Найти тему
Большой Киноман

Обзор фильма "Космонавт"

Оглавление

«Космонавт» (англ. Spaceman) — научно-фантастический драматический фильм режиссёра Юхана Ренка. Экранизация фантастического романа 2017 года Ярослава Калфара «Космонавт Богемии». Мировая премьера фильма состоялась 21 февраля 2024 года на 74-м Берлинском международном кинофестивале, а ограниченный релиз в кинотеатрах состоялся 23 февраля 2024 года, после чего фильм вышел на Netflix 1 марта 2024 года.

Юхан Ренка в 2019-ом году представил миру драматический сериал, основанный на реальных событиях, «Чернобыль». Многие зрители и критики остались в восторге от проекта HBO, и ваш покорный слуга не исключение. Поэтому полнометражный фильм от Ренка я ждал с интересом, ведь до этого режиссёр еще не ставил фильмы на космическую тематику. К тому же, в ленте сыграли главные роли Адам Сэндлер и Пол Дано. Сэндлер в последние годы всё больше начал погружаться в драматические роли. Сначала был восхитительный триллер братьев Сэфди «Неогранённые драгоценности», затем хорошая спортивная драма «Прорваться в НБА», а теперь «Космонавт», где Адам сыграл меланхоличного астронавта, страдающего от одиночества. Но первые отзывы критиков оказались неутешительными. На данный момент на сайте Rotten tomatoes фильм имеет рейтинг всего 49% свежести, а на Metacritic всего 56 баллов. Так ли всё плохо? И стоит ли фильм смотреть?

Сюжет:

В ближайшем будущем астрономы обнаружили загадочное облако пыли, созданное кометой. Для исследования этого явления необходимо отправить пилотируемую экспедицию, но все космические державы отказываются от этой опасной затеи. Чешский астрофизик Якуб вызывается добровольцем. За время полёта он переживает жуткое одиночество, знакомство с древним существом — Ханушем и прочие неприятности.

-2

Сценарий: достоинства и недостатки

Сценарий фильма оставил смешанные впечатления. С одной стороны, кино довольно чувственное и медитативное. Режиссёр не стремится развлечь зрителя, как, например, Куарон в «Гравитации». Он хочет погрузить вас в атмосферу одиночества и отчаяния, у него это отлично получается. Практически весь фильм мы проводим на едине с героем Сэндлера и пауком, которого озвучил Пол Дано. Лишь иногда Якуб вспоминает моменты из детства и отношения с женой. Также фильм исследует человеческую сущность через персонажа Пола Дано. Паук Хануш стремится понять людей, их чувства, их повадки и их пищу. Якуб открывает Ханушу дверь в свое сознание, и паук в какой-то момент отказывается дальше изучать людей, так как в них полно недостатков. Якуб сам виноват в том, что жена хочет бросить его, и с помощью паука герой Сэндлера понимает это и искупляет вину. Многим зрителям не понравится медленный темп фильма, и я могу их понять, ведь я сам пару раз погладывал на время, но, начиная со второй половины, эмоциональных моментов начинает становиться всё больше, что не может не зацепить у экрана. В какие-то моменты я даже ловил себя на мысли, что Ренка взял пару идей из нолановского «Интерстеллара».

Ну а с другой стороны, все темы, что подняты в фильме раскрыты на довольно поверхностном уровне. Человеческое сознание безгранично, как космос, но режиссёр показывает лишь одиночество, чувство вины и любовь, как будто больше внутри человека больше ничего нет. Как будто Ренка сам запутался в паутине, которую сам же и сплёл. Иногда герои прямым текстом говорят об одиночестве и вине, и это не дает зрителям самим подумать об этом. Некоторые сюжетные линии вообще лишены смысла, например, линия с отцом главного героя. Отец Якуба был коммунистом, и поэтому сын стыдится его и берет его вину на себя. Но как это связано с любовной линией? Как эта линия сыграет в финале? Якуб просто прощает себя и отца, хотя нам не объяснили, почему он берет его вину на себя. Сама любовная линия поверхностная и банальная. Якуб улетает на другой конец вселенной, и поэтому жена, которая к тому же беременна, хочет его бросить. С самого начала понятно, что герой обязательно либо прилетит обратно, либо позвонит с извинениями, и жена обязательно простит его. Диалоги между женой и мужем шаблонные.

-3

Завораживающий визуал

Визуальная составляющая великолепна. Иногда она, конечно, напоминала «Интерстеллар» с его книжными полками, показывающими прошлое (здесь это измерение, в котором показана вся жизнь героя), но выполнено технически отлично. Визуал яркий и не мозолит глаза. Бескрайний космос показан шикарно. К режиссуре и операторской работе тоже претензий никаких. Некоторые операторские решения были интересны и метафоричны.

Актёры и персонажи

Приятно видеть, что Адам Сэндлер, наконец, начинает выходить из своего заплесневевшего образа комедийного дурачка, который он использовал на протяжении десятилетий. Здесь он исполнил роль меланхоличного, слабого и одинокого человека, который не может разобраться в собственных чувствах. Это большой шаг вперед в карьере актёра. Конечно, роль азартного безумца из «Неогранённых драгоценностей» мне понравилась больше, но нельзя отрицать, что сыграл Адам великолепно. Его персонаж, правда, оказался поверхностным, но это вина сценария. Паук в исполнении Пола Дано выступает эдаким проводником в человеческие мысли и сознания. Персонаж противоречивый, так как было не понятно был ли этот герой плодом воображения Якуба или же он действительно древняя сущность. Жена героя получилась клишированной и скучной. Остальных героев обсуждать не имеет смысла, ведь особой роли они здесь не играют.

-4

Итог

В целом, «Космонавт» получился противоречивым фильмом. Здесь есть великолепный визуал, отличные актёрские работы и множество метафор и тем, и атмосфера отчаяния и одиночества. Но в то же время, все темы, поднятые в фильме, раскрыты плоско, персонажи получились поверхностными, а сюжетную линию с отцом можно было спокойно вырезать. Я могу порекомендовать к просмотру, только если вы любите Адама Сэндлера и медленные фильмы. 7/10