Найти в Дзене
Интересные автомобили

Saab Sonett III – Забытый швед

Шведский производитель автомобилей Saab Automobile AB был основан в 1945 году в рамках стратегии диверсификации материнской компании Svenska Aeroplan Aktiebolaget (SAAB), которая в основном занималась производством самолетов, в том числе военных. И к концу 1940-х шведам удалось «встать на мирные рельсы» - появился первый гражданский автомобиль Saab 92. Поскольку проектировали его авиационные инженеры, автомобиль получился крайне специфичным, но с прогрессивной переднеприводной компоновкой, идеально подошедшей для снежных Скандинавских зим. Странный Saab 92 c двухтактным трехцилиндровым моторчиком весело «дымил» по шведским дорогам и заложил основу философии бренда Saab, в которой особое внимание уделялось инновациям, безопасности и практичности. Следующие модели, в частности Saab 96, позволили шведам ворваться в мировой автоспорт высочайшего уровня, выиграв ралли Монте-Карло дважды, в 1962 и 1963 годах. Заводской пилот Saab Эрик Карлссон одержал массу побед в ралли, громя соперников на

Шведский производитель автомобилей Saab Automobile AB был основан в 1945 году в рамках стратегии диверсификации материнской компании Svenska Aeroplan Aktiebolaget (SAAB), которая в основном занималась производством самолетов, в том числе военных. И к концу 1940-х шведам удалось «встать на мирные рельсы» - появился первый гражданский автомобиль Saab 92. Поскольку проектировали его авиационные инженеры, автомобиль получился крайне специфичным, но с прогрессивной переднеприводной компоновкой, идеально подошедшей для снежных Скандинавских зим. Странный Saab 92 c двухтактным трехцилиндровым моторчиком весело «дымил» по шведским дорогам и заложил основу философии бренда Saab, в которой особое внимание уделялось инновациям, безопасности и практичности.

Saab 92 1950–1956
Saab 92 1950–1956
-2

Следующие модели, в частности Saab 96, позволили шведам ворваться в мировой автоспорт высочайшего уровня, выиграв ралли Монте-Карло дважды, в 1962 и 1963 годах. Заводской пилот Saab Эрик Карлссон одержал массу побед в ралли, громя соперников на гораздо более мощных машинах.

Saab 96 Rally Car на ралли Монте-Карло 1963 года
Saab 96 Rally Car на ралли Монте-Карло 1963 года
-4

При этом, некоторые энтузиасты внутри компании работали над созданием настоящего спортивного автомобиля! Первый Saab Sonett, появившийся в 1955 году, напоминал Porsche 550 Spyder в том числе и своими миниатюрными габаритами. Трехцилиндровый моторчик объемом 0,75 литра мощностью 58 лошадиных сил разгонял Sonett до скорости 160 км/ч. Название Sonett восходит к шведской фразе «Så nätt den är», что можно перевести в виде восклицательного «Какой аккуратный!». Вроде так сказал кто-то из разработчиков, когда увидел прототип. Очень странно, ведь автомобиль отличался примитивностью и грубой отделкой, что не помешало теплому приему со стороны представителей индустрии. К сожалению, изменения гоночного регламента к сезону 1958 года заставили свернуть проект, дело закончилось на шести экземплярах.

Saab Sonett 1955–1957
Saab Sonett 1955–1957

Через 10 лет в 1966 году появился абсолютно новый Sonett II со стальным шасси коробчатого типа, независимой подвеской, передним приводом и легким кузовом из стеклопластика. Трансмиссию и детали ходовой автомобиль делил с массовым Saab 96, а в надежде завоевать популярность на американском рынке трихцилиндровый двигатель Saab заменили на 1,5-литровый Ford V4 (разработки британского подразделения Ford’а) мощностью 65 лошадиных сил.

Saab Sonett II
Saab Sonett II
-7

К 1970 году кузов в значительной мере модернизировали с выпуском Sonett III. Дизайн «заострили» и добавили модные в те времена подъемные фары. Двигатель заменили на 1,7-литровый, способный разгонять шведский «спорткар» до 165 км/ч, с ускорением до «сотни» за 13 секунд – вполне по меркам 1970-х годов.

Saab Sonett III 1970–1974
Saab Sonett III 1970–1974
-9

Сегодня Sonett III в значительной степени забыты, но сохранилось их достаточно много, поскольку стеклопластиковый кузов не ржавеет. Хотя шасси там металлическое… Автомобиль интересен еще и тем, что представляет класс доступных спортивных автомобилей прошлого, чего сегодня уже невозможно представить. Гражданам с ограниченным бюджетом ничего нового спортивного уже не купить. Разве что, гири ;)

-10
-11
-12
-13
-14
-15

Сергей Клюшниченко

Подписывайтесь на мой Телеграм, чтобы ничего не пропустить.

Фото Broad Arrow