Найти тему
КРАСНАЯ ПАЛАТКА

Иваныч (Рассказ)

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Иваныч, кряжистый, чуть сутулый старик шестидесяти пяти лет, темноволосый, с легкой проседью в волосах и аккуратной бородкой, сидел на табурете у кухонного стола и на старинном примусе, доставшемуся ему от отца, кипятил очень крепкий чай. Уже двадцать лет он обитал в этой мастерской, расположенной в полуподвале жилого дома одного из ленинградских домов-колодцев. Комнатка была маленькая, но уютная. Возле крошечного окошечка, занавешенного ситцевыми шторами, стоял письменный стол, на котором лежали стопка книг, листы, исписанные стремительным почерком, наброски рисунков; у противоположной стены — большое удобное кожаное кресло и шкаф, в котором в несколько рядов стояли книги, а в самом дальнем углу — шифоньер и односпальная кровать, застеленная плюшевым пледом. На чисто вымытом полу лежала домотканая половица. Уже много-много лет он арендовал эту коморку под мастерскую.

Иваныч был художником. Художником-оформителем, художником-графиком, художником-макетчиком. В общем, художником широкого профиля.

-2-

На город опустилась ночь, на улице шел дождь, но чай был готов, и это примирило Иваныча с действительностью. Налив обжигающий напиток в большую алюминиевую кружку, художник сел в кресло и взял книжку. Вдруг в дверь коморки стали громко и отчаянно барабанить. Он не ждал гостей, и ему было досадно, что кто-то его потревожил. Стук усилился. Нехотя, художник поднялся из кресла, поставил кружку на письменный стол и направился к двери.

Только он поднял щеколду, в коморку влетела молоденькая девчушка лет двадцати, мокрая до самого позвоночника, в трусах и одном шлёпанце.

— Епóна мама! — от неожиданности вырвалось у Иваныча.

— Помоги-и-те! — всхлипывая, пролепетала девушка, захлопнула дверь и прислонилась к ней спиной.

Иваныч вытер капли дождя, попавшие ему на лицо, и резко сказал:

— Ну-ка, отойди!

Девушка послушно отпрыгнула от двери, и художник быстро опустил щеколду.

— Ты совсем охренела? — спросил Иваныч, пытаясь прийти в себя.

— Нет… — пискнула девушка.

— Тогда объясняй… давай!

— Что объяснять?

— Откуда ты такая: голая в одной тапке… Странный наряд для дождливого вечера, — обуздав эмоции, сказал художник, а потом вдруг, стукнув себя ладонью по лбу, добавил: — Вот ведь, старый идиот…

Он схватил девчушку, подвел к креслу, посадил в него, бросил ей под ноги коврик и сунул в руки свой чай.

— Чифир? — глянув в кружку, спросила девушка.

— Просто чай. Чай без сахара.

— А сахар есть или хотя бы что-то сладкое?

— Из сладкого — ну-у-у, вот только… вермут, — немного задумавшись, ответил художник, указав взглядом на подоконник со стоявшей на нем бутылкой.

— Мне надо сладкого… — запинаясь, сказала гостья.

Иваныч вырвал у нее из рук кружку с чаем и сунул в них слегка початую бутылку вина:

— Так что же все-таки случилось с тобой?

— Ща… — сказала девушка и глотнула вермут прямо из бутылки.

Старик взял табурет и сел напротив нее, приготовившись слушать.

Это смешная девчушка очень ему понравилась. Он любовался ею, с нежностью глядя на влажную от дождя слегка загорелую худенькую фигурку, тоненькие ручки-веточки, на маленькую округлую грудь с нежными розоватыми сосками. Немного смущенная и слегка дрожащая, с растрепанными и еще мокрыми волосами, случайная гостья была похожа на воробышка, прилетевшего погреться и готового при малейшей опасности взмахнуть крылышками и упорхнуть.

Сделав пару глотков вермута, перестав стучать зубами и немного успокоившись, девушка начала говорить:

— Меня подруга позвала к себе посидеть и послушать новые записи Александра Башлачёва. Ну… это наш, ленинградский рок-музыкант… Об андеграунде знаете?

Иваныч ухмыльнулся, кивнул и, достав из кармана брюк папиросы, закурил.

— Когда я пришла, подруга уже была сильно пьяная, приятели — тоже… Я с ними немного посидела... Записи Башлачёва мне не понравились, — продолжала рассказывать гостья, — Я решила уйти, но парни начали меня уговаривать, удерживать, раздевать… Вот пришлось убегать… Увидела свет в окошке полуподвала и бросилась за помощью… Как хорошо, что вы мне открыли!

— Ну-у-у, ты совсем дура, а приятели твои точно козлы, — возмущенно вспылил Иваныч, — Надо же думать головой, хотя бы иногда!..

— Я не предполагала, что у подруги такие приятели. Мы с Машкой вместе учимся.

— Учитесь, учитесь… В рот брать учитесь что ли…

— Не хамите! — обиженно сказала гостья, — Я на третьем курсе «мухинки» учусь.

Старик с уважением посмотрел на этого мокрого воробушка, но ворчливо протянул:

— Богема, бли-и-н!..

Иванычу девушка нравилась всё больше и больше, но художник испытывал досаду от того, что она весьма неосмотрительна и не умеет выбирать правильные компании, хотя биография хозяина мастерской тоже была изрядно подпорчена, испачкана и замазана: в молодости, считая себя диссидентом и пытаясь активно действовать против власти, огреб он небольшой срок за «антисоветчину».

— Ну-у, ладно… Эх, молодость, молодость!.. — протянул он, — Как хоть тебя зовут?

— Надя.

— Что же делать с тобой, Надя?..

— А можно я у вас здесь до утра посижу? — робко спросила девушка.

— Ну да, ну да! А утром, голая и в одной тапке, домой пойдешь, да? Где хоть живешь-то?

— На Охте.

— Вот ничего себе, куда тебя занесло! Ближний свет… И как ты туда добираться думаешь?

— Ну-у, я утром к Машке и ее приятелям зайду… Может, они мне одежду отдадут…

— Как же, отдадут!.. Отдадут, догонят и еще раз отдадут…

— А что же делать-то?

— Ладно, сиди тут! — сказал Иваныч, встал с табурета и направился к двери, — Щас вернусь... Никому не открывай, даже мне!

Художник вышел на улицу и закрыл за собой дверь коморки на ключ.

-3-

Иваныч позвонил в квартиру Нины Валерьевны. Эта добрая сорокапятилетняя женщина, жившая на первом этаже дома, в котором художник арендовал мастерскую, испытывала к нему какие-то нежные чувства и всегда подкармливала, угощая чем-нибудь вкусненьким, даже деньги предлагала в долг. Но он не брал деньги, а просто ходил и любовался ею, уже не очень молодой, но все еще красивой женщиной.

— Кто там? — спросила она, когда художник нажал кнопку звонка.

— Валерьевна, это я… Иваныч. Помощь нужна. Правда, не мне…

Дверь тут же открылась.

— Что случилось? — встревоженно и участливо спросила хозяйка квартиры.

Иваныч шагнул в прихожую и быстро, тщательно подбирая слова, пересказал интеллигентной Нине Валерьевне Надину историю.

— Стой и жди! — решительно сказала женщина.

Через пятнадцать минут она уже протягивала Иванычу большой пакет:

—Вот всё, что могу предложить. Здесь футболка, джинсы, туристские ботинки. Это вещи дочки.

— Спасибо, Валерьевна… Ну, тогда пошли?..

-4-

Вернувшись в мастерскую, Иваныч увидел странную с его точки зрения картину: обнаженная Надя стояла перед мольбертом и рисовала. Она почти закончила работу над плакатом, который художник должен был сдать еще вчера. Его очень удивило, что девушке удалось выдержать манеру и стиль рисунка. Идеально выдержать.

— Ну ты, блин, даешь! — весело произнес он, — Впрочем, давай заканчивай и одевайся... давай!

Иллюстрация создана автором  при помощи нейросети
Иллюстрация создана автором при помощи нейросети

Как ни странно, футболка и джинсы оказались девушке впору, а вот ботинки были сильно велики'.

— Иваныч, надо как-то помочь девочке, — сказала Нина Валерьевна, стоявшая за спиной хозяина каморки и до этого не проронившая ни слова, — Переночевать она может и у меня, а вот что мы утром будем делать...

— Я никуда не пойду, — пролепетала девушка, — Я тут ночевать буду.

— Ну да, а потом скажешь, что я тебя изнасиловал. В извращенной форме. Или еще что-нибудь пострашнее придумаешь, — предположил художник такой вариант развития событий.

— Вы бы по себе людей не мерили, — надула губки Надя.

— Ну, ладно, пусть ночует, — обращаясь уже к Нине Валерьевне, сказал Иваныч, — Я утром позвоню Серёге-участковому, решим вопрос.

Когда женщина ушла, художник отправился застелить свежим бельем кровать для гостьи, а Надя в это время сидела в кресле и листала книжку. Через пять минут постель была приготовлена, но девушка этого не увидела: она уснула. Иваныч тихонько подошел к ней, взял раскрытую книгу, лежащую на груди, и поставил на полку. Укрыв Надю мягким плюшевым пледом, старик сел на табурет напротив нее и до утра не сомкнул глаз. Он любовался девушкой. Он думал о жизни. Он вспоминал свою юность.

-5-

Утром, когда Надя проснулась, Серёга-участковый уже принес в коморку Иваныча её туфли, платье, кардиган, косынку и сумочку, а также извинения молодых людей за их недостойное поведение.

— Они очень раскаивались и настойчиво просили передать 150 рублей в качестве компенсации морального ущерба, — сказал милиционер, протягивая Наде деньги, — Тебя подвезти?

— Спасибо! Я сама до дому доеду! — ответила она участковому и, уже обращаясь к Иванычу, сказала: — Вот только сейчас переоденусь и верну вещи вашей знакомой!

— Не надо одежду отдавать. Тебе ее подарили. На память.

-6-

Через два дня, купив пару бутылок «Золотой осени», Надя приехала к знакомому полуподвалу.

Ее удивило, что в коморке включен свет и дверь не заперта.

Девушка вошла в ставшую уже родной мастерскую художника.

Иваныч сидел в кресле. Она окликнула его.

Не получив ответа, Надя приблизилась к старику и прикоснулась к его плечу.

Иваныч не дышал.

__________

© Канал "Красная Палатка"

___________________________________________________

Запрещается без разрешения авторов цитирование, копирование как всего текста, так и какого-либо фрагмента данного рассказа.
Является интеллектуальной собственностью авторов.
Все персонажи вымышленные, совпадения случайны.