Найти тему
БИЗНЕС Online

Утром – работа, вечером – учеба: Алексей Лопатин о плюсах и минусах дуального обучения

Оглавление

Заимствованная у СССР система подготовки кадров прекрасно показала себя в Германии

Современная молодежь хочет жить в режиме здесь и сейчас — быть доставщиком пиццы или работать на складе маркетплейса не зазорно, платили бы деньги. А вот на агитацию в духе Советского Союза, что «нужно упорно трудиться за скромную зарплату в надежде на светлое будущее», сегодня мало кто клюнет. Завкафедрой реактивных двигателей и энергетических установок КНИТУ-КАИ Алексей Лопатин приходит к выводу, что в разгар кадрового кризиса дуальное обучение является чуть ли не единственным адекватным и практически апробированным методом ускоренного вывода молодежи на рынок труда. В блоге, написанном для «БИЗНЕС Online», он вспоминает, что опыт дуального обучения практиковался еще во времена СССР, а позже был успешно воспроизведен за границей.

   Завкафедрой реактивных двигателей и энергетических установок КНИТУ-КАИ Алексей Лопатин приходит к выводу, что в разгар кадрового кризиса дуальное обучение является чуть ли не единственным адекватным и практически апробированным методом ускоренного вывода молодежи на рынок труда Фото: «БИЗНЕС Online»
Завкафедрой реактивных двигателей и энергетических установок КНИТУ-КАИ Алексей Лопатин приходит к выводу, что в разгар кадрового кризиса дуальное обучение является чуть ли не единственным адекватным и практически апробированным методом ускоренного вывода молодежи на рынок труда Фото: «БИЗНЕС Online»

Специалисты кадровых служб считают, что молодежь живет в парадигме Советского Союза

Развитие промышленного производства оголило проблему кадрового кризиса. Острота проблемы настолько высока, что грозит стать основным тормозом в развитии нашей страны. Очевидно, что проблема дефицита профессиональных кадров лежит не только в плоскости подготовки, но отражает реальную ситуацию с уровнем конкурентных зарплат на рынке труда. Идет переток молодых сотрудников из реального сектора экономики в сферу услуг — дипломированные специалисты идут работать в маркетплейсы и сервисы по доставке заказов.

Так в чем же проблема? Оказывается, все достаточно прозаично — началась массовая миграция сотрудников из области с меньшей зарплатой в сектор с большей. И в этой ситуации очень тяжело обвинять молодежь, которая хочет жить здесь и сейчас — и смело меняет свою профессиональную траекторию. Реальный сектор экономики, пытаясь привлечь новые кадры, приводит аргументы о возможностях будущей карьеры и профессионального роста. К сожалению, многие специалисты кадровых служб считают, что молодежь живет в парадигме Советского Союза. Может быть, такое заблуждение связано с тем, что так им удобнее жить и работать.

Агитация в стиле «молодежь должна пойти на завод, потому что мы когда-то пошли» или, например, «нужно идти и делать долго и упорно карьеру, работая за скромную зарплату в надежде на светлое будущее» воспринимается у поколения старше 20 по меньшей мере с ироническим смехом. В молодежной среде давно уже не зазорно заниматься простыми профессиями: продавец, доставщик или сортировщик товара. Главный аргумент — зарплата. Разумеется, речь идет не о 100% молодежи. Тем не менее так считает и, соответственно, живет значительная ее часть.

Чтобы хотя бы немного снять остроту кадровой проблемы, в Татарстане готовится пилотный проект по трудоустройству молодежи путем перехода на дуальное обучение. По задумке республиканских властей, днем молодежь будет работать на заводе, а с 17:00 — учиться. Этот «рецепт» по решению кадрового кризиса нельзя назвать совершенно новым. Более того, когда-то он уже был реализован в нашей стране.

О дуальном обучении в СССР

Система дуального обучения начала формироваться в первой трети ХХ века в молодой Советской стране. Давайте немного погрузимся в историю. Начиная с середины 1920-х годов при крупных предприятиях была сформирована сеть школ фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) для обеспечения квалифицированными рабочими кадрами формирующейся советской промышленности. Школы ФЗУ являлись основным типом профессионально-технической школы в СССР довоенного времени. В 1940 году школы ФЗУ были преобразованы в школы ФЗО (фабрично-заводского обучения) в рамках трудовых резервов СССР. Это была система организованной плановой подготовки квалифицированной рабочей силы для ведущих отраслей народного хозяйства путем обучения городской и сельской молодежи в специальных учебных заведениях, действовавшая до конца 50-х.

В 1954 году появились первые профтехучилища (ПТУ), и к 1963-му уже все школы ФЗО приняли этот статус. По профилю профтехучилища делились на технические (ТУ), средние (СПТУ), городские (ГПТУ), сельские (СПТУ). В результате кропотливой многолетней работы появилась не просто сеть учебных заведений — зародилась вертикально выстроенная система подготовки. Характерная особенность нового подхода — тесная связь с производством при одновременном обязательном прохождении достаточно продолжительных практик на фактическом рабочем месте. По факту основная часть учебных заведений была закреплена за профильными промышленными предприятиями.

Здесь стоит напомнить, что в 60-е годы ХХ века в СССР произошло снижение численности населения, связанное с тем, что немногочисленное поколение «детей войны» и поколения послевоенных детей естественным образом не могли обеспечить прирост людских ресурсов. Это привело к реорганизации трудовых резервов и изменению политики в сфере высшего и среднего профессионального образования, а также подготовки специалистов рабочих профессий. Школа перешла с 11-летнего на 10-летнее обучение. Абитуриенты с трудовым стажем получили конкурсное преимущество при зачислении. В технических вузах был внедрен двухнедельный цикл: студенты неделю обучались на теоретическом курсе, а потом проходили недельное практическое закрепление изученного непосредственно на рабочем месте.

Еще одним, безусловно, новаторским шагом стало создание в регионах заводов-втузов — высших технических учебных заведений при местных крупных промышленных предприятиях. Перед ними стояла непростая задача — обеспечение новых производств квалифицированными специалистами, изначально готовыми к профессиональной деятельности и не нуждающимися в серьезной адаптации к заводским условиям. Иными словами, было необходимо в одном флаконе органично совместить и образование, и профессиональную деятельность. При этом после выпуска молодому специалисту гарантировалось рабочее место. Фактически это и было практической реализацией идеи дуального образования, которое на новом витке развития в 2010-х было «возвращено» в нашу страну из Германии.

СССР – Германия – Россия

В 2013 году агентство стратегических инициатив запустило в нескольких регионах пилотный проект, направленный на практическую реализацию в РФ элементов дуальной системы обучения. Как я уже написал выше, в качестве примера была выбрана прекрасно работающая в условиях Западной Европы немецкая образовательная модель подготовки высококвалифицированных кадров со средним и высшим образованием.

Необходимо отметить, что в Татарстане и ранее проводились практические эксперименты по совмещению профессиональной деятельности в соответствии с получаемой специальностью и самого обучения. Так, в 2000-х на базе моего родного КАИ сформировано несколько групп, обучавшихся в университете с 16:40, а до этого работавших на Казанском авиационном заводе. Я это знаю не понаслышке, т. к. сам преподавал у этих ребят техническую термодинамику. Тот опыт нельзя назвать полностью успешным. Точнее, в тактической перспективе, конечно же, задачи кадрового обеспечения были решены, но при этом несбалансированность учебного плана приводила к значительной перегрузке ребят. Тем не менее наша республика вполне может положить в копилку достаточно успешно реализованный проект. При этом мы тогда его, конечно, не называли таким громким и красивым словосочетанием, как «дуальное обучение».

Необходимо отметить, что немецкий опыт организации такого рода совмещенного обучения за счет своей гибкости и инвариантности действительно является передовым. Например, компания Siemens в своей головной штаб-квартире в Берлине уже давно организовала не просто корпоративную систему обучения, а настоящий университет, реализующий программы как высшего, так и среднего образования. Ежегодно университет выпускает примерно 1,2 тыс. специалистов. Из них 1 тыс. молодых сотрудников обретают свое первое рабочее место на предприятиях концерна Siemens, а остальные (примерно 200 человек) выходят на свободный рынок труда. Причем за выпускниками этого фирменного вуза просто-таки выстраивается очередь.

В чем секрет такого успеха? Все очень просто: студенты еще во время своего обучения начинают работать на предприятии, совмещая отличную фундаментальную подготовку с практической деятельностью. Разумеется, все это делается на основе четко выверенного учебного плана с привлечением авторских наставнических методик. Таким образом, полностью решается вопрос профессиональной и социальной адаптации молодых сотрудников.

Идеология наставничества

Вообще, идеология наставничества является краеугольным камнем в дуальном обучении. Передача реального производственного опыта старшего поколения младшему позволяет обеспечить преемственность профессиональных традиций, сформировать неразрывность развития профессионального и интеллектуального человеческого капитала. Но, к сожалению, необходимо отметить, что проблема мотивации наставничества стоит очень остро. Особенно это касается нашей страны.

За рубежом пенсионное обеспечение позволяет сотруднику после окончания своей профессиональной карьеры достаточно спокойно жить, а иногда даже путешествовать. У нас же высококлассные специалисты стараются максимально дистанцироваться от вопроса наставничества, рассматривая его как первую ступень к тому, чтобы оказаться за воротами родного предприятия.

Переубедить сотрудников практически не представляется возможным. Иногда такое сопротивление удается преодолеть в рамках развития трудовых династий, когда специалист передает свой опыт не абы кому, а своему родственнику. На самом деле именно проблема с наставничеством является основным сдерживающим фактором развития дуального обучения. И, кроме как социальными гарантиями для старшего поколения, эту проблему не решить.

Возвращаясь к нашей действительности, хотел бы отметить, что, к сожалению, я не знаю, чем закончился проводимый в нашей стране эксперимент по внедрению элементов дуального обучения, начатый в 2013 году, но считаю, что успешный опыт реализованной еще в СССР программы, а также наработки немецкой производственно-образовательной системы необходимо сейчас рассмотреть более детально и по возможности имплементировать.

   «Именно качественное проведение практик на реальных рабочих позициях служит тем базисным фундаментом, который помогает сформировать целостную систему практико-ориентированной подготовки» Фото: «БИЗНЕС Online»
«Именно качественное проведение практик на реальных рабочих позициях служит тем базисным фундаментом, который помогает сформировать целостную систему практико-ориентированной подготовки» Фото: «БИЗНЕС Online»

Учеба одновременно с работой. Как это?

Давайте немного подробнее ознакомимся с основными схемами, по которым реализуется дуальное обучение. Во-первых, в таких программах все виды практики не сконцентрированы летом, как это принято делать в наших университетах, а распределены в течение учебного года. Именно качественное проведение практик на реальных рабочих позициях служит тем базисным фундаментом, который помогает сформировать целостную систему практико-ориентированной подготовки.

Во-вторых, распространены две основные схемы взаимной интеграции образовательного процесса и профессиональной деятельности. Эти подходы одинаковы и для среднего, и для высшего образования. Первая схема: студент обучается в первой половине дня, а работает с обеда. Вторая схема: обучение проходит после работы. В этом случае занятия начинаются, как правило, с 15:00 или с 16:40. Такой подход больше напоминает обучение по классической «очно-заочной» (вечерней) форме. Обе схемы жизнеспособны и успешно реализуются в том случае, когда место обучения максимально приближено к работе.

В такой ситуации предприятия обычно задействуют ресурсы своих корпоративных институтов или учебно-производственных центров. Второй подход позволяет организовать учебный процесс по блочно-модульному принципу, когда обучение в течение одной или двух недель перемежается с профессиональной деятельностью на предприятии-партнере. Таким образом, будущий специалист может попеременно погружаться то в теоретическую, то в практическую подготовку. И это дает хороший результат.

Как правило, для привлечения молодежи предприятия при реализации дуальной схемы обучения идут на то, чтобы принимать будущих специалистов на полноценно оплачиваемые ставки. В таком случае зарплата выплачивается пропорционально фактически отработанному времени. Самое важное в этом деле, что предприятия сами кровно заинтересованы в ранней профессиональной подготовке специалистов. Единственное, что нельзя забывать при реализации такой совмещенной модели, так это мнение самих обучающихся. Ведь выбор учиться и одновременно работать должен делать сам студент, добровольно и без всякого нажима извне. Иначе, если превратить все в обязаловку, будет искажена сама идея высококачественной профессиональной подготовки.

Кроме того, считаю, что в дуальном обучении есть еще один очень серьезный нюанс — те ребята, которые делают выбор в пользу этой образовательной траектории, должны четко осознавать тот факт, что, скорее всего, они в дальнейшем не смогут сделать исследовательскую карьеру (поступив в аспирантуру). Это связано с тем, что их подготовка все же будет заточена под формирование не исследовательских, а профессиональных производственных компетенций.

Похоже, что в ситуации серьезной нехватки специалистов в отечественном реальном секторе экономики дуальное обучение является чуть ли не единственным более или менее адекватным и практически апробированным методом ускоренного вывода молодежи на рынок труда. Дело остается за малым — сформировать методологическую и законодательную базы, а также определить мотивационные аспекты всех заинтересованных сторон.

Алексей Лопатин
Мнение авторов блогов не обязательно отражает точку зрения редакции