В конце 2020 года, в разгар пандемии, Эрмитаж открыл выставку "Линии Рафаэля", посвящённую 530-й годовщине кончины художника. Лично я туда рвалась всей душой, хотя до сих пор не понимаю, а что же от конкретно самого Рафаэля было представлено на ней, кроме его рисунков. Я теперь читаю в статьях о давно прошедшей выставке, что были там, в основном, картины его современников.
Ну а в тот момент, как я уже сообщала, мы никак не могли разобраться, как и куда в Эрмитаже вообще посетителей впускают. Из-за этого тянули и тянули, пока не стало понятно, что уже дотянули. 😁 И тут на глаза попалось сообщение, что в столь любимой нами Академии художеств работает выставка "Рафаэль. Версии".
Да, не Рафаэль. Да, копии. Но ведь копии Рафаэля!
Мы с мужем, конечно, очень любим живопись, но не настолько уж мы знатоки, чтобы отличать хорошие копии от оригинала. И мы решили, что раз уж не удалось посмотреть на работы гения (сейчас я не уверена, что нам эти работы показали бы), пойдём смотреть подделки.
К моему большому сожалению, я не удосужилась запомнить авторов тех великолепных копий, которые мы обнаружили в выставочных залах Академии. Представляю их на ваш суд, и они не будут представлены в виде карусели, это было бы неправильно. Конечно, это те работы, которые произвели впечатление на меня. Ну и два слова собственно о Рафаэле.
Родившийся в Урбино весной 1483 года в весьма обеспеченной семье, Рафаэль очень рано стал проявлять свои наклонности к рисованию, и очень рано стало понятно, что это большой талант. Потерявший родителей, когда ему не было ещё и 10 лет, мальчик был отдан в учение к великому Перуджино. Мастер давал ученику копировать свои работы, и вскоре юнец так навострился, что даже профессионалы не могли отличить копии от оригиналов. Может быть из-за того, что Рафаэль так рано остался без матери, он всю жизнь писал картины, изображающие Святую Деву. Его мадонны восхитительны!
Причём, самую первую он написал на стене родного дома в Урбино в возрасте 15 лет. Один из ярчайших представителей эпохи Высокого Возрождения, в своей короткой жизни он достиг всего, о чём только можно мечтать. Будучи не только художником, но и скульптором, и архитектором он оставил такое наследие, которое не снилось многим именитым мастерам. И его талант был оценён при жизни. Он не был женат. Единственная женщина, которая покорила его сердце - Маргарита Лути, бывшая его постоянной натурщицей. Но, честно, я так и не поняла, почему она, так и не ставшая его женой, после его смерти ушла в монастырь и числится его вдовой.
Умер Рафаэль Санти в возрасте 37 лет совершенно непонятно от чего. То ли от разгульной жизни, то ли от простуды... Похоронен в Риме в одной из гробниц Пантеона.
А теперь версии Рафаэля.
Оригинал хранится в Ватиканской пинакотеке.
Картина находится в музее Прадо в Мадриде.
Очень нехарактерная для Рафаэля работа. Находится в Риме в Галерее Боргезе.
Была заказана королём Франции Франциском I в подарок королеве, поэтому носит его имя. Хранится в Лувре.
Очень сложная судьба у этой картины. Хранится она в музее Конде в замке Шантийи во Франции. Но долгое время считалось, что оригинал находится ... в Нижнем Тагиле. Вернее, там он был найден в одном из домов промышленника Демидова и передан в Пушкинский музей в Москву. Когда истина была установлена, картина вернулась в Нижний Тагил.
Оригинал находится в Национальной картинной галерее в Болонье.
И вот мы подбираемся к самой главной, на мой взгляд, работе Рафаэля.
«Сикстинская Мадонна» предназначалась для алтаря монастырского храма в честь святого папы Римского Сикста II в провинциальном городке Пьяченце, примерно в 60 км от Милана. Вот этот храм:
Сейчас картина хранится в Дрезденской Галерее. Есть мнение, что в образе Марии изображена Маргарита Лути, возлюбленная Рафаэля, но это совсем не точно.
По-моему, что-либо ещё будет лишним.
И на этом я с вами прощаюсь.
Заходите, если что, будет интересно!
Вы всегда можете здесь подписаться на мой канал, если вас заинтересовало то, что я делаю. А я буду очень рада вам и вашим комментариям.
Всегда ваша Виктория.