Найти в Дзене
Минская правда | МЛЫН.BY

По тропам партизанской молодости или «Наши немцы» в Дзержинске. История одной фотографии

Фото: из фонда БГАКФФД
Фото: из фонда БГАКФФД

В один из летних дней 1965 года случайный житель Дзержинска Минской области, проходя мимо местного Дома культуры, мог видеть непривычную картину. Два высоких мужчины среднего возраста в костюмах западного кроя на неплохом русском языке запросто, даже запанибратски общались с группой белорусов того же возраста, особенно тепло братаясь с теми, кто постарше… Вроде иностранцы — а они в глубинке, да еще в годы Холодной войны, появлялись нечасто — и в то же время такое радушие! Разгадку этого ребуса знали только старожилы города и района: бравые парни из Гамбурга прибыли сюда во второй раз. Впервые они побывали в этих краях летом 1944 года, то и дело меняя личины: попеременно переодеваясь то в форму немецкого вермахта, то в советскую полувоенного образца… Одним словом, Гуго Барс (слева) и Феликс Шеффлер (справа) были немецкими антифашистами, повернувшими в Великую Отечественную войну свое оружие против соотечественников, служивших идеалам Адольфа Гитлера. Их правильный выбор не был забыт, и жители Великого Села Дзержинщины, куда они приехали после войны, встретили повзрослевших, но узнаваемых гамбуржцев с распростертыми объятиями.

…Путь в мирное лето 1965 года лежал для обоих через грозные 1940-е. Феликс Шеффлер, моряк торгового флота, попал в плен в 1941-м под Ленинградом. Хуго Барс, сапер, был ранен в 1942-м белорусскими партизанами и также угодил в плен. В лагере оба военнопленных, вспоминая сцены разрухи мирных городов и сел БССР, РСФСР, вереницы зачумленных, измученных пленных красноармейцев, прониклись идеями антифашизма. Придти к такому правильному решению им помогло знакомство с трофейными подлинниками документов, подписанных высокими чинами германской армии и войск СС, в которых отдавались приказы об уничтожении мирных жителей СССР. Свое дело сделали как члены президиума «Свободной Германии», так и Герберт Хенчке — профессиональный революционер, еще до войны поселившийся в Советском Союзе и трудившийся на заводе.

…Недели десантно-парашютной, минно-взрывной, стрелковой и языковой подготовки пролетели мгновенно, и Хуго с Феликсом, другими товарищами по оружию включили в состав «Группы 117», которая из гомельской Зябровки зимой 1943 — 1944 годов была отправлена в партизанско-диверсионный отряд военной разведки МГБ-НКВД. Он действовал в интересах наступающего 1-го Белорусского фронта на стыке Барановиччины и Минской области — в Налибоках. Именно там сражался Иван Колос, герой России, писатель, навеки запечатлевший образы юных немцев в глубине белорусских лесов на страницах своей книги «За час до рассвета: Документально-приключенческая повесть».

Линию фронта транспортный Ли-2, обложенный облачками разрывов зенитных снарядов, пересек в небе южной Минщины. В грузовом отсеке самолета, кроме взрывчатых веществ, в тыл врага направлялась не менее опасная вещь — походная типография. По прилету немцы-антифашисты взялись за сочинение и печатание листовок, которые необходимо было распространить среди своих соотечественников по гарнизонам края. Распропагандировать германцев в преддверии наступлений весны — лета 1944 года было жизненно необходимо: фронт, обороняемый нестойким врагом, прорвать легче …

…Первый четырехдневный рейд на распространение агитационного материала на улицах Барановичей, куда Феликс Шеффлер в форме фельдфебеля отправился вместе с партизаном-украинцем, закончился удачно. Они вернулись с двумя вооруженными немцами, разочаровавшимися в идеях национал-социализма. По дороге в город Феликс делом доказал свою решительность, ликвидировав предателя, предлагавшего лже-оккупанту показать лежбище раненного партизана. Его товарищ — Карл Ринагель — также вскоре вернулся из пятидневного похода в Молодечно. Листовки были расклеены по всем центральным улицам городов и гестапо сбилось с ног, безрезультатно ища «предателя в военной форме»…

Новый, куда как более рискованный этап в жизни антифашистов начался летом 1944-го. «Были получены важные сообщения: немцы эвакуируют тыл. Феликс даже подскочил на месте, глаза его заблестели. // – Товарищ командир, – обратился он к Козлову, – разрешите завтра пойти на задание? Приведу целый полк солдат. Возьму на себя роль регулировщика и буду направлять проходящие части прямо к партизанам. // – А ведь это мысль! – воскликнул Герберт Хенчке. – Войсковые части разбиты, солдаты пали духом, они вконец измучены. …Почему бы не попытаться? Мы тут же согласовали план Феликса с начальником штаба соединения и сообща разработали детали задуманной операции. Было решено, что Феликс выедет на шоссе и установит свой пост на перекрестке дорог Мир – Несвиж и Минск – Барановичи. Сопровождать его будет вся наша группа и два партизанских отряда, которые останутся в засаде».

Идея увенчалась полным успехом без единого выстрела: «регулировщик» перенацелил колонну пехоты вермахта на ложный маршрут — в плен партизан своим ходом пришел полк солдат в 400 человек с полным вооружением! Лесной лагерь для плененных, что возглавили антифашисты, стал быстро расти, пополняясь новыми «постояльцами». К ним вскоре добавились полицейские из пособников: Хуго Барс и Феликс Шеффлер, притворяясь проверяющими из Барановичской полицейской управы, наведались в Дзержинск и Любчу, взяв в плен при помощи ожидавших сигнала к действию отрядов партизан десятки предателей…

Венцом деятельности гамбуржцев была подготовка переманенных ими на службу партизанами соотечественников — Эриха Карвинского и Отто Мейера, других — агитационная работа была поставлена на широкую ногу и показала себя с лучшей стороны.

…Словом, Хуго Барсу и Феликсу Шеффлеру было что вспомнить летом 1965-го в разговорах со своими старыми друзьями-партизанами (на снимке — бывшая связная подпольщица из Дзержинска). Причем как о военном житье-бытье, так и о новой послевоенной жизни. В 1952-м Шеффлер стал контр-адмиралом, занимал должность заместителя командующего фольксмарине и начальника тыловой службы, стал вторым человеком в военно-морском флоте Германской Демократической Республики!

«Партизанские университеты» помогли честным немцам не только одуматься, очистить умы от морока нацистских идей, но и дали путевку к высотам в новой мирной жизни.

Автор статьи: Андрей Мегас