Найти в Дзене

Поступление в Строгановку попытка №1

Итак, в 2003 году я закончила четырёхгодичное обучение Московском Художественном Профессиональном Лицее №303. Это были счастливые годы. Нам преподавали живопись, рисунок, орнаменты, комбинаторику, начертательную геометрию, народные промыслы, зарубежную литературу, историю искусств, материаловеденье. Обязательной была пленэрная практика, посещение выставок и концертов. Я окончила лицей с красным дипломом и мне присвоили квалификацию художник – мастер декоративной росписи, кроме того получила удостоверение в том, что дополнительно освоила маркетри (мозаику из разных сортов шпона). Продолжить своё образование я решила в МГХПУ им. С. Г. Строганова ( Тогда он так назывался, но время от времени аббревиатура будет меняться) Последний год обучения был наполнен разными событиями. Наш директор Александр Семёнович Рубцов старался, что бы мы как можно больше участвовали в выставках, понимая, как это поможет нам при поступлении. Нашей группе было дано задание – сделать живописную галерею портр
Зураб Константинович Церетели награждает меня дипломом и благодарностью за участие в создании серии портретов деятелей художественного образования.
Зураб Константинович Церетели награждает меня дипломом и благодарностью за участие в создании серии портретов деятелей художественного образования.

Итак, в 2003 году я закончила четырёхгодичное обучение Московском Художественном Профессиональном Лицее №303. Это были счастливые годы. Нам преподавали живопись, рисунок, орнаменты, комбинаторику, начертательную геометрию, народные промыслы, зарубежную литературу, историю искусств, материаловеденье. Обязательной была пленэрная практика, посещение выставок и концертов. Я окончила лицей с красным дипломом и мне присвоили квалификацию художник – мастер декоративной росписи, кроме того получила удостоверение в том, что дополнительно освоила маркетри (мозаику из разных сортов шпона). Продолжить своё образование я решила в МГХПУ им. С. Г. Строганова ( Тогда он так назывался, но время от времени аббревиатура будет меняться)

Последний год обучения был наполнен разными событиями. Наш директор Александр Семёнович Рубцов старался, что бы мы как можно больше участвовали в выставках, понимая, как это поможет нам при поступлении. Нашей группе было дано задание – сделать живописную галерею портретов деятелей профессионального технического образования. Мы справились блестяще и получили благодарность от Министерства образования. Диплом мы решили тоже сделать, не абы, какой, а для выставки. Поэтому пять самых лучших рисовальщиков нашей группы, в числе которых была я, разработали сборное панно, каждая часть которого могла быть самостоятельной работой. А всё вместе называлось «Праздничная Москва». Техника исполнения – Городецкая роспись. В середине было огромное блюдо с видом на Красную площадь, на следующих двух работах разделочные доски со знаковыми монастырями Москвы, а на крайних подмосковные усадьбы – Архангельское и Марфино. Всё это помимо узнаваемых архитектурных элементов было объединено единой цветовой гаммой и орнаментом, фигурами людей, спешащими на праздник и веселящимися на площади. Диплом получился роскошный. Директор повёз его на ВДНХ, где нашу работу признали лучшей, о чём каждой выдали соответствующий документ.

Вот он наш диплом. Здесь, к сожалению, их повесили не вплотную, а с промежутками. Единым полотном они смотрятся намного лучше.
Вот он наш диплом. Здесь, к сожалению, их повесили не вплотную, а с промежутками. Единым полотном они смотрятся намного лучше.

В студии маркетри у Козяева Евгения Львовича, я тоже приняла участие в нескольких городских выставках.

Но я не только занималась в лицее и в кружке мозаики, я ещё решила подготовиться к экзамену по композиции непосредственно с преподавателем из Строгановки. Композиция это небольшая художественная работа, выполненная обычно акварелью, гуашью и/или тушью. Темы могут быть разными – «Праздник в городе» нужно передать атмосферу праздника, «Интерьер врача, повара, космонавта итд.» - образ хозяина через интерьер, «Архитектурный стиль – готика, модерн, ренессанс, конструктивизм» и так далее.

Я пошла на подготовку по композиции к Бородулиной Мирославе Николаевне - декану факультета Искусство интерьера, эта подготовка заняла у меня около девяти месяцев. Каждую среду я ездила к ней на кафедру. Сначала шла техническая сторона дела. Мы заклеивали с помощью кальки и резинового клея лист, вырезали квадратики и делали градиент – плавный переход от светлого к тёмному, или от одного цвета к другому. Самоклеющейся плёнки тогда ещё не было, и мы действовали по старинке, удаляя резиновый клей руками. Потом пошли архитектурные задания – колонна с обычными и выпуклыми канелюрами ( я помню мои оказались лучше всех и я очень ими гордилась) простые формы шары, цилиндры, кубы и композиции из них. После нового года начиналась работа с композициями непосредственно для экзамена. Мирослава Николаевна давала темы с прошлых экзаменов, а мы выполняли по ним свои работы. К маю у меня было около семи приличных листов. Тогда Мирослава Николаевна сделала для нас небольшой экзамен, что бы мы чувствовали время и успели уложиться за шесть часов. Помню, я вытянула «билетик» Русское зодчество. А надо сказать, что директор нашего лицея просто обожал пленэр и всегда возил нас по храмам и монастырям. Насмотренность у меня была приличная.

Я легко сделала абстрактную композицию – на тёмно-синем фоне белоснежная одноглавая церковь с порталом. Низкая линия горизонта, за счёт чего «взлёт» архитектуры и взгляд «снизу вверх». Силуэт церкви, как бы поделён на две части, и несколько раз повторяется, создавая ритм, а портал над входом является объединяющим элементом и не даёт композиции развалиться. На переднем плане был прорисованный рельеф владимирского льва. Композиция получилась атмосферной и драматической. Все меня спрашивали, когда я успела её придумать и проработать, но я сказала, что ничего заранее не готовила. По взглядам окружающих я поняла, что во мне видят серьёзного конкурента. Занятия с деканом обошлись мне около тысячи долларов за девять с небольшим месяцев. Все мои скромные сбережения, плюс ещё помогли родственники.

На рисунок я тоже ходила в Строгановку, но не к преподавателю, а на наброски в понедельник и на короткий рисунок в четверг. Здесь мы скидывались только за натурщиков.

Вступительные экзамены в 2003 делились на три условных этапа.

1) Творческий допуск – когда приносятся работы по живописи, рисунку, композиции, вообще всё что есть и документы.

2) Экзамены по дисциплинам – живопись(натюрморт) два дня по шесть часов, рисунок(тогда был бюст Никколо да Уццано Донателло) один день и фигура мужчины два дня, композиция на заданную тему и чертёж к ней один день.

3) Теория - русский язык и история искусств

В назначенный день я собрала свои работы - Бюст Лаокоона, голову Венеры, черепа, бюст Аполлона, взяла последние три фигуры из натурного класса, живописные натюрморты и пейзажи, а также у меня было два неплохих живописных портрета и две копии, я взяла восемь композиций сделанных под руководством декана кафедры интерьера, а ещё мозаику она была тяжелая, но я всё равно решила её показать.

Я разложила всё своё богатство и показала красный диплом и удостоверение маркетриста. Приёмная комиссия поморщилась и, по-моему, Кирьянов сказал – «Да вы готовы по композиции, но в целом у Вас слабый уровень и мы не можем допустить Вас до экзамена вообще!». Этот простой отказ меня буквально оглушил - нет и всё! вы настолько плохи, что мы не можем допустить вас до экзаменов.

Однако, спустя годы, я поняла, что мои работы были не так ужасны, потому что, когда я уже училась в Строгановке на третьем курсе, меня вызвали в деканат и напомнили мне о моей же работе (маркетри Венецианский карнавал), которую я приносила на творческий допуск несколько лет назад. Меня спросили –сохранилась ли она у меня. Я очень удивилась и сказала, что сохранилась! Мне предложили отправить её на всероссийский конкурс-выставку прикладного искусства. Я согласилась и какого же было моё удивление, когда мне вручили диплом лауреата. Вот так – для Всероссийской межвузовской выставки работа была подходящей, а для допуска на вступительные экзамены нет!

Потом, лет через семь, творческий допуск отменили, как первую часть вступительных экзаменов отменили. Я не знаю, по какой причине. Может ребятам, поступавшим на платное отделение, было неприятно, может творческий допуск был в принципе незаконен. Но я проходила через него всякий раз и безо всяких послаблений. Я поверила приёмной комиссии, что действительно не слишком хороша, что бы начинать учиться в Строгановке.

О моей второй попытке, а также о годе подготовки я напишу в следующей статье.