В 1985 году в СССР началась «перестройка», Горбачев обещает народу светлые перспективы, словечки свобода и демократия кружат головы. Эйфория быстро прошла, начались, как говорится, суровые будни в условиях нарождающегося капитализма. Люди никак не могли понять, что происходит в стране, почему не платят зарплату и пенсию задерживают. Пустые полки в магазинах, массовые закрытия предприятий и заявивший о себе в полный голос криминал быстро отрезвили даже самых ярых противников социалистической системы.
На фоне всех этих событий в 1989 году появился Сергей Мавроди, который предлагал людям вкладывать деньги, ничего не делая, и при этом получать доход. В 1992 он создал акционерное общество открытого типа «МММ», через год компания выпустила около миллиона акций номиналом в 1000 рублей и 1 февраля 1994 начала продавать их населению. Акции разлетелись, как горячие пирожки и Мавроди замахнулся на выпуск уже миллиарда акций. Но тут вышла промашка, потому что Министерство финансов заподозрило финансовую махинацию и отказало Мавроди.
Но не только Буратино закапывал золотые монетки на поле дураков! Правда Буратино не получил за свои монеты ничего, а Мавроди выдавал своим вкладчикам бумажки с напечатанным собственным светлым ликом.
Выпущенные «акции» МММ имели внешний вид, похожий на советские банкноты, чтобы вызывать доверие со стороны простых людей. Например, бумажка стоимостью «50 акций» МММ была очень похожа на 10 советских рублей, такого же красноватого цвета. Основное различие заключалось в том, что вместо привычных портретов советских вождей красовался портрет самого Сергея Мавроди.
Большая часть вкладчиков ничего не смыслила в экономике, считала эти пустышки денежными знаками. Умная реклама и восторженные отзывы первых вкладчиков, получивших доход, делали свое злое дело, люди несли такое количество денег, что кассиры не успевали их принимать. Мне лично кажется, что МММ чем-то напоминала религиозную секту. Как в сектах действуют организаторы: завлекли человека в свои сети, высосали денежки, так ещё и научили, как затянуть новых верующих. У Мавроди была такая же схема, каждый вкладчик старался вовлечь в МММ всех друзей, знакомых, родню.
В следующей статье опишу рекламную компанию, которую для МММ делали истинные гении от рекламы.