О чем вы думаете, когда слышите известные строчки: «То свалки, то стройки, вокруг них дорожные знаки // Фара горела // Дав на прощание клубы дыма и пара»? На первый взгляд, это песня про автомобиль «Волга». Конечно, композиция не была бы такой популярной, если бы не еще один смысл, в котором Волга — это одна из самых больших рек России и одновременно наша жизнь.
Я поразился, когда увидел в соцсетях, что это песня про одиночество и стремление к концу, «где никто не обнаружит». Как по мне, так это лишь часть гениальной идеи. И дальше я хочу рассказать подробнее о том, почему в этой песне Волга — это всё-таки река, и в чем же метафоричность ее пути.
Героиня песни
Она «Издалека долго ехала», то есть метафорично проходила или, вернее, протекала через всю нашу страну. На этом пути река как будто в одиночестве, буквально — наедине сама с собой.
Точно так же можно сказать и о нашей жизни. Она тянется от предков к внукам, плывет в тех, кто сейчас живет. Причем делает это сама собой, хочешь ты или нет — будешь взрослеть, а потом стареть. Но с другой стороны, ты никогда не умрешь. Скорее, останешься в памяти детей родителем или в воспоминаниях внуков — бабушкой и дедушкой.
Если это река Волга, то почему тогда у нее «Дворник скрипел, лобовое стекло запотело. // Какая-то лампа моргала порой то и дело. // Фара горела. Постольку-поскольку // Везде отовсюду трясло, грохотало и дуло»? Так автор показывает возраст реки, ее мудрость и старость. К этому примешиваются наши ощущения, если мы будем плыть вдоль нее хоть дикарями вброд, хоть на комфортной яхте — река проявит свой характер, какой бы спокойной она не была.
Течение нашей жизни такое же сложное и яркое. В один день — затишье, штиль. Мы занимаемся бытовыми делами, работаем, слушаем очередной подкаст. В другой — поток эмоций, причем как положительных, так и нежелательных. Моя жена родилась через неделю после смерти ее прабабушки — вот они бесконечное горе и дарующая надежду радость в одном флаконе. А может, головоломка из наших эмоций?
В дороге
Этот молчаливый путь Волги прерывается, когда она «То обгоняла все фуры, то долго тащилась за ЗИЛом». Кажется, это корабли, которые идут по реке или же рыбы, которые в ней обитают. Невозможно сравнивать маленькое судно, вмещающее сотни людей и огромную Волгу, которая тянется более чем на 3 тысячи километров. Поэтому, несмотря на то, что корабли с ней, это они «обгоняют» течение или же медленно «тащатся», а вот сама река — все же одна.
С течением нашей жизни точно также меняются увлечения, работа, друзья. Сегодня ты учишься на сценариста и выпиваешь в баре, а по выходным играешь в футбол. Завтра ты примерный семьянин с двумя милыми дочурками, который водит их в кино и на танцы. Они вырастают, а ты выбираешь телевизор и читаешь новости в одинокой квартире, уже не надеясь на повышение по работе.
Бывает и по-другому, жизнь складывается удачнее. Но все же она бежит, как и река. Поэтому, когда читаешь интервью с топ-менеджером или предпринимателем, многие вспоминают счастливые дни беззаботного детства и запах бабушкиной выпечки.
Автор песни описывает и пейзаж, где «То свалки, то стройки, вокруг них дорожные знаки». Где-то вдруг появляются «красные маки // Везде вдоль дороги». Это те пейзажи, которые мы, люди, можем наблюдать на корабле, если будем плыть по Волге. Я сам долго работал механиком на судне. Действительно, местам пейзаж серый и убогий, особенно в пасмурную погоду. Но иногда ты видишь красоту цветов и уходящие ввысь откосы, похожие на скалы, то словно вдыхаешь полной грудью!
Я позволю себе здесь отметить, что несмотря на контраст пейзажа, он кажется таким именно нам, людям. Сознания у реки нет, она течет везде, даже не прорывается, а спокойно проплывает мимо дорожных знаков, бетонных заборов и даже красных маков.
Где конец пути
В этой глубокой песне вы можете найти ответ и на вопрос о том, где конец и край этой реки: «Чёрную «Волгу» неумолимо тянуло // К юго-востоку. // Туда, где теплее, // Туда, где никто никогда ее не обнаружит. …. Дав на прощание клубы дыма и пара, // Чёрная «Волга», разогнавшись, упала // В Каспийское море». Наша река течет на юго-восток и действительно впадает в Каспийское море. Точнее, и метафоричнее, она растворяется в нем, теряя себя, свой упрямый нрав. Но перед этим, конечно, сопротивляется — оттого и выпускает «клубы дыма и пара».
Это финиш? Конечно же, нет! Да, «Волны сомкнулись, // Чайки, слегка покружив, успокоились живо. // Никто из людей не заметил, как исчезла машина // С городских улиц». Волга исчезла в Каспийском море и одновременно с этим началась заново — в Тверской области. Река ведь бесконечна и циклична, как и время — она каждую секунду впадает, проходит, растворяется и снова начинает свой путь.
Приведу последнюю параллель с нашей жизнью. Как я писал выше, после периода взрослой жизни наступает старость и смерть. Но это не приговор, потому что, опять же метафорически, мы продолжаем жить в наших детях. В семье часто бывает, что кому-нибудь говорят за проделки: «Весь в отца пошёл!» Дети вырастают, но их видение жизни, вкусы, жесты и поведение могут быть так похожими на наши.
Кажется, думая об этой песне, невозможно остановится на самой простой трактовке, когда в словах явно слышно о пути автомобиля. «Чёрная Волга» — это и знакомая многим река, и наша самобытная жизнь, которую мы ощущаем каждый день, даже когда внутри штиль и не бушует буря.