Министр образования Мордовии Елена Солдатова — «Столице С»
Родитель и учитель часто стоят по разные стороны «баррикад». А ведь оба настроены на то, чтобы маленький человек вырос счастливым, здоровым и образованным. Словосочетание «духовно-нравственные ценности» звучит все чаще. Но что оно означает? Как педагогам в условиях информационной войны донести до детей простые истины, не используя шаблонных выражений? Зачем в школы приходят священнослужители и ветераны боевых действий? Что лучше — строгость или мягкость? Нужно ли учить мордовский язык? Стоит ли нанимать репетиторов? Ответы на эти и другие вопросы вместе с министром образования РМ Еленой Солдатовой искала Анна Новикова.
«С»: Елена Петровна, недавно состоялась коллегия минобразования, главной темой которой стало воспитание молодежи. Сейчас во всех школах проходят «Разговоры о важном» — специальные уроки. На мой взгляд, учителя подходят к таким урокам формально. А как думаете вы?
— Да, я помню, что однажды мы с вами во время форума классных руководителей уже об этом немного говорили. Такое нововведение, как «Разговоры о важном», действительно заслуживает внимания. Поднимаются вопросы по единому утвержденному плану. Для учителей есть соответствующие материалы. Почему у вас сложилось именно такое мнение?
«С»: Я присутствовала на нескольких таких открытых уроках, где был также Глава Мордовии, и меня очень смутили заученные фразы педагогов и самих учеников…
— Все-таки это были открытые уроки. И есть разница между тем, что проводится на публику, и тем, как это выглядит в ежедневном режиме. Важно побывать на серии рабочих уроков у разных учителей, в разных классах и разных школах. Одна и та же тема для каждого человека будет раскрываться по-разному. Даже форма изложения материала будет меняться у творчески работающего преподавателя. Публичные мероприятия связаны с интеграцией гостей в структуру урока. Когда в класс приходит Глава Мордовии, то учитель чувствует еще большую ответственность, потому что понимает, что его сейчас оценивают. Волнение, конечно, присутствует. Я тоже бываю на таких уроках и вижу, когда ребенок отвечает откровенно, а когда — по шаблонам и клише. Важно просто задать вопрос, о котором ранее никто не знал. Уверяю вас, есть учителя, которые могут провести открытый урок без всякой подготовки. Ну а волноваться может каждый — даже министр образования (смеется — «С»).
«С»: Раньше вы ведь тоже работали в школе. Вы проводили подобные беседы со своими учениками?
— Конечно. Тогда это были различные тематические мероприятия, приуроченные к определенным событиям. Я рассказывала о подвигах уроженцев республики. Это всегда было в лучших традициях нашей системы образования. Сейчас на уроки приходят лидеры общественного мнения, священнослужители, ветераны боевых действий. Участники спецоперации о многом могут рассказать. Ценность мира и жизни острее ощущается после того, как ты пообщаешься с такими людьми. Важно не просто показать свои знания, но и организовать диалог. Для ребят это всегда важно.
«С»: Интересны визиты священников. Православие — это глубокая философия. Как думаете, несовершеннолетние могут ее понять?
— Есть такое направление, как духовно-нравственное воспитание, которое зиждется на традициях, идущих из глубины веков. В России они связаны в том числе с православием. Многодетная семья, любовь, уважение к старшим, забота о младших, привязанность к домашнему очагу — это все оттуда. Священник может об этом рассказать. Также он может рассказать о духовных подвигах святых. Мы пока только начинаем эту практику в рамках соглашения с местной митрополией. Важно минимизировать риски, связанные с неправильным поведением — со всем, что связано с понятием «преступить». Думаю, что дети способны понять глубину слов. Я — учитель русского языка и литературы, и одной из моих задач было пополнение лексикона учеников, а значение каждого нового слова просто нужно правильно объяснить.
«С»: А что для вас значит слово «патриотизм»?
— Это любовь в самом широком смысле. Если мы пойдем от большего к меньшему и дойдем до сути, то это любовь к дому, семье, родителям, ребенку — к тому, что больно потерять.
«С»: Мне всегда были интересны люди, работающие с детьми. Много раз приходилось делать интервью с учителями. Это часто были молодые победители всевозможных конкурсов. И я обратила внимание на одну деталь, которая их объединяет, — тревога. Они боятся сказать лишнее, стараются выглядеть образцовыми. Почему так случается, как думаете?
— Может быть, они стесняются человека с диктофоном… Учителем быть непросто.
«С»: Ему нужно быть стрессоустойчивым…
— Да, важно, чтобы учителя слышали. Дети разные, и они меняются. Есть возрастные особенности. Ребенок не умеет контролировать свои эмоции, и рядом должен быть учитель, который поможет. Учитель априори это должен уметь делать, иначе не стоит связывать жизнь с этой профессией.
«С»: Может быть, на учителей возлагается слишком серьезная ответственность? И если возвращаться к «Разговорам о важном», то, возможно, педагоги боятся проявить какое-то вольнодумство?
— Эти уроки, безусловно, строятся на определенном материале. Педагог должен преподнести его понятно, чтобы присутствовал воспитательный аспект. Материал должен основываться и на литературных, и на документальных, и на исторических источниках. Учитель не просто говорит, но еще и транслирует факты, несущие познавательную нагрузку.
«С»: А может учитель рассказать ребятам о личном опыте?
— Личный опыт не является определяющим. Ведь у всех он разный. Важно иметь широкий кругозор.
«С»: Помните, как Президент России сказал о семейных ценностях? Я тогда впервые осознала, что означает это словосочетание. Владимир Путин говорил об истории своей семьи — о малограмотных бабушке и дедушке, которые способны на самые глубокие чувства, зачитывал отрывки из их писем друг другу…
— Конечно. Семья — это про уважение… Недавно я была на уроке молодого педагога, который говорил с ребятами о современном общении. Он принес с собой бумажные письма своих дедушек и бабушек. То же он попросил сделать учеников. Видно было, что все это очень тронуло школьников. Все пришли к выводу, что сегодняшние короткие сообщения не сравнятся с тем, что было раньше. Это совершенно другое. И это было про личное. И это неплохо.
«С»: И ведь личное вызывает больше доверия… Кстати, я бы не стала недооценивать сегодняшнее общение в тех же соцсетях. Иногда за одним словом «привет» может стоять целая гамма чувств, понятная только двоим. Особенно если говорить о подростках.
— Да, это так. В письмах просто особая атмосфера. Моя мама, например, хранит переписку с папой тех времен, когда тот служил в армии. Правда, я их никогда не читала. Это слишком личное и трепетное.
«С»: Это к слову о нравственности. Времена меняются, а люди — нет…
— Да.
«С»: Вернемся к теме учителей. Наверное, более эффективны опытные и строгие учителя, которых дети где-то даже боятся. Понянчат ребят дома, в школе этого делать не нужно…
— Вообще, строгость — это не зло, а умение владеть собой и, как бы это банально ни звучало, найти к каждому индивидуальный подход. И для этого детей нянчить не надо. Важно сделать так, чтобы уважали тебя и твой предмет, а это сложно. И если это получилось в момент, когда впервые переступаешь порог класса, то можно сказать, что все получилось. И нужно, чтобы получалось с любым классом — там везде своя атмосфера. Все это требует огромной самоотдачи. В классе есть разные ребята — отличники, гиперактивные, дети, на которых никогда никто не повысил голос. Любое действие по отношению к одному сказывается тут же на всех. Никто не скажет, с кем легче — с отличником, который постоянно задает неудобные вопросы, или с неуспевающим, которому нужно объяснять несколько раз.
«С»: Я вижу, что в вас до сих пор жив учитель. Не жалеете, что ушли из школы?
— Я не работаю в школе буквально. Но каждую неделю я стараюсь хотя бы в одну школу зайти, чтобы не только проверить, как обстоят дела с материально-технической базой, но и пообщаться с учителями. Без этого не поймешь систему. Сейчас учитель обязан заполнять только пять документов. Также именно классные руководители должны общаться с различными инстанциями, если в классе появился ребенок, стоящий на учете.
…Нельзя допускать того, что за один вечер нужно написать сочинение по литературе, реферат по биологии и решить десять задач по математике. Каждый учитель это знает…
«С»: А на что вам чаще всего жалуются классные руководители?
— Для них самое сложное — работа с родительским коллективом. Выстроить отношения с каждым родителем для молодого учителя сложно. В том числе из-за отсутствия жизненного опыта. Иногда друг перед другом стоят ровесники, но понимание правильности у них разное. Например, мама думает, что поступить нужно одним образом, а учитель — другим. А на самом деле здесь не должно быть личностных пониманий. Важно думать о том, что пойдет на благо ребенку-ученику. Каждый родитель считает своего ребенка самым талантливым. Да, любой наделен талантом, который нужно развивать. Вместе мама, папа и учитель должны думать в этом ключе, а не перетягивать одеяло на себя… Классные руководители проводят родительские собрания еще и для того, чтобы рассказать об опасностях, которые подстерегают современных школьников. Несовершеннолетние все чаще становятся жертвами мошенников. В Интернете им предлагают за деньги распространять неправдивую информацию. А родителям некогда. А ведь также там рассказывается о важности психологического тестирования, безопасности на дорогах. Посмотрите на статистику! Увеличивается число ДТП с участием детей-пассажиров, которые едут не пристегнутые. Если все справляются без учителей, то почему же все это происходит? Важно это понимать.
«С»: А родители часто жалуются на чрезмерную нагрузку на своих чад…
— А вы как считаете?
«С»: Мой сын не отличник, но в целом справляется.
— Вообще, нагрузка регулируется санитарными нормами. Например, пятиклассник должен тратить на выполнение домашнего задания не более двух часов. Нельзя допускать того, что за один вечер нужно написать сочинение по литературе, реферат по биологии и решить десять задач по математике. Каждый учитель это знает. Регулируют это классные руководители и завуч. Главное — расчет всего объема. Я бы еще хотела предостеречь родителей от чрезмерной опеки. Бывает, что уже с первого класса нанимают репетиторов. Все-таки нужно воспитывать в ребенке самостоятельность.
«С»: Есть еще родители, которые боятся пожаловаться, потому что опасаются, что к ребенку будет потом какое-то плохое отношение…
— Не надо бояться. Все возможно решить.
«С»: А что посоветуете, если ребенок не может решить задачу, а родитель тоже не в силах помочь?
— Значит, стоит обратиться к педагогу, который ее задал. Это нормально — повторить материал еще раз отдельно, чтобы ученик все понял. Учителя должны это делать. Уроки — это закрепление пройденного.
«С»: Давайте перейдем к насущному. Всем, конечно, хочется учиться в таких школах, как «Тавла» и «Высота», но не у всех получается. Во многих саранских школах давно не было ремонта…
— Программа капитального ремонта школ начала работать в 2022 году. Уже отремонтированы 32 здания. В 2024-м — запланированы шесть, в 2025-м — восемь. Все школы в итоге будут приведены в соответствие с современными требованиями.
«С»: Что делать тем, кто не хочет, чтобы их ребенок учил мордовский язык?
— Учить. Ведь этот предмет не имеет оценочной системы. Так всего лишь прививается любовь к родной культуре. С возрастом понимаешь красоту и певучесть этого языка.
«С»: Сколько зарабатывают учителя в Мордовии?
— Зарплата зависит от нагрузки, ставки и местности. В среднем около 35 тысяч рублей в месяц.
«С»: Что вы пожелаете современным школьникам?
— У первоклассников всегда присутствует волнение перед неизвестностью. И в течение 11 лет человек встречает разных людей, учится общаться. Я бы посоветовала каждому в первую очередь научиться дружить. Еще важно не терять этого драгоценного времени и постараться понять, какую профессию стоит выбрать. Правильный выбор — это уже счастье.
Личное дело
Елена Солдатова родилась в 1973 году в Саранске. Окончила МГУ имени Огарева по специальности «русский язык и литература», Российскую академию народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ по специальности «государственное и муниципальное управление». Начинала работать учителем русского языка и литературы, затем — заместителем директора по учебно-воспитательной работе. После перешла на должность главного специалиста департамента по социальной политике администрации Саранска. Трудилась замминистра образования РМ. В декабре 2015 года назначена первым заместителем. С октября 2020-го была исполняющим обязанности министра образования РМ. В марте 2022-го приставка «врио» была снята. Имеет почетное звание «Заслуженный работник образования РМ». Награждена памятной медалью «За вклад в проведение чемпионата мира по футболу».
При непосредственном участии Елены Петровны в Мордовии выстроена эффективная работа в сфере образования. Республика входит в число регионов, успешно развивающих олимпиадное движение. Учащиеся регулярно завоевывают призовые места во всероссийских и международных олимпиадах. В установленные сроки успешно реализуется нацпроект «Образование». Обновляются инфраструктура и оборудование в школах, проводится капитальный ремонт общеобразовательных учебных заведений, формируется современная образовательная среда благодаря «Точкам роста», детским технопаркам «Кванториум». В республике высокий уровень предоставления услуг дополнительного образования для детей. Обеспечен и сохраняется 100-процентный уровень доступности дошкольного образования. Мордовия входит в число лидеров страны и по организации школьного питания. Разработана единая методика по оснащению пищеблоков, ее уже используют многие регионы.