👆Хотелось бы чтоб выглядело так, но на деле немного совсем по-другому
📌Данная статья написана для расширения кругозора, ведь далеко не все задумываются о том, что под обычным асфальтом расположен целый пирог из различных материалов, который называется дорожная одежда🦺🕶️
✅Начнем с определений
Дорожная одежда - это конструктивный элемент автомобильной дороги, воспринимающий нагрузку от транспортных средств и передающий ее на земляное полотно. (по ГОСТ Р 59120—2021)
👉 Если по простому, то дорожная одежда - это многослойная конструкция, включающая в себя различные слои из различных материалов.
✅Классификация
На самом деле, у дорожной одежды много классификаций, чтобы не вдаваться в подробности в рамках данной статьи, приведу только основную:
1. Жесткая дорожная одежда (Содержит в себе цементобетонный слой)
2. Нежесткая дорожная одежда (Не содержит цементобетонный слой)
Тут ссылка на ГОСТ, в котором дана подробная классификация
В рамках данной статьи разберем самый распространенный вид в РФ - нежесткую конструкцию
✅Поговорим о слоях
Итак, любая дорожная одежда содержит в себе три основных слоя:
- Покрытие - это привычный нашему взгляду асфальтобетон
- Основание - каменный материал, такой как: щебень, ПГС и тд
- Дополнительный слой основания - песок
- Земляное полотно - это подготовленная земля, на которую укладываются все слои
💬 Помимо основных слоев, есть прослойки из различных геотканных материалов
💬 Асфальтобетон укладывается в один, два или три слоя в зависимости от категории автомобильной дороги
💬 Количество слоев рассчитывается в специальном программном комплексе исходя из многих факторов, например: климатические условия, нагрузка автомобильного транспорта, вид грунта и т.д.
💬 Склеивающим материалом для основания и покрытия служит битум и его различные модификации. Он проливается между каменным материалом и слоями покрытия
💬 Все слои тщательно уплотняются на заданный коэффициент уплотнения, который регулируется ГОСТом
👉 На данной иллюстрации привычное нам покрытие представлено под №1, под №2 и №4 представлено основание, основной слой которого состоит из щебня, а доп. слой из песка, а под №6 - земляное полотно, на которое укладываются все вышележащие слои.
👉Под №3 уложена георешетка, которая в данном случае служит для разделения слоев, а точнее чтобы каменный материал не проваливался в песок со временем, под №4 - геотекстиль, который предназначен для фильтрации влаги при поступлении в грунт
✅Немного о критериях подбора слоев
Само собой, мы не можем назначить слои и задать им толщину просто так. Для этого учитывается совокупность многих факторов и делается специальный расчет.
Вот некоторые из них:
🅰️ Определяется категория автомобильной дороги
🌦️ Определяется климатическая зона, внутри которой проходит дорога
🏔️ Определяется вид грунта, на котором будет расположена дорога
🚗 Определяется интенсивность движения на автомобильной дороге
Подбор конструкции дорожной одежды в действительности достаточно тонкая работа, которая опирается на многочисленную нормативную документацию. На одну дорогу разрабатывается, как правило, по 4 варианта конструкции, которая проходит одобрение сначала Заказчиком, а потом в Государственной экспертизе
Очень сложно помнить об этом, натыкаясь на очередную яму на дороге, но с каждым годом ситуация становится лучше, это важно отметить:)