7 книг на 7 дней. Мой выбор
АЙЛЕНБЕРГЕР, Вольфрам. Пламя свободы. Свет философии в темные времена. 1933–1943. – М.: Ad Marginem, 2024. – 329 с.
1933 год. Ханна Арендт бежит из Берлина, чтобы присоединиться к таким же изгнанникам без средств и документов, ищущим приют в Париже. Симона де Бовуар ищет ответы на вызовы жестокого мира в Руане. Айн Рэнд в голливудском изгнании работает над романом, который, как она верит, вновь зажжет пламя свободы на ее приемной родине. Симона Вейль, разочарованная итогами революции в России, посвящает свои мысли и силы тяжкому жребию угнетенных. В течение следующего десятилетия, одного из самых мрачных в истории Европы, эти четыре женщины, преданные мысли, будут разрабатывать идеи, которые во второй половине столетия облетят земной шар и изменят мир. Вольфрам Айленбергер проходит по стопам своих героинь от Ленинграда до Нью-Йорка, от Испании в разгар гражданской войны до оккупированной нацистами Франции, чтобы проследить извилистые траектории их судеб.
Вольфрам Айленбергер – немецкий публицист и философ, основатель и главный редактор журнала Philosophie Magazin.
АРСЛАНОВ, Виктор. Русское искусствознание. Дворянская культура. Идея мимезиса: в 2 т. Том 1. Отвергнутое начало. Философские основания русского искусствознания. – СПб.: Владимир Даль, 2024. – 651 с..
Книга представляет собой непосредственное продолжение 5-томной «Теории и историия искусствознания» (2015), охватывающего западноевропейское искусствознание от античности до постмодернизма начала ХХI века.
В центре первого тома – анализ русского шеллингианства, которое выдвинуло ряд важных для теории и истории искусства идей, сохраняющих, по убеждению автора, свою актуальность. В книге полузабытые фигуры, подобные шеллингианцу А. И. Галичу (Говорову), лицейскому наставнику Пушкина, первому профессору философии Петербургского университета, вступают в диалог с «титанами» современной культуры.
ГИНКАС, Мирон. Сквозь колючую проволоку: воспоминания врача, узника Каунасского гетто, под редакцией и с комментариями спасенного им сына, режиссера Камы Гинкаса. – М. : Книжники, 2024. — 368 с.
Врач Мирон Гинкас (1921–1983) два года был узником Каунасского гетто, бежал вместе с семьей и еще год скрывался в оккупированном нацистами городе. Воспоминания об этом времени он записал, прежде всего, для детей и внуков, понимая, что у книги о Холокосте не было шансов на публикацию в советских издательствах.
Издание этой книги – в память о тех, кому каждый день угрожала смерть только за то, что они были «назначены» на смерть, для кого выживание и спасение близких стали насущной целью. В память о тех, кто не выжил, и кому не удалось рассказать о пережитом. В память о тех, кто, рискуя жизнью и свободой, помогал, вызволял, укрывал. Кто, несмотря на нечеловеческие опасности, не потерял мужества, достоинства, сочувствия и любви…
КИЗИЛОВ, Михаил; БОНДАРЕНКО Григорий. Старообрядцы и евреи: Триста лет рядом. – М.: Новое литературное обозрение, 2024. – 352 с. – (Что такое Россия).
Евреи и старообрядцы–— две общности, сыгравшие важную роль в отечественной истории, и одновременно испытавшие на себе репрессивное давление со стороны как Российской империи, так и Советского Союза. Эта книга – одна из первых попыток всестороннего анализа межконфессионального и межкультурного диалога между этими двумя группами в XVIII–XXI веках. Как евреи переходили в старообрядчество? Как совершались смешанные браки? Как старообрядцы помогали евреям спастись во время Холокоста? И что из себя представляли конфликты между представителями этих двух сообществ? Ответы на данные вопросы авторы находят в опубликованных и архивных письменных источниках, а также многочисленных интервью, проведенных в еврейских и старообрядческих общинах на территории бывшей Российской империи и СССР.
Михаил Кизилов – историк, востоковед, специалист по истории и культуре евреев, доктор философии (Оксфорд), сотрудник Университета имени Иоганна Гутенберга в Майнце. Григорий Бондаренко – кандидат исторических наук, магистр философии (Оксфорд), преподаватель Пекинского педагогического университета, прихожанин Тверской старообрядческой общины храма во имя святителя Николы Чудотворца в Москве.
Издательство объявило о приеме предзаказов на книгу.
СКОТТИ ДИ ВИГОЛЕНО, Ипполита Дуглас. Луна в мифологии, культуре и эзотерике. – М.: КоЛибри, 2024. – 184 с. – (Код вечности).
Далекая и таинственная Луна всегда очаровывала людей, которые искали в ней мудрую наставницу и находили в ее циклах законы, регулирующие жизнь на Земле. Она – единственный спутник нашей планеты и единственный астрономический объект, на котором побывал человек, терзаемый любопытством и надеждами. Жадно исследуя Луну, человечество с глубокой древности и по сей день не может отказать себе в довольствии изображать ее, воспевать и вдохновляться ею. Это издание прославляет красоту Луны и раскрывает ее секреты.
ТАБАК, Юрий. Нескромные смысле Торы. Потаенные сокровища еврейского фольклора. – М.: Бомбора, 2024. – 384 с.
Тора или, как ее называют христиане, Пятикнижие Моисеево – великий религиозный и историко-литературный памятник. Она – неотъемлемая часть христианского Священного Писания. У последователей ислама герои Торы пользуются величайшим уважением. Ортодоксальный иудаизм учит, что Пятикнижие Моисеево раскрывается через Устную Тору – еврейское предание, регулирующее вопросы повседневной жизни и морали. А эксклюзивное право толкователей принадлежит раввинам, мудрецам прошлого и настоящего. Причем никакая часть этих толкований не может быть признанной ошибочной или устаревшей. Полет фантазии мудрецов настолько безграничен, что, порой, кажется, такое придумать просто невозможно. Этот великий фольклор, зачастую сокрытый от еврейского, и тем более нееврейского читателя, открывает эта книга.
ХОЛМ, Николас. Юмор как политика. Политическая эстетика современной комедии. – Общество любителей интеллектуальной книги, 2024. – 252 с.
Комедия стала частью культурного ландшафта как никогда раньше, поскольку к более старым проявлениям, таким как перформансы (стендапы, спектакли и т. д.), кино и телевидение, присоединилась онлайн-индустрия. Всё это использует политика в своей борьбе за благосклонность избирателей. «Юмор как политика» с пристальным вниманием демонстрирует множество способов, которыми юмор может воспроизводить, нарушать или опровергать устоявшиеся нормы понимания и поведения. Это новаторское исследование, являющееся важной работой в области культурологических исследований, проливает важнейший новый свет на функционирование этой самой центральной, но все еще неуловимой точки взаимодействия между повседневной жизнью, медиа-культурой и более широким общественным мнением.