Найти тему
Ася, как дела?

Сюда едут за состоянием.

Почему-то вспомнился Духлесс с Козловским, не помню какая часть: "как у бомжей через каждое слово - "бл*", так у вас - духовность".

Было веяние, когда в Питер реально ехали за т.н. духовностью: культура, картины  и дорогое шампанское вместо московских тусовок с коксом, коктейлями и прочими вытекающими. Последние в Питере вытекали из музеев и частных концертов в богатых домах. Обложка разная, суть - одна. Да, кстати, посидеть у Казанского в ресторане, закинув ноги на стол, тоже считалось духовностью - теперь вам, думаю, понятна моя категоричность.

Если убрать константу в виде разврата, то душевность в Питере всё-таки была. Да и есть. И за ней едут до сих пор. Заметьте, именно душевность. Духовность - это другое.

Сюда едут за состоянием.

Наполниться, отдышаться, насмотреться, дождаться поцелуя в макушку от города в виде неожиданной встречи или новой открытой двери. В Питер едут искать себя, потерянного на железнодорожных путях далекого сибирского посёлка.

Сюда едут за состоянием.

Интересно, как сильно поменялись игры элиты после 2015. Хотя нет, не интересно. Это сейчас везде и уже давно: правильное питание, зал, пробежки по набережной в шортах за пару миллионов, "грациозные" движения рук... Нюхать и бухать давно стало не модным, но нюхают и бухают, только иначе. А из новой наркоты - игры с буддизмом.

Сюда едут за состоянием.

Если откинуть все бредни о т.н."высшем обществе", в Питере и правда живёт особое состояние.

Хорошо образованные манерные люди, кои эти самые знания и манеры не рисуют, а живут ими, всегда манили меня к себе. За какой-нибудь парой можно было уйти далеко, слушая их певучие и точеные разговоры.

Однажды, обессилев от бесконечной ходьбы, я села в троллейбус, с жадностью продолжая впитывать каждый выступ домовых украшений, вглядываясь в лица и тяжело дыша. Я села перед парой лет пятидесяти-шестидесяти: было видно, что они рады случайной встрече друг с другом и обсуждали дела какого-то предприятия, через два-три предложения  восторгаясь неожиданным свиданием. Мои поглядывания по сторонам они, конечно, заметили, и неожиданно с личного разговора (который при мне продолжался примерно одну остановку) перешли...на воспоминания, связанные с Невским:

- А здесь раньше была великолепная кондитерская, она так долго просуществовала, что было странным её потерять.

- А здесь -  ателье; больше нигде не найти было нужных вещиц и тканей.

- В этом доме, помнишь, жил наш преподаватель, Царствие ему Небесное...

Я была ужасно уставшей и не запомнила ничего особо из их беседы, мне было просто приятно, что они ради незнакомки перекроили свой разговор.

Приближалась моя остановка, я медленно поднялась, собрала вещи, обернулась на этих людей и медленно  кивнула, они расцвели и поблагодарили за активное слушание:

- Даже со спины было понятно, что вы с нами, мы для вас и предались воспоминаниям.

Чудо.

Сюда едут за состоянием.

Но духовности в Питере тоже много, она почти витает в воздухе - фильтруй и впитывай, если есть чем фильтровать. А иначе все веяния ворвутся в твою незащищенную душу и устроят там шабаш,  справишься? Над фильтром работай сначала, над фильтром.

Зато, где фильтровать особо не надо, так это в храмах. Абстрагироваться от экскурсий и погружаться в общение, познавать отдельное место, отдельного святого, свои реакции и несовершенства. Лавра, Ксения, Алексеевский, Вырица, Кронштадт, множество небольших местечек. Я иногда шутила:"Хорошо быть православным, на каждом шагу есть где спрятаться, отдохнуть и восстановится, провести время с пользой". Многие только приходящие (да и не только) находятся в заблуждении, что если ты ходишь в храм, то у тебя автоматически всё сразу будет хорошо. Языческое мышление до сих пор крепко сидит в мозгах: я Тебе -  свечку , Ты мне квартиру/мужа/жену/детей/долги списать и т.д. и т.п. ещё очень долго. Но нет. Православие это ннй дай-подай, и не благообразные лица и слова. Православие это сильно и страшно. Это о ничтожестве и величии человека. Это о вечности. Это о максимальной отдаче. Это война. Но никак не красивые фоточки в инстаграме. Православие - это мир. Здесь познавать ещё и познавать. Православным быть не скучно, совсем не скучно. Здесь некогда скучать.

Для меня большим открытием было, кстати, что в Лавре нет духа Александра Невского. Нет его пристуствия. Он у нас, в Городце, где принял схиму и умер. Здесь до сих пор он ощущается, а в Лавре - нет. Но Лавра дышит сама, как отдельный организм, ей есть что поведать. Она хоть и хранительница ковчега, но обладательница своей собственной судьбы.

У Ксении тихо и просто. Мне везло бывать у неё без людей. В тишине смоленского кладбища своя благодать, и  Ксения ждёт и принимает каждого, спешащего к ней. Тихо слушает, не мешает и помогает. Даже если кажется, что ответа не было. Подожди. Внимательным и ищущим всё открывается.

Я очень люблю ездить к мощам святых,  будто вступаешь в другие отношения: то общался по переписке,  а теперь приехал в гости - совсем другой формат.

В Питере есть духовность. И она...такая питерская, если честно). Точеная, филигранная, необычная.

Сейчас должны начаться причитания о ворчащих бабушках, попах на  мерседасах, свечках за деньги и т.д.

Ну, во-первых. Свеча, на мой взгляд, должна быть за деньги, это лепта в помощь храму, ведь каждая отдельная единица платит огромные деньги за электричество, газ, аренду иногда, нужно дать з/п этому самому попу и тем ,кто там работает. А вы с грязным рыльцем зашли, всё обосрали только и ушли, хлопнув дверью и разнося нелепости. После вас ещё протверивать и мыть надо, а не жалеть о вашем уходе.

Во-вторых, поп и должен ездить на хорошей машине, чтобы успеть доехать вовремя до умирающего, должен и хорошо одеваться, чтобы спокойно общаться и с теми, кто всё понимает, и с теми, кто судит исключительно по обложке. Он должен выглядеть хорошо, ведь именно вы и не станете общаться с неряхой.

Ну и самое любимое. Бабушки. Мне кажется, это вообще нелепость: "Я не хочу в храм, потому что на меня накинулись там бабки". А ты что? Барышня кисейная и совсем глупый человек одновременно? Если тебя от познания Бога, встречи с Ним отделяют вот эти мелочи, то что ты за человек? Не о чем с тобой разговаривать. Помните о моем категоризме, да?)

А ты чем-то заслужил, чтобы в храме  к тебе хорошо относились? Давайте говорить на вашем языке: а ты вообще кто, чтобы тебе улыбались? Ты что-то сделал для этого места, для этих людей? Нет? - вот и помалкивай в тряпочку.

"Ой, на меня косо посмотрели". Тряпка ты, а не человек. Ещё и слепая тряпка, если видишь на первом месте проблемы, а не красоту.

Я открою секрет: проблем в Церкви больше, чем вы можете себе представить, но это такая мелочь на ладошке по сравнению с тем, что там можно обрести. Обделяйте себя дальше, нам больше достанется).

И, кстати, что отличает Православие от того же самого популярного буддизма, например, или прочих религий: Православие ищет не состояния, как во всех других учениях, Православие ищет Христа. Он свет, маяк, ориентир, желание и радость.

Чтобы познакомиться с кем-то, мы идём к нему домой. А твоё сердце похоже разве на дом Бога? Не обманывай себя и иди к нему, пока ты ещё дышишь. Вдруг не успеешь. У тебя в сердце Бога нет.

Это в тему, например, питерской выраженной торжественности на службах. Иногда бывает одна лишь картинка, будто и духа нет. Вот тут и ловишь себя на собственной пустоте: если ты сейчас Бога не видишь, а только  внешнюю картинку, что-то в тебе поломалось. Надо скорее чиниться.

В Питер едут за состоянием. А твое состояние всё равно внутри тебя остаётся. Чтобы наполниться новым, нужно выплеснуть старое. А как?  Если держимся. За состояние.