Кирилл Мошков,
редактор «Джаз.Ру»
Предыстория: самым первым сборником советского модерн-джаза стали две виниловые пластинки серии «Джаз-65», выпущенные Всесоюзной фирмой грампластинок «Мелодия» в 1965 году по результатам Второго Московского джазового фестиваля. Фестиваль проходил в апреле 1965 года в конференц-зале московской гостиницы «Юность» недалеко от метро «Спортивная». В зале было около 600 мест: настоящий прорыв по сравнению с Первым московским джаз-фестивалем, который был проведён осенью 1962 в крошечном (100 посадочных мест) зальчике «Кафе Молодёжное» на улице Горького! Фестиваль 1965 года проводили совместно Московская организация Союза композиторов СССР и Московский городской комитет ВЛКСМ: ещё в 1961 г. комсомолу было поручено «курировать» увлечение молодых музыкантов джазом, а в МГК нашлось несколько «нештатных инструкторов», которые искренне любили джаз и старались действенно помогать молодым джазменам. После фестиваля 1965 г. ансамбли-лауреаты (фестиваль шёл по конкурсной системе, председателем жюри был маститый композитор Вано Ильич Мурадели) получили предложение записать по несколько номеров своей фестивальной программы в недавно созданной Всесоюзной студии грамзаписи, принадлежавшей ВФГ «Мелодия». И из этих номеров были составлены и довольно оперативно выпущены две пластинки с одинаковым дизайном и названием: «Джаз-65».
По условиям конкурса, музыканты должны были играть преимущественно музыку профессиональных советских композиторов, на крайний случай свою авторскую. Это при том, что московская джазовая сцена в лице своего второго послевоенного поколения, пришедшего в основном из институтской самодеятельности так называемого «поколения инженеров» (говорили также «поколение физиков»), находилась ещё в процессе самообразования, который требовал овладения мировым джазовым наследием, а значит — музыканты в обычной клубной ситуации чаще всего играли американские джазовые номера. Играли они их, конечно, и на фестивале. Вот только на пластинку эти номера не попали.
Кроме двух. Первой была тема Фрэнка Чёрчилла «Someday My Prince Will Come» из популярного мультфильма «Белоснежка и семь гномов» в исполнении квартета гитариста Николая Громина (не только первопроходца современной джазовой гитары в Москве, но и аспиранта Плехановки, будущего доктора экономических наук). А вот вторая представляла собой некоторую загадку.
Пьесу на фестивале исполнило трио пианиста Виктора Мисаилова. На первом диске серии (из двух) она была названа «Рассказ». Автором был честно указан американский джазовый пианист Бобби Тиммонс (1935–1974), прославившийся участием в ансамбле «Посланцы джаза» легендарного барабанщика Арта Блэйки.
СЛУШАЕМ:
Но вот что это была за тема? У Тиммонса нет ни единой пьесы с таким (или похожим) названием!
Автор этих строк — не очень большой знаток авторских тем Тиммонса, хотя пианист за свою короткую жизнь, отягощённую зависимостями, не так уж много и написал. Всё, что я мог сказать — что это не «This Here», не «Dat Dere», не «Pretty Memory», не «Soul Time», не «So Tired» и уж тем более не хрестоматийная «Moanin'», с которой Тиммонс прославился в 1958 в составе Jazz Messengers. А мне для книги «Джаз 100. Столетие российской джазовой сцены 1922–2022» (подробнее о книге) обязательно нужно было уточнить происхождение этой мелодии!
Ну, в кругах специалистов не считается зазорным обратиться к коллегам за консультацией. Мне помог испанский специалист по истории джаза Фернандо Ортис де Урбина, который изучил творчество Тиммонса от и до. Благодаря Фернандо я теперь знаю, какую тему редактора Всесоюзной фирмы грампластинок «Мелодия» обозначили на пластинке 1965 года как «Разговор». Она называется «Another Live One» (буквально «Ещё одна живая»).
СЛУШАЕМ:
Тиммонс записал её для собственного альбома «Sweet and Soulful Sound» (Riverside Records) в июле 1962 г.
Альбом довольно редкий, я его раньше не слышал. Век живи, век учись!... (...неучем помрёшь, подсказывает мне мой встроенный иронизатор).
Что же до пианиста Виктора Мисаилова, представившего на фестивале «Джаз-65» свою версию пьесы Тиммонса (весьма, впрочем, близкую к оригиналу), то он выступил и на Московском джаз-фестивале 1966 года (с авторскими композициями!), затем играл в составе квартета саксофониста Виталия Шеманкова на Варшавском джаз-фестивале Jazz Jamboree 1971 г., а потом связал профессиональную жизнь с эстрадой, работал в МОМА (Московском отделе музыкальных ансамблей), аккомпанировал певице Алле Иошпе, часто ездил работать в Ташкент, где участвовал в том числе в работе Ташкентского джаз-клуба. Мисаилов записал с более поздними составами своего трио две джазовые пластинки на ВФГ «Мелодия»: долгоиграющий альбом «Ташкентский джаз-клуб» (1981, каталожный номер С 60-15767-8, с ташкентскими музыкантами) и миньон (маленькую, 7-дюймовую, пластинку на 33 об/мин) с тремя композициями Дюка Эллингтона, которая так и называлась «Мелодии Дюка Эллингтона» (1982, каталожный номер С62-17601-02). Ещё в конце 1990-х пианист иногда выступал в московском «Джаз Арт клубе». В 2019 г. Виктор Мисаилов ушёл из жизни.
Вот такая история из истории...