Найти тему

Почему рекрутеры не говорят ни да, ни нет?

freepik
freepik

aa

Почему рекрутеры не говорят ни да, ни нет?

Одна из главных претензий к HR от кандидатов состоит в том, что они (мы) крайне редко называют причину отказа. Да и что уж там,

чаще всего HR вообще не дают никакого ответа, кроме положительного. То есть, если оффера не будет, то и ответа никакого тоже не

будет. Это ситуация возмущает и обижает, ее расценивают как неуважение и пренебрежение к кандидату, некоторые вообще видят в

этом заговор HR и их коллективный злой умысел.

Почему же такое происходит и как с этим бороться? Вообще, основных причин молчания HR три. Первая — и сама банальная — HR не

дает отрицательного ответа, потому что сам его не знает. Пока вакансия не закрыта (а закрытой она является только по факту выхода

найденного сотрудника на работу), HR находится в ситуации неопределенности. Вы скажете — ну как же так, какая может быть

неопределенность, ведь вот было собеседование с лицом, принимающим решение. Ведь это лицо приняло какое-то решение после

беседы, разве нет? В том-то и дело, что лицо могло решение принять, но не факт, что оно, лицо это, свое решение не поменяет вдруг

в самые неожиданный момент. Знаете, как это происходит?

- Э, Марина, а помните у нас самый первый кандидат приходил на эту вакансию? Дмитрий, кажется. Ну который из компании «Веселый

кефирчик»? Я тогда отказал, а сейчас думаю, может рассмотреть его? Похоже, лучше мы все равно не найдем. На испытательном сроке

покажет себя. Давайте пригласим его.

И плохи дела Марины, если она уже дала отказ этому Дмитрию. Практика показывает, что после озвученного отказа кандидат крайне

редко готов к дальнейшим переговорам с компанией. Вообще к любым, даже если отказ мотивирован, даже если касается другой позиции.

Люди ранимы, знаете ли. Марина, конечно же, позвонит Дмитрию, но он, во-первых, может просто не взять трубку, видя ее звонок. Либо

язвительно сообщит, что у него уже есть контр-оффер с зарплатой на 30 % выше (даже если это не так), либо поначалу согласится, но

потом обязательно соскочит. Это не я сочиняю, это практика, к сожалению. И Марина это обычно понимает. Если она опытная, то она

предвидит этот сценарий с самого начала, ведь кадровый рынок-то она знает лучше своего заказчика. И если он сгоряча

отмел кандидата из «Веселого кефирчика», то она-то этой глупости делать не будет. Лучше сделать звонок Дмитрию после паузы, чем

после озвученного отказа, это факт. Он и так догадается, что в процессе паузы произошла какая-то петрушка, но его не обидели отказом,

а значит, можно с этой компанией иметь дело.

Вторая причина отсутствия обратной связи — неопределенность судьбы самой вакансии. Здесь ситуация похожа на первую, но разница в том, что

в подвешенном состоянии находится сама означенная должность. Не определены до конца требования, есть вероятность перевода на эту должность

внутреннего кандидата либо вероятность закрытия этого направления вообще. Грузить кандидата этими подробностями не всегда

представляется возможным, это внутренняя кухня компании, поэтому берется техническая пауза. Кроме того, здесь есть этический момент — держать кандидата сознательно, поддерживая в нем интерес к позиции, неправильно и жестоко по отношению к самому кандидату: человек все-таки в поиске работы, и тщетные надежды попросту отнимают его время, ведь они могут ничем не закончиться. А с подвешенными вакансиями так происходит в 50% случаев, если не больше. Я всегда говорю, что если вакансия действительно нужна, она закрывается быстро. Все «размазывания» во времени говорят

о том, что потребности особой в данном специалисте нет.

Третья причина тоже проста: отсутствие времени. Да, HR не успевает разослать отказы всем кандидатам. Это плохо, ужасно, но это жизнь. Если

у HR в работе десять вакансий, то он может себе позволить работать индивидуально с каждым кандидатом, если семьдесят, то нет, не успеет просто.

Кроме того, информирование об отказе нередко превращается в дискуссию, потому что кандидат начинает спорить с принятым решением, обижаться,

временами даже оскорблять HR. Поэтому HR предпочитает не отвечать ничего.

Возникает закономерный вопрос: как с этим всем жить и бороться? Да никак. Постараться сконцентрироваться на себе и своих интересах. Если нет

ответа от работодателя в течение трех дней, то вероятнее всего, ответа и не будет. Как бы ни была интересна компания, навязывать себя не стоит,

можно один раз спросить HR, есть ли решение и обозначить свой высокий интерес. Поверьте, этого вполне достаточно. Если работодатель готов

сделать предложение, он его сделает в любой случае. Если же нет, то нет.

Отдельного комментария заслуживает ситуация, когда кандидат получил предложение от компании Х, а хотел бы устроиться в Y. Но Y молчит,

не говоря ни да, ни нет, а Х вот он, рядом, зовет к себе. Что делать в этом случае? Честно сказать, что раз так, то женишься на другой, имеешь на руках оффер и выходить на работу надо. В этом случае по ответу HR будет ясно абсолютно все. Если вас рассматривают как реального кандидата, то четко обозначат сроки принятия решения и попросят, по возможности, дождаться. Если же вас отпускают легко, значит, этого предложения не было. По крайней мере, в этот период поисков.

Чего точно не стоит делать, так это спорить с HR и убеждать в неверности принятого решения. Во-первых, решение принимает не HR, он его только

транслирует. А, во-вторых, если отрицательный ответ озвучен, то, поверьте, он тщательно взвешен (см. весь мой предыдущий текст).

Справедливости ради замечу, что кандидат также крайне редко информируют других работодателей о том, что принял чужое предложение. У меня

с начала года такой кандидат был только один. А вакансий в работе шестьдесят. Так что статистика примерно одинаковая. Так и живем.