Найти тему
Туризмавиа. Онлайн

Холуй. Ивановская область.

Старинное село в Ивановской области, прославившееся на весь мир своими иконописцами и художниками.

  В селе активно возрождаются народные промыслы и сохраняются традиции лаковой миниатюры. 

  Существует несколько этимологических версий. По одной из них название происходит от одноимённого холуйского промысла, которым славилось селение, основанное бежавшими от монголо-татар суздальцами, и обосновавшимися там, где сооружались "холуи на Тезе".  

  По мнению краеведов холуем на Руси называлась плетёная из ивняка запруда для ловли рыбы (сетка), с помощью которой перегораживали реку наискосок, и, не на всю её ширину. Согласно другой версии, русского этнографа 19 века Максимова С. В., слово холуй означает берег реки, к которому течением приносит песок, различный мусор и целые деревья, и что в этом значении слово холуй сохранилось на Севере, в то время как в самом Холуе это его значение забыто и утрачено.

-2

  По преданию, основателями Холуя были беженцы из Суздаля, спасавшиеся от татарского нашествия в непроходимых болотистых зарослях вдоль реки Тезы. Исторические письменные источники свидетельствуют, о существовании Холуйской слободы в первой половине 16 века. 

  В 1612 году холуйцы принимали участие в ополчении Минина и Пожарского при освобождении Москвы от польской интервенции. Холуй-посадец, пожалованный Пожарскому царём, переходил последовательно во владения Троице-Сергиевой лавры. Известно, что в 1688 году слобода во владении князя Алексея Андреевича Голицына, но в том же году поступила в вотчину стольника князя Михаила Ивановича Куракина.

  В 1674 году Холуйская слобода упоминается в составе Суздальского уезда.

-3

  По переписным книгам 1678 года в слободе 118 дворов и 325 душ мужского пола, главные промыслы жителей иконописание и строчевышивание. Во времена царствования Петра 1 на реке Тезе была устроена система простейших шлюзов, действовавшая до 1731 г., когда судоходство было прекращено из-за постройки мельниц.

  В 18 веке, с образованием Владимирской губернии, Холуй вошёл в состав Вязниковского уезда.

  В 1837 году вновь открылось судоходство по Тезе, для чего были устроены пять деревянных шлюзов, один из них, на окраине Холуя, действует до настоящего времени. Количество ярмарок сразу выросло от двух до пяти, и для их проведения в слободе был сооружён постоянный деревянный гостиный двор на 300 мест, всего 14 корпусов.

-4

  По сведениям 1856 года, в слободе 900 жителей, 568 из них принадлежали графине Бобринской, а 332 были казёнными крестьянами. После Крестьянской реформы и отмены крепостного права, превратились в государственных крестьян, не имевших земли.

  К тому времени Холуй уже получил известность как торговое село, здесь ежегодно проводились четыре ярмарки, включённые в торговую цепь: Нижний Новгород - Мстёра - Холуй. В ярмарочные дни в Холуе открывали свои двери гостиный двор на 300 лавок и до 100 балаганов и ларьков по обоим берегам Тезы. Наряду с этим Холуй славился и как центр производства дешёвых, икон, распространявшихся офенями и коробейниками по Российской империи.

-5

  В 1946 году Холую был присвоен особый статус - рабочий посёлок, но в 2004 году был преобразован в сельский населённый пункт. C 2002 года Холуй входил в перечень исторических поселений России, но в 2010 году был лишён данного статуса.

  Иконописцы Холуя упоминаются в писцовых книгах 1628-1661 годов. О холуйских иконах говорится в царском указе 1667 года: "поселяне, не разумеющие почтения книг божественного писания, пишут святыя иконы безо всякого рассуждения и страха". Действительно, холуйцы, в отличие от мстёрцев и палешан, легко отступали от строгих канонов иконописания, вносили в изображения черты народного лубка. Искусствоведы отмечают, что в скорописных холуйских иконах в большей мере, чем в мстёрских и палехских, улавливаются глубинные народные владимиро-суздальские традиции. В середине 19 века, в год создавалось до 2 миллионов икон.

-6

  После революции 1917 года иконопись была вытеснена лаковой миниатюрой. Холуй стал одним из четырёх центров лаковой миниатюрной живописи на папье-маше. В 1928 году холуйские мастера составили филиал мстёрской артели, а в 1934-м выделились в самостоятельную артель.

-7

  В 1935 году в Холуе была организована художественная школа по обучению живописному мастерству, унаследовавшая традиции обучения, а в 1943 году, Холуйская художественная профшкола, которая позднее, в 1989 году преобразована в Холуйское художественное училище миниатюрной живописи, ныне Холуйское художественное училище имени Н. Н. Харламова, являющееся центром художественного образования в Холуе и важнейшим стимулом развития культурной жизни и сохранения традиции.