Всем привет!
Сегодня снова слушаем Вана Клиберна!
Пластинка, конечно, "слегка" потрескивает, но что уж теперь?! В утешение могу сообщить, что есть у меня ещё одна запись этого произведения Петра Ильича в исполнении Ван Клиберна - т.н. коробочная версия из четырёх пластинок. Будем надеяться, что они будут звучать получше. А пока - имеем то, что имеем!
***
Ван Клиберн — уроженец южного штата США Луизианы — начал учиться музыке с трехлетнего возраста под руководством своей матери-пианистки. Далее он был принят в известную музыкальную школу Джульярда в Нью-Йорке.
Педагогом Клиберна была пианистка Розина Левина, воспитанница Московской консерватории. Занятия с нею приобщили молодого. музыканта к сокровищнице русского фортепианного творчества и прежде всего к музыке Чайковского и Рахманинова.
В период обучения Клиберн завоевал на национальных конкурсах в США премию имени Левентрита (в 1952 г.) и премию имени Шопена (в 1954 г.).
Но настоящую славу ему принесла победа на Первом Международном конкурсе имени П. И. Чайковского в Москве, где двадцатитрехлетний пианист был удостоен 1-й премии.
Необыкновенная красота звучания, поэтичность, артистическое вдохновение, сердечная теплота при блестящем виртуозном мастерстве — вот качества, составляющие секрет обаяния игры Вана Клиберна. Его искусство чуждо излома. Оно просто и благородно, горячо и задушевно.
Играя Первый концерт Чайковского, Клиберн прежде всего выявляет душевные движения, выраженные в музыке. Не виртуозность, а лирическая взволнованность лежит в основе его интерпретации. При этом пианист находит и передает слушателям внутренний оптимизм, солнечность, лучезарность, заложенные в музыке Концерта.
Ведущее место в творческом наследии великого русского композитора Петра Ильича Чайковского занимают оперные и симфонические сочинения, однако значительнейший вклад сделан им и в других жанрах музыкального искусства. Это полностью справедливо, в частности, в отношении его фортепианных произведений, которые композитор писал на протяжении всей своей жизни.
Не все они равноценны, однако в числе их — сочинения, которые вошли в золотой фонд русской фортепианной музыки, приобрели популярность и за пределами нашей родины. Это Первый концерт Чайковского для фортепиано с оркестром, его замечательные Большая соната соль мажор, «Времена года», «Детский альбом» и некоторые другие. В них Чайковский, развивая традиции русской фортепианной литературы, выработал глубоко самобытный стиль
фортепианного письма.
Концерт № 1 си-бемоль минор для фортепиано с оркестром (соч. 23) был написан Чайковским в конце 1874 — начале 1875 года. Не сразу это сочинение получило признание. Оригинальность, новизна Концерта были таковы, что вначале его не смог оценить по достоинству даже такой выдающийся музыкант как Н. Г. Рубинштейн. Первые исполнения Концерта в Петербурге (Г. Кроссом) и в Москве (С. И. Танеевым) были мало успешными. Лишь с 1878 года, когда его стал исполнять Н. Г. Рубинштейн, признавший ошибочность своей первоначальной оценки, Концерт приобретает все большую и большую известность. За рубежом одним из первых пропагандистов сочинения выступил видный немецкий пианист и дирижер Ганс фон Бюлов, которому П. И. Чайковский и посвятил Концерт. К настоящему времени Первый концерт Чайковского для фортепиано с оркестром получил мировое признание.
Он пользуется огромной популярностью и принадлежит к числу наиболее любимых слушателями и часто исполняемых фортепианных концертов.
Концерт сочинялся в один из самых счастливых периодов жизни композитора. Музыка его исполнена жизнерадостности, оптимизма, энергии. По своему характеру Концерт перекликается с такими произведениями Чайковского, написанными им в те же годы, как его опера «Кузнец Вакула» (во второй редакции получившая название «Черевички»), Вторая симфония. Как и оба названных сочинения, Концерт связан с украинской тематикой. В нем нашли
отражение впечатления композитора от украинского народного быта, украинской природы. Глубоко народна по духу его музыка. Две важные темы Концерта основаны на мелодиях украинских народных песен.
Первый концерт Чайковского — сочинение подлинно симфоничное. В нем композитор раскрывает концепцию общественно-значимого плана. Вместе с тем в Концерте находит себе место и «личная», «интимная» лирика. В этом одна из его особенностей: с этим же связано и большое богатство использования в Концерте возможностей фортепиано. В нем немало виртуозного блеска, однако,
не внешнего, но органически связанного с характером самих тем, с их развитием. По мощи звучания фортепиано здесь нередко успешно соперничает с могучим оркестром. И вместе с тем в ряде сольных лирических эпизодов композитор использует очень простое изложение фортепианной партии, «камерное» звучание фортепиано, которое ранее не было обычным для концертной литературы.
***