Империя в 337 году. Оранжевым цветом выделен удел Константина II, зеленым – удел Константа, желтым – Далмация Младшего, голубым – Констанция II. Удел Ганнибалиана Младшего почему-то не указан
Рис. 7. Римская Империя в 337 году. Оранжевым цветом выделен удел Константина II, зеленым – удел Константа, желтым – Далмация Младшего, голубым – Констанция II. Удел Ганнибалиана Младшего почему-то не указан

Когда Константин I Великий умер, и его тело привезли в Константинополь, на похороны смог приехать только Констанций II. В это время в Константинополе произошел мятеж местного гарнизона. Солдаты заявили, что будут подчиняться только сыновьям Константина I Великого, а не его братьям и племянникам. В итоге, мятеж завершился неслыханной резней, в результате которой погибла почти вся правящая фамилия. Были убиты братья Константина Великого Далмаций Старший и Юлий Констанций с сыном, а также Далмаций Младший, Ганнибалиан Младший и ещё четверо племянников. В итоге, в живых остались помимо трех сыновей Константина I Великого всего три его племянника – Констанций Галл, Юлиан и Непоциан. Племянников не тронули, видимо, потому что они были еще детьми. Их судьба сложилась по-разному. Констанций Галл с 351 по 354 годы был младшим соправителем (цезарем) Констанция II – августа Востока. Он был казнен по приказу Констанция II по причине яко бы неимоверной жестокости. Судьба Непоциана сложилась намного хуже. Он попытался узурпировать власть и 3 июня 350 года захватил Рим, провозгласив себя Императором, но уже 30 июля он был бесславно убит. Его голову насадили на копье и носили по городу. Судьба Юлиана (331/332-363 годы) сложилась иначе, и мы рассмотрим ее более внимательно, но сначала несколько слов о Констанции II и его братьях.

Рис. 8. Керченский миссорий с изображением Констанция II. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург. Россия
Рис. 8. Керченский миссорий с изображением Констанция II. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург. Россия

Констанций II – это человек, которому многие современники приписывали организацию резни в Константинополе. Так это или нет, но Констанций II прибрал к рукам уделы своих двоюродных братьев Ганнибалиана и Далмация. Его жизнь в качестве августа Востока усложнялась постоянными конфликтами и войнами с персами, и пока он воевал с восточными соседями Империи, на Западе в 340 году началась вооруженная борьба Константа с Константином II. В конце концов, Константин II погиб в сражении за Италию, и Констант захватил удел, на 10 лет объединив под своим скипетром весь Запад Империи. В 350 году Констант был убит заговорщиками, во главе которых стоял его полководец Магн Магнеций. После его смерти в борьбу с мятежниками вступил Констанций II. В 352 году ему удалось разбить силы мятежников и довести Магнеция до самоубийства. Так, вся Римская Империя оказалась в руках Констанция II, и он до своей смерти в 361 году был ее единственным правителем.

Юлиан Отступник

У Констанция II была серьезная проблема: он не имел наследника, как, впрочем, не оставили после себя наследников и его родные братья. Единственным близким родственником Констанция по мужской линии был двоюродный брат Юлиан. Тогдашняя система правления Империи требовала официального назначения наследника, который получал титул цезаря. В 355 году Констанций провозгласил Юлиана цезарем, выдав за него свою сестру Елену и выделив ему в управление Галлию, которую непрерывно атаковали германцы. 20-летний цезарь, не имея никакого военного опыта, дал германцам достойный отпор и отбросил их за Рейн, куда он трижды совершал успешные рейды, предотвращая новые нападения германцев на земли Империи. Между прочим, штаб-квартира Юлиана находилась в городке под названием Лютеция или Лютеция Паризиорум (лат. Lutetia Parisiorum), который когда-то был поселением гальского племени паризиев. Спустя каких-нибудь 200 лет этот городок станет известен как Париж. Резиденция Юлиана находилась на месте современного Дворца правосудия.

Рис. 9. Реконструкция галло-римской Лютеции французского архитектора и археолога Жана Клода Голвина. На реконструкции видно, что основная часть города располагалась на левом (южном) берегу реки. Хорошо видно Главный декуманус, который проходит через весь город, а затем пересекает реку и остров Сите и выходит на правый (северный) берег реки. В центре города расположен городской форум с храмом в западной его части, окруженный крытыми галереями. В западной части острова Сите расположен дворец римского наместника, где в 50-е годы IV века жил цезарь Юлиан
Рис. 9. Реконструкция галло-римской Лютеции французского архитектора и археолога Жана Клода Голвина. На реконструкции видно, что основная часть города располагалась на левом (южном) берегу реки. Хорошо видно Главный декуманус, который проходит через весь город, а затем пересекает реку и остров Сите и выходит на правый (северный) берег реки. В центре города расположен городской форум с храмом в западной его части, окруженный крытыми галереями. В западной части острова Сите расположен дворец римского наместника, где в 50-е годы IV века жил цезарь Юлиан

Война с персами вынудила Констанция потребовать от Юлиана подкреплений. Констанций направляет Юлиану письмо с приказом о направлении на Восток части войск, находящихся на Западе. Неожиданно для Констанция западные легионы воспротивились его приказу и отказались идти на Восток. Они провозгласили Юлиана августом, т.е. императором-соправителем, равным Констанцию, и Юлиан принял этот титул, по сути, возглавив мятеж. Во главе своих войск он двинулся на Константинополь, а Констанций, несмотря на сложную ситуацию на персидском фронте, выступил против него из Сирии во главе своей армии. Однако зимой 361 года он, будучи в Киликии, заболел и скоропостижно умер в Тарсе. В декабре того же года Юлиан беспрепятственно добрался до Константинополя и стал единоличным правителем Империи. Несколько приближенных Констанция были казнены, а остальные отправлены в изгнание.

Юлиан так же, как и вся императорская фамилия, был воспитан в Христианской Вере. С 6 лет Юлиан находился под опекой уже упомянутого мною епископа Евсевия Никомедийского – проповедника арианства. Но двумя годами позже Юлиан почему-то оказался на попечении евнуха Мардония, который привил ему страсть к языческой литературе и старым богам. После 342 года Юлиан жил в Каппадокии, где получил христианское образование, но в 351 году он отправляется для продолжения образования в Пергам и Эфес, где слушал проповеди неоплатоника Максима, который тайно приобщил его к мистическому языческому культу, связанному с магическими ритуалами. Видимо, тогда Юлиан стал убежденным противником Христианства. Годы обучения сделали его высоко образованным человеком. У него были явные литературные способности. Он прекрасно владел греческим языком. Он много писал. Например, им были написаны Записки о германской войне, которые, к сожалению, не дошли до нашего времени. По плодовитости среди императоров Рима Юлиан уступал только Марку Аврелию. Сам он всячески содействовал формированию представления о себе как о философе на троне. Об особом отношении Юлиана к книжному знанию свидетельствует тот факт, что, став единоличным властителем Империи, он чуть ли не в первую очередь основал в Константинопольской базилике библиотеку на 120 000 книг.

Рис. 10. Золотая монета (солид) Императора Юлиана 361-363 годов. На аверсе монеты изображен Юлиан с жемчужной диадемой на голове. Надпись «FL CL IVLIANVS PP AVG» означает «Флавий Клавдий Юлиан Отец Отечества (лат. Pater Patriae) Август». На реверсе монеты изображен римский воин, который в левой руке держит трофей, а правой хватает за волосы пленника. Надпись «VIRTUS EXERCITUS ROMANORUM» означает «Доблесть Римской Армии»
Рис. 10. Золотая монета (солид) Императора Юлиана 361-363 годов. На аверсе монеты изображен Юлиан с жемчужной диадемой на голове. Надпись «FL CL IVLIANVS PP AVG» означает «Флавий Клавдий Юлиан Отец Отечества (лат. Pater Patriae) Август». На реверсе монеты изображен римский воин, который в левой руке держит трофей, а правой хватает за волосы пленника. Надпись «VIRTUS EXERCITUS ROMANORUM» означает «Доблесть Римской Армии»

Зимой 361 года, двигаясь с войсками на Константинополь, еще не став во главе всей Империи, Юлиан официально завил о своей приверженности эллинистическому язычеству, обновленному на основе римского неоплатонизма, и о возврате Империи к публичному отправлению древним религиозным культам Рима. Очень скоро Юлиан разрешил восстанавливать языческие храмы и санкционировал возврат им конфискованной у них собственности. Он выделял из казны значительные средства на поддержку языческих культов. Так он пытался оживить язычество, подорванное преследованиями христиан. Не удивительно, что Юлиан очень скоро получил прозвище «Отступник» (гр. «Αποστάτής»). Идеализируя эллинистическое язычество, «эллин» Юлиан идеализировал и древнюю греческую цивилизация с ее городами-государствами и эллинистическими монархиями. Как и во всем, Юлиан был целенаправлен и деятелен: он делал все возможное для возрождения приходящих в упадок древних городов-государств Востока Империи. Он стремился если не уничтожить, то сократить главное порождение Империи – ее бюрократический аппарат, рассчитывая на рост муниципальной активности и возрождение могущества муниципальной аристократии.

Юлиан вел высокоморальный образ жизни, чем заметно отличался от своих предшественников-императоров, включая императоров-христиан. Демонстративно соблюдая римские традиции, он с пиететом относился к Сенату. Юлиан обличал христиан за их аморальность, которая противоречила их Вере, и видел путь к возрождению язычества в формировании его высокой морали, схожей или даже скопированной с морали христианской, чем вызывал у христиан еще больше неприятия и ненависти.

Рис. 11. Античная скульптура древнеиранского бога Митры – одного из главных конкурентов Иисуса Христа в первые века. Музей Кьярамонти (итал. Museo Chiaramonti). Музеи Ватикана, Рим. Италия
Рис. 11. Античная скульптура древнеиранского бога Митры – одного из главных конкурентов Иисуса Христа в первые века. Музей Кьярамонти (итал. Museo Chiaramonti). Музеи Ватикана, Рим. Италия

Что интересно, Юлиан не преследовал и не собирался преследовать христиан. Главной идеей Юлиана, помимо возрождения и этического обновления язычества, была идея веротерпимости для всех: язычников, христиан, причем не только никейцев, но и для сектантов, а также иудеев, митраистов и т.д. В 362 году Юлиан издает Эдикт о терпимости. В своем стремлении к многоконфессиональности «во чтобы то ни стало», в своем неприятии христианства он последовательно добивался разрушения единства Христианской Церкви, возвращая из ссылки христианских епископов-ересиархов, способствуя таким образом укреплению непримиримого сектантства, разжиганию бесконечных споров, розни и непрекращающихся внутрицерковных конфликтов. Юлиан стимулировал отступничество в рядах Церкви, льготами и привилегиями привлекая христиан к официальному отречению от Веры. Тем не менее, в годы его правления многие видные христиане претерпели-таки мученическую смерть. Согласно церковному преданию, среди них был Иерусалимский епископ Иуда Кириак.

Так, что, собственно, сделал Юлиан? Он всего лишь лишил Христианство статуса императорской религии, превратив его в одну из многих религий. Он оставил Церковь без императорского покровительства и императорского участия, нацеленного на достижение ее единства и роста ее паствы. Таким образом, он всего-навсего вернул Христианскую Церковь на полсотни лет назад – в 310 год, когда Император Галерий издал свой эдикт о веротерпимости, которым он прекратил Великое гонение на христиан и сделал Христианство легальной религией Римской Империи.

В Иудаизме Юлиан видел прежде всего сильного конкурента Христианству. Он проявлял благосклонность к иудеям, потому что хотел подорвать с их помощью позиции Христианства. Он даже обещает вновь заселить Иерусалим иудеями и возродить нечто похожее на прежнее иудейское государство. Юлиан берется восстановить иудейский Храм в Иерусалиме, но только для того, чтобы опровергнуть пророчество Иисуса о его разрушении (Мк. 13:2). Дело не ограничилось обещаниями. Строительные работы начались в Иерусалиме весной 362 года. Однако вскоре работы были остановлены из-за пожара, который покалечил многих рабочих и уничтожил собранные на Храмовой горе строительные материалы. Христиане, естественно, воспринимали все это крайне враждебно, а иудеи смотрели на самого Юлиана и на его преобразования с большим недоверием, справедливо полагая, что все исходящее от Императора-отступника недолговечно, опасаясь новых преследований после того, как правлению Юлиана придет неизбежный конец.

Рис. 12. Поход Императора Юлиана на Сасанидскую Империю (Персию) весной-летом 363 года Апельсиновым цветом обозначена Сасанидская Империя
Рис. 12. Поход Императора Юлиана на Сасанидскую Империю (Персию) весной-летом 363 года Апельсиновым цветом обозначена Сасанидская Империя

В это время у Римской Империи, помимо германцев, был другой более опасный враг – Сасанидская Персия. Война с персами то разгоралась, то снова затухала, но взаимная вражда двух империй не давала о себе забыть даже на короткое время. Понимая размеры опасности, исходящей из-за Евфрата, Юлиан рассматривал борьбу с персами своей главной внешнеполитической задачей. Действуя также решительно, как он действовал в Германии, Юлиан весной 363 года отправляется в поход на Персию. Все складывалось удачно, и римляне очень скоро подошли к стенам столицы Персии Ктесифона. Однако взять хорошо укрепленный город они не смогли. Римлянам просто не хватало для этого сил. Дополнительные войска из Империи, а также союзники-армяне к Ктесифону не подошли, и Юлиан решает идти дальше вглубь Персии. Это решение было для него роковым: он был убит в случайной скоротечной схватке. Он умер в ночь на 29 июня 363 года. Христиане расценили смерть Юлиана как небесную кару. Тем не менее, тело Юлиана отвезли в Константинополь и похоронили в Храме Святых Апостолов, но без отпевания, как Отступника. Юлиан тоже не оставил наследников, и с его смертью пресеклась династия, основанная его дедом Констанцием I Хлором.

Рис. 13. Золотой динар Шахиншаха Ирана из династии Сасанидов Шапура II (309-379 годы)
Рис. 13. Золотой динар Шахиншаха Ирана из династии Сасанидов Шапура II (309-379 годы)

Что же показало недолгое правление (361-363 годы) Юлиана II Отступника? Оно показало, что процесс христианизации Римской Империи и огосударствления Христианской Церкви уже невозможно было повернуть вспять. Даже бесконечно аморальные и кровожадные императоры-христиане не могли отвратить христиан от Веры и Церкви. Правление Юлиана показало и то, что иудеи Римской Империи уже адоптировались в новых условиях и не желали ввязываться в новые политические авантюры, чреватые большой кровью. Иудеи поняли Юлиана и не пошли за ним, предоставив право Императору-отступнику самому разбираться с христианами. Юлиан, казалось бы, нацелился на восстановление иудейского Иерусалима, но его жизнь была слишком коротка для этого. Иерусалим остался христианским, и иудеям там по-прежнему не было места.

От Юлиана до Феодосия

Преемником Юлиана стал Иовиан (330\331-364 годы). Он был вместе с Юлианом в Персии в составе римской армии. Сразу после смерти Юлиана римские легионы провозгласили Иовиана Императором. Не добравшись до Константинополя, он успел заключить унизительный 30-тилетний мир с персидским царём Шапуром II. Ему пришлось отказаться от пяти месопотамских провинций Империи, а также от Армении. Также по пути в столицу Империи Иовиан восстановил Христианство в правах, которыми оно обладало до Юлиана, и вернул Церкви все привилегии, которых ее лишил Юлиан. Умер Иовиан в Вифинии, так и не добравшись из Месопотамии в Константинополь. Он правил всего 8 месяцев (с 27 июня 363 по 17 февраля 364 года), находясь все это время в пути.

Рис. 14. Золотой медальон (мультипль) августа Востока Валента II. На медальоне изображен Валент с жемчужной диадемой на голове. В левой руке – земной шар и стоящая на нем богиня Виктория. Надпись «DN VALENS MAX AVGVSTVS» означает «Наш господин Валент, величайший Август». На обратной стороне медальона изображен Император в колеснице, запряжённой шестёркой коней. Слева и справа от него два крылатых гения. Надпись «DN VALENS VICTOR SEMPER AVG» означает «Наш господин Валент, Победитель вечный Август
Рис. 14. Золотой медальон (мультипль) августа Востока Валента II. На медальоне изображен Валент с жемчужной диадемой на голове. В левой руке – земной шар и стоящая на нем богиня Виктория. Надпись «DN VALENS MAX AVGVSTVS» означает «Наш господин Валент, величайший Август». На обратной стороне медальона изображен Император в колеснице, запряжённой шестёркой коней. Слева и справа от него два крылатых гения. Надпись «DN VALENS VICTOR SEMPER AVG» означает «Наш господин Валент, Победитель вечный Август

После смерти Иовиана императорами-соправителями стали Валентиниан I (период правления: 364-375 год) на Западе и Валент II (период правления: 364-378 год) на Востоке. Валент был арианом, и это соответствовало положению дел на Востоке, где арианство было широко распространено, тогда как на Западе господствовало Никейское Христианство. Правление Валента было отмечено ужасным поражением в битве с остготами под Адрианополем 9 августа 378 года. Валент погиб в этом сражении, а победа готов под Адрианополем считается началом цепи событий, которые в конце концов привели к падению в 476 году императорской власти на Западе. Преемником Валента стал уже известный нам Феодосий I Великий (период правления: 379-395 год) – набожный никейский христианин и последний Император, единолично правивший всей Римской Империей. Он окончательно утвердил на Востоке Никейское Христианство, искореняя в Церкви ереси и разногласия.

Христианский Иерусалим

Уже к середине IV века население Иерусалима было преимущественно христианским. Город рос. Количество христианских храмов росло. Было завершено строительство Храма Гроба Господня, начатое при жизни Константина I Великого. В частности, достраивалась ротонда Храма – "Анастатис". Храмы строились везде, где по мнению христиан в прошлом происходили важные события в земной жизни и служении Иисуса Христа. Например, на Масличной (Елеонской) горе Иисус посвятил своих учеников в секрет своей Веры. На этом месте еще при Императоре Константине была построена церковь «Элеона». В другом месте на той же горе Иисус вознесся на небеса. На этом месте в 378 году была построена церковь Вознесения («Имбомон»). Строительство профинансировала знатная римлянка по имени Поймения. На горе Сион, согласно легенде, находилась «Сионская горница» – место, где состоялась тайная вечеря Иисуса Христа и его учеников. Согласно другой легенде, Господь дважды явился своим апостолам на горе Сион после воскрешения из мертвых. Неудивительно, что здесь была воздвигнута Базилика Святого Сиона (Сионская церковь), которая не сохранилась до наших дней.

Рис. 15. Фрагмент карты Земли обетованной из Мадабы (Мейдвы) – мозаичного пола православной Георгиевской церкви в городе Мадаба (Иордания), созданный в VI веке в период правления Императора Юстиниана I Великого. Фрагмент представляет собой карту христианского Иерусалима. Хорошо видна колоннада Западного (Большого) Кардо и Кардо Восточного. В центре (ниже Б. Кардо) – Храм Гроба Господня, справа (над Б. Кардо) – Новая церковь Богородицы («Неа»), справа (в конце Б. Кардо) – Базилика Святого Сиона
Рис. 15. Фрагмент карты Земли обетованной из Мадабы (Мейдвы) – мозаичного пола православной Георгиевской церкви в городе Мадаба (Иордания), созданный в VI веке в период правления Императора Юстиниана I Великого. Фрагмент представляет собой карту христианского Иерусалима. Хорошо видна колоннада Западного (Большого) Кардо и Кардо Восточного. В центре (ниже Б. Кардо) – Храм Гроба Господня, справа (над Б. Кардо) – Новая церковь Богородицы («Неа»), справа (в конце Б. Кардо) – Базилика Святого Сиона

Мы располагаем сведениями о строительстве и существовании еще ряда церквей, но мотивы выбора места их строительства нам не всегда известны. Например, приблизительно в 390 году на склоне Масличной горы возвели Гефсиманскую церковь. Севернее Храмовой горы была построена церковь «Пробатика», названная так по находившемуся там иудейскому бассейну для омовения, известному как «Вифезда» или «Пробатика», т.е. «Овечья купель». Церковь была и у Силоамского бассейна – в юго-восточной части Иерусалима. Где-то у западного подножия Храмовой горы стояла церковь Святой Софии. В середине V века на месте успения Богоматери в Гефсиманском саду была построена церковь Святой Марии. Рядом с Дамасскими воротами города стояла «величественная», согласно свидетельствам очевидцев, церковь Святого Стефана, которую в 460 году освятила Императрица Евдокия (401-460 годы) – вдова Императора Феодосия II Малого (период правления: 408-450 годы). Все эти христианские храмы не сохранились до нашего времени. Кстати, Императрица Евдокия не ограничивала свою активность только строительством и освещением храмов. Например, она реконструировала крепостные стены города. Из древнейших христианских храмов, помимо Храма Гроба Господня, сохранилась Новая церковь Богородицы, или «Неа Экклесия» (гр. Νέα Εκκλησία), т.е. «Новая церковь», либо просто «Неа» (гр. «Νέα»), т.е. «Новая». Ее построил Император Юстиниан I Великий (период правления: 527-565 годы) на месте римских бань. Церковь освятили в 543 году. Именно в годы правления Юстиниана I Великого христианский Иерусалим достиг своего расцвета. Город поражал количеством и великолепием монументальных зданий, прежде всего, конечно же, церквей. О его богатствах ходили легенды. Одним словом, уже с середины VI века Иерусалим по праву носил имя Священного города христиан, в котором уже ничто не напоминало ни о его языческом, ни о его иудейском прошлом.

Рис. 16. Современная реконструкция Новой церкви Богородицы. Вид с северо-запада. Автор реконструкции – израильский археолог Нахман Авигад (1905-1992 годы)
Рис. 16. Современная реконструкция Новой церкви Богородицы. Вид с северо-запада. Автор реконструкции – израильский археолог Нахман Авигад (1905-1992 годы)

Рост числа доступных христианских святынь в Иерусалиме стимулировал приток паломников в город. Вероятно, что уже во второй половине IV века христианский Иерусалим обогнал иудейский Иерусалим по числу паломников. В иудейском Иерусалиме число паломников резко возрастало в преддверии иудейских праздников, особенно перед Пасхой. В христианском Иерусалиме не было выраженной зависимости паломничества от литургического календаря: паломники пребывали круглый год. Конечно, их число возрастало к христианской Пасхе, но, вообще, христианский Иерусалим всегда был набит паломниками и теми нежелательными элементами, которые всегда сопутствуют большому стечению народа. Я имею в виду воров, мошенников, откровенных грабителей и проституток. Да-да, христианский Иерусалим сильно страдал от этой публики, которая вызывала у христиан отвращение и даже сомнения в допустимости паломничества. Например, один из каппадокийских отцов Церкви Григорий Нисский, посетив Иерусалим в 379 году, был настолько потрясен мерзостью, окутавшей Святой город, что даже выступил с резким осуждением паломничества как такового. Тем не менее, от паломничества никто даже не пытался отказываться, т.к. оно являлось источником огромных доходов Иерусалимской Церкви и города, в целом. Христианский Иерусалим жил за счет паломников.

Уже в IV веке в Иерусалиме появилось много деятельных христиан со всей Империи. Обычно они пребывали как паломники, и некоторые из них оставались здесь надолго и даже навсегда. В этой связи стоит упомянуть «старицу» Меланию – римлянку благородного происхождения, которая появилась в Иерусалиме в 378 году. Эта женщина основала на склонах Масличной Горы монастырь и хоспис. В те же годы в Иерусалиме осел монах по имени Руфин. Он происходил из города Аквилея, который расположен на северном берегу Адриатического моря. Руфин не основал монастыря, но оставил после себя записки, из которых мы узнаем о жизни Иерусалима и Палестины конца IV века. В 386 году в Иерусалиме появился монах Иероним, который затем отправился в Вифлеем и основал там монастырь. Вместе путешествовали его ученицы: Паула и Евстохия. После Иерусалима они тоже отправились в Вифлеем и позднее основали там женский монастырь. Кстати, Иерусалим часто служил промежуточным пунктом для паломников-монахов или мирян, стремящихся принять постриг. Прибывая сначала в город, они затем отправлялись в монастыри Иудейской пустыни. Этот процесс развивался на протяжении всего IV века. Монашеские обители сыграли большую роль в распространении христианства среди кочевых арабских племен, которые всегда присутствовали в степях и пустынях, охватывающих Палестину с востока и с юга. Монашество Иудейской пустыни и самого Иерусалима пользовалось авторитетом в Церкви и в Иерусалиме.

Рис. 17. Ныне здравствующий Патриарх Иерусалимский Феофил III (с 22 ноября 2005 года)
Рис. 17. Ныне здравствующий Патриарх Иерусалимский Феофил III (с 22 ноября 2005 года)

Как я уже говорил, Иерусалимская епархия изначально находилась в подчинении митрополита Кесарии Приморской, которая была столицей провинции Палестина Первая и ее церковной метрополией. Иерусалимские епископы начали борьбу за изменения церковного статуса Иерусалимской христианской общины еще при Императоре Константине I Великом. Однако наибольшего ожесточения эта борьба достигла тогда, когда престол Иерусалимской епархии занял Ювенал (Ювеналий). Он был Иерусалимским епископом с 422 по 451 год. Благодаря активности Ювенала, который был одним из участников Четвертого Вселенского собора, проходившего в городе Халкидон, Иерусалим был признан метрополией всех трех Палестин. Хотя Ювенал хотел большего. Он рассчитывал, что в митрополию войдут не только все три палестины, но еще и римская Аравия и Финикия в придачу. Тем не менее, Иерусалим победил Кесарию Приморскую, а Ювенал с 451 года стал Иерусалимским митрополитом в ранге патриарха. Патриархат Иерусалимский, согласно решению Халкидонского собора, занял пятое место после Римского, Константинопольского, Александрийского и Антиохийского патриархатов. Однако в Иерусалиме весть об образовании Иерусалимского патриархата вызвала восстание монахов (!), которые не признали решения Халкидонского собора. В августе 453 года Ювенал был вынужден бежать в Константинополь, откуда он вернулся в Иерусалим с императорскими войсками и утопил антихалкидонское восстание в крови. После этого он счастливо исполнял обязанности патриарха Иерусалимского до самой своей смерти в 458 году.

Нападение персов

Империя Сасанидов возникла в Персии в 226 году. С этого времени продолжалось открытое противостояние двух империй – Сасанидской и Римской. Сначала поводом для конфликтов была Армения, но в 384 году был подписан договор о разделе ее территории. Следующим поводом для раздоров стала миссионерская деятельность римлян среди арабских племен сасанидского пограничья, в которой Иерусалим играл далеко не последнюю роль. После «арабского вопроса» возникла проблема непризнания Римской Империей права Персии на защиту кавказских границ от вторжения кочевников с севера. Персия, в свою очередь, не признавала право Римской Империи на восточное побережье Черного моря. Вражду усиливали религиозные различия Римской и Персидской империй. В Римской Империи официальной религией было Христианство, а в Персидской Империи –Зороастризм.

Рис. 18. Фаравахар – главный символ Зороастризма, изображающий благого духа Фраваши, который присущ каждой живой частице мироздания, включая бога Ахурамазду
Рис. 18. Фаравахар – главный символ Зороастризма, изображающий благого духа Фраваши, который присущ каждой живой частице мироздания, включая бога Ахурамазду

Войны Римской Империи с Сасанидской Персией следовали одна за другой: в 420-422 годах была война за расширение влияния Римской Империи, в 440 году – война, которую развязала Персия ради получения дани от Римской Империи, в 502-506 годах – еще одна война ради получения римской дани, в 526-532 годах – война за Иверию, в 541-562 годах – война за Лазику, в 572-591 годах – война за Кавказ. И наконец в 602-628 годах была последняя византийско-персидская война, которая началась, по сути, с вмешательства Шахиншаха Хосрова II Парвиз (период правления: 591-628 годы) во внутренние дела Римской Империи.

Рис. 19. Римская Империя в 600 году
Рис. 19. Римская Империя в 600 году
Рис. 20. Империя Сасанидов в 632 году. Белыми линиями обозначены границы современных государств
Рис. 20. Империя Сасанидов в 632 году. Белыми линиями обозначены границы современных государств

Дело в том, что в 591 году Император Маврикий (период правления: 582-602 годы) помог Хосрову вернуть престол, захваченный узурпатором. За эту помощь Хосров был вынужден пойти на значительные территориальные уступки и отказаться от требования уплаты Римской Империей налога в персидскую казну. Когда в ноябре 602 года Маврикий был убит своим соперником Фокой, который узурпировал трон (период правления: 602-610 годы), Хосров II объявил, что он отомстит Фоке за смерть Маврикия, и напал на Империю. Конечно же истинной целью нападения Хосрова на Империю было пополнение пустой персидской казны за счет ограбления римских городов и возобновление уплаты Империей налога. Не последнее место в планах Хосрова занимал Иерусалим и приморские города Палестины. Персов давно манили богатства Иерусалима, который занимал важное место в планах персидского царя не только из-за своих богатств. Захват и обязательное разрушение Иерусалима, по мнению Хосрова и его приближенных, должны были стать жестоким ударом по авторитету Римской Империи и привести к деморализации императорской армии и даже падению Константинопольского престола. Особое значение придавалось захвату в Иерусалиме Животворящего Креста Господня. Приоритет всех этих планов возрастал по мере того, как желание заработать на войне сменилось у Хосрова страстным желанием полного захвата всей территории Империи.

Нужно отметить, что планы захвата и уничтожения Иерусалима были предвосхищены действиями самих императоров Рима, начиная с Константина I Великого. Именно императоры-христиане на протяжении трех столетий отстраивали и одаривали город, превращая его в духовную столицу, Священный город, своей Империи, стимулируя паломничество к его святыням и распространяя во всем Христианском мире представление об этом городе как о величайшей ценности Христианской Церкви и Христианской Империи. Массовое паломничество в Иерусалим демонстрировало всему тогдашнему миру, насколько высок был авторитет города во всем Христианском мире. Вся Империя и все ее соседи знали, какие богатства жертвовали городу и его храмам не только императоры Рима, но и паломники.

Рис. 21. Серебряная монета Шахиншаха Хосрова II Парвиза
Рис. 21. Серебряная монета Шахиншаха Хосрова II Парвиза

Первый этап войны (602-608 годы) был успешным для персов. Им удалось сравнительно легко завоевать Римскую Месопотамию и Кавказ. В 608 году в Империи началось восстание военачальника армянского происхождения – экзарха Африки Ираклия Старшего. Оно было направлено против непопулярного императора-узурпатора Фоки. Восставшие планировали устранить Фоку и возвести на императорский престол сына Ираклия Старшего – Ираклия Младшего. Восстанию сопутствовала удача. Фока был убит толпой жителей Константинополя, и 5 октября 610 года Ираклий I был коронован в часовне Святого Стефана в Большом дворце. Персы тем временем наступали, используя внутриимперский конфликт в своих интересах. В 611 году они захватили Сирию и вошли в Анатолию, опустошили часть Малой Азии и вышли к Босфору напротив Константинополя. В 613 году Ираклий предпринял контрнаступление, но его армия была разбита под Антиохией.

В 613 году персидская армия при содействии местных иудеев взяла Дамаск. В руках персов оказалась вся Сирия и Финикия. В 614 году после 21 дня осады персы захватили Иерусалим. Город был разрушен и разграблен. Персы забрали Животворящий Крест Господень. Храм Гроба Господня был сильно поврежден. Патриарх Иерусалимский Захарий был уведен персами в плен. Персы и примкнувшие к ним местные иудеи убили более 100 тысяч христиан. Причем, около 60 тысяч христиан было убито иудеями в бассейне Мамиллы, т.е. в одном из резервуаров, из которых Иерусалим снабжался питьевой водой. Резню вроде бы остановили персы. Так что в Иерусалиме есть свой Бабий Яр.

В течение 617-618 годов персы захватили Египет. В это же самое время на балканские владения Империи напали авары и славяне. Римская Империя, казалось, стояла на краю пропасти, и дни ее были сочтены.

Рис. 22. Изображение Херувима и Императора Ираклия I, покоряющего персидского царя Хосрова II. Эмаль поверх позолоченной меди. 1160-1170 год. Лувр. Париж. Франция
Рис. 22. Изображение Херувима и Императора Ираклия I, покоряющего персидского царя Хосрова II. Эмаль поверх позолоченной меди. 1160-1170 год. Лувр. Париж. Франция

В 622 году Ираклию удалось переломить ход войны в свою пользу. Персы перешли к обороне, но в 626 году они, объединившись с аварами и славянами, предприняли попытку наступления с целью захвата Константинополя, но потерпели сокрушительное поражение. После этого Ираклий вторгся в Персию и в 627 году вынудил противника прекратить сопротивление. В следующем 628 году между Империей и Сасанидской Персией был заключён мир. Персы вернули Животворящий Крест.

В 629 году войска Ираклия отвоевали Иерусалим. В 630 году Ираклий с помпой вошел в город. Животворящий Крест или его часть была возвращена в Храм Гроба Господня. Храмы, монастыри и часовни города были восстановлены в рекордно короткие сроки. Всех местных иудеев насильно крестили за преступления 614 года.

Рис. 23. Средиземноморье в 650 году
Рис. 23. Средиземноморье в 650 году

Что интересно, Ираклий, начиная с 629 года, отказался от титула «август» (лат. «Augustus») и начал величать себя по-гречески «басилевсом» (гр. «Βασιλεύς» или «Βασιλέως»). Этот титул в эллинистическом мире присваивался суверенным монархам или монархам, которые претендовали на суверенность. Учитывая общую тенденцию на огречивание Римской Империи после падения императорского престола на Западе, становится понятно, почему императоров Византии в течение следующих 800 лет титуловали именно «басилевсами».

Война обескровила обе Империи – и Римскую, и Персидскую. Нападение арабов на Римскую Империю началось в 30-е годы VII века. Империя устояла, но потеряла Армению, Сирию, Финикию, Палестину, Аравию и Египет. В результате, Константинополь от арабских владений отделяла только Малая Азия. В 651 году под напором арабов буквально в одночасье рухнула Персия. За поражением Сасанидов последовала исламизация страны.

Продолжение следует

Все фотографии и карты из общедоступных источников