46,8K подписчиков

Почему в России не получается строить космические ракеты также быстро, как в США и Китае? И что нас ждет дальше?

2,4K прочитали

В мае 2004 года, выступая в Сенате, глава SpaceX Илон Маск заявил: "Долговременные планы требуют тяжелого, и, в случае наличия спроса, даже сверхтяжелого носителя".

В 2005 году SpaceX разворачивает работы по созданию тяжелого ракетного комплекса Falcon-9. 4 июня 2010 года Falcon-9 v1.0 успешно вывела полезную нагрузку на орбиту Земли. Таким образом, от начала работ до запуска изделия прошло не более 5 лет, что вполне можно считать рекордом нового времени.

Китайская компания Landspace и вовсе была основана в 2015 году, но уже через 3 года отправила в космос свою первую ракету, а в 2022 и вовсе выиграла т.н. "метановую гонку", отправив на орбиту первую в мире ракету на метановых двигателях, опередив США.

В мае 2004 года, выступая в Сенате, глава SpaceX Илон Маск заявил: "Долговременные планы требуют тяжелого, и, в случае наличия спроса, даже сверхтяжелого носителя".

Что общего у двух этих компаний? Правильно, каждая из них частная, и каждая имеет государственную поддержку.

Перенесемся на ⅙ часть суши, а именно в Россию. Наша реальность такова, что за 30 лет "нового времени" единственным изделием, которое можно отнести к новым, является РН "Ангара", которая за 10 лет с первого полета серийным изделием так и не стала. Есть и другие проекты: Союз-5, Амур-СПГ, Крыло-СВ, но все это не получается воспринимать всерьез из-за темпов введения в строй уже существующих комплексов.

Почему так происходит?

Дело в том, что государственный сектор не отличается расторопностью ни в одной стране мира. Государство - это в первую очередь бюрократическая и неповоротливая машина. В США это понимают, и при любом удобном случае стараются привлекать частников к реализации государственных планов.

Сверхтяжелая ракета от еще одного частника Blue Origin.
Сверхтяжелая ракета от еще одного частника Blue Origin.

В космосе это делается путем предоставления доступа частников к испытательной базе за $1 передачей ключевых технологий и заключением форвардных контрактов (деньги сейчас, услуга по готовности). В Китае этот процесс начался чуть позже, но сегодня темпы развития китайской космонавтики не ниже американских, притом, что США идут воистину рекордными темпами.

В РФ частники не имеют доступа к испытательной базе, государство не дает им денег, а передача технологий не может привести ни к какому иному результату, кроме посадки.

Мы в ОК

При этом можно до последнего отрицать частный космос, однако факты налицо. SpaceX, в котором на 2024 год работает 10 тысяч человек, проводит 100 запусков Falcon-9 в год, строит космические транспортные и пилотируемые корабли, строит спутники больше, чем все страны планеты вместе взятые, проводит грандиозные летные испытания сверхтяжелой ракеты Starship. Производитель РН "Ангара" - центр Хруничева указывает на своем сайте численность предприятия более 20 тысяч работников, при том, что основная продукция предприятия - ракеты-носители (РН) семейства "Протон", "Ангара" и разгонные блоки к ним.

В мае 2004 года, выступая в Сенате, глава SpaceX Илон Маск заявил: "Долговременные планы требуют тяжелого, и, в случае наличия спроса, даже сверхтяжелого носителя".-3

Сколько этих ракет было запущено в прошлом году? Выводы сделаете сами.

Что мы можем сделать? Давайте честно, прямо сейчас происходит процесс вытеснения России в статус страны, которая не обладает передовыми космическими технологиями.

Более того, по всей видимости, в этом году Россию в космосе обгонит даже Индия, где частный космос также развивается в рамках государственной программы.

Что делать? Все очень просто. Брать и слепо копировать американскую, китайскую и даже индийскую систему работы с государства с частными космическими компаниями. Как же так? Просто потому, что схемы работы в этих трех странах почти идентичны и они стабильно показывают хороший результат.

А что будет если этого не сделать? Однажды окажется, что король то голый, а шить платье уже не на что.