Найти тему
все о психологии

5 психологических экспериментов

Оглавление

О подавлении мыслей, выученной беспомощности и эксперименте «летний лагерь»

Психология вышла из философии в XIX веке как дисциплина, в рамках которой сознание исследуют эмпирически, через эксперименты. Инициатором этого подхода стал Вильгельм Вундт, основавший в Лейпциге первую лабораторию. Психологические эксперименты дают возможность более точно наблюдать психологические явления и процессы, а лабораторные условия позволяют контролировать влияние внешних факторов и создавать стандартизированные ситуации. Эксперименты и сегодня остаются неотъемлемой частью исследований в области психологии и когнитивных наук.

Эксперимент с неподвижным лицом

Эксперимент «Неподвижное лицо» был проведен американским психологом Эдвардом Троником с целью изучить, как дети раннего возраста включаются в общение со взрослыми и участвуют в нем. В начале эксперимента зритель видит, как молодая женщина общается с годовалой дочерью: вербально, а также с помощью прикосновений и жестов. Мама иногда преувеличенно эмоционально реагирует на поведение малыша.

После этого мать перестает реагировать на поведение ребенка и не выражает никаких эмоций, демонстрируя «неподвижное лицо».

Эксперимент Вегнера

Основной эксперимент был организован так: студентам предлагалось сначала в течение пяти минут под запись диктофона описывать вслух то, о чем они думают. Затем они делились на две группы. Первую группу просили следующие пять минут проговаривать все приходящие в голову мысли, но постараться не думать о белом медведе. По окончании этого времени их просили в течение следующих пяти минут снова проговаривать свои мысли, но в этот раз думать о белом медведе. Студентов просили нажимать на специальный звонок, как только они подумают о белом медведе или произнесут вслух мысль о нем. Вторая группа делала все то же самое, но в другой последовательности: первые пять минут они проговаривали и думали о белом медведе, а во вторые пять минут им думать о нем запрещалось.

Эксперимент «Летний лагерь»

В 50-х годах XX века турецко-американский психолог Музафер Шериф провел исследование в детском лагере в Оклахоме. Двадцать два мальчика 11–12 лет из одного социального класса и незнакомые друг с другом были случайным образом разделены на две группы и поехали, как они думали, в обычный летний лагерь.

Исследование проходило в три стадии. На первом этапе две группы не знали о существовании друг друга. Экспериментаторы подталкивали детей к разнообразным формам совместной деятельности, благодаря которым внутри групп сформировалась иерархия, определились лидеры и выработались внутренние нормы.

Стэнфордский зефирный эксперимент

Стэнфордский зефирный эксперимент — один из серии экспериментов по изучению отсроченного удовольствия (delayed gratification), которые провел психолог Уолтер Мишель.

В первом эксперименте детей от 3,5 до 5,5 лет (мальчиков и девочек поровну) запускали в комнату, где на столе лежали печенья или брецели. Им предлагали взять угощение сразу — или получить награду в двойном объеме через 15 минут. Во время ожидания печенье находилось перед ними. Исследователи пишут, что некоторые дети, чтобы избежать соблазна, закрывали глаза руками; другие, чтобы отвлечься, напевали песенки, разговаривали с собой или играли. Изначально ученые предполагали, что если во время эксперимента дети будут видеть сладости, то это будет напоминать им о возможности получить бо́льшую награду и позволит дольше ждать. Результат оказался обратным. Кроме того, спустя десятилетия Уолтер Мишель возвратился к этому эксперименту и получил новые данные.

Эксперимент с воздействием тока на собак

Эти эксперименты по выученной беспомощности проводились на животных, в основном на крысах и собаках. Их суть заключалась в следующем: выделялись три группы подопытных животных, одна из которых была контрольной — с ней ничего не делали. Животные из двух других групп поодиночке помещались в специальную камеру. Она была устроена так, что через цельнометаллический пол подавались достаточно болезненные, хоть и неопасные для здоровья удары электрическим током.

Собаки пытались каким-то образом избежать ударов, но это было невозможно. Спустя определенное время они убеждались в безвыходности положения и переставали что-либо делать, просто забивались в угол и подвывали, получая очередной удар. После этого их переводили в другое помещение, которое было похоже на первое, но отличалось тем, что там можно было избежать удара током. И те собаки, которые не были подвергнуты предварительной «обработке», довольно быстро находили решение. Остальные же не пытались что-то делать, несмотря на то что выход из ситуации был.