Найти тему
Ivan Zyryanov

Как я ездил на Верхнюю Волгу. Часть 2. Заключительная

Оглавление
Фото Т.Афиногеновой
Фото Т.Афиногеновой

Продолжение моего большого рассказа о своём первом одиночном вело-путешествии. Первая часть лежит тут: https://dzen.ru/a/ZeDc_jQ5f0lyHB76?share_to=link .

Из-за ограничений яндекс-платформы пришлось разделить рассказ на две части, поэтому теперь не получится прочитать не отрываясь. Надеюсь, это не такое досадное недоразумение, терпимо) Итак,

День 8

Будильника я не заводил, так как мне снова некуда спешить, проснулся сам, - не это ли истинное счастье? Сразу вспомнил, кто я и где сейчас сплю, и почему-то уже не впадаю в ужас, а спокойно переношу данный факт. Ай-ай, Иван Александрович, опуститься-то вон как быстро можно, а вот подняться… Ладно, шутки в сторону. На часах 8 утра. Самое то.

Пока кипятится вода, под вопросительные и недоумевающие взгляды утренних бегунов собираю палатку – её оранжевый тент хорошо видно с ближайшей парковой дорожки, - в темноте переоценил своё укрытие. Но никто не подходил, да и по правде говоря, зачем кому-то подходить? Пока набухают в ковше овсяные хлопья и стынет кофе, упаковываю некоторые вещи в баул, остальные кидаю на коврик, чтобы ничего не оставить. Уже поедая горячую кашку со сгущенкой, кидаю пробегающим мимо физкульт-приветы и улыбаюсь. Взаимностью отвечают не все.

Стрелкой обозначил место ночевки
Стрелкой обозначил место ночевки

Здорово начинать день из центра города, когда до местного Арбата каких-то полкилометра. Я не великий знаток города Тверь, поэтому решаю, что после набережной сразу наверное устремлюсь на север, в сторону Кашина.

Набережная Степана Разина, как и ожидалось, произвела довольно приятное впечатление.

-3

С этого берега уже трудно различить крупную инсталляцию Тверь на другом берегу, на фоне парка. Это потому, что кто-то решил сделать конструкцию зеленой)  Долго не могу понять, что тут еще не так, и только после похода выяснил – а красивейшего здания речного вокзала со шпилем-то уже нет! Его снесли после частичного обрушения в 2017-м! Жаль, что такой шедевр вовремя спасти не удалось!

-4

Фасады домов на довольно протяженном участке выполнены в едином стиле, и действительно, это чем-то напоминает Питер. Но очень отдаленно, как по мне))

-5
-6

Волга в Твери уже довольно широка и полноводна, а ведь еще три дня назад я был у её истоков!

-7

На другом берегу расположен Свято-Екатерининский женский монастырь. Он определенно придает центру города  патриархальности, которой он и так  пропитан буквально во всем, хотя дореволюционные названия почти не сохранились. Одни названия улиц и местечек чего стоят! Затьмачье, Трехсвятская, Симеоновская, Красная слобода, Головинский вал!  Также в городе много улиц названы в честь революционеров и, кажется, отражают долгожданную пролетарскую свободу: Вагжанова, Желябова, Трудолюбия, Двор Пролетарки! Кажется, даже если не знать, что это в Твери, то интуитивно можно догадаться, побывав тут однажды.

По набережной я доезжаю до детской областной больницы. Когда-то тут снимали фильм Чучело. Сейчас здание выглядит так, что никакой ребенок болеть не захочет:

-8

Как потом прочитал, три года назад тут был сильный пожар, и сейчас больница активно восстанавливается. И тоже, кстати, как речной вокзал, пострадала в 2017-м, - страшный год для Твери выдался. Но до Революции тут находилось Епархиальное училище. Так что надеюсь, с божьей помощью восстановление больницы до конца доведут.

Планировал посетить старинный парк «Воксал», где растет царский дуб, но территория его теперь огорожена, не пускаютъ.

-9

Поэтому выезжаю на центральную Советскую улицу:

-10

и через Администрацию выруливаю на Нововолжский мост. Солидный такой:

фотка с инета
фотка с инета

За мостом находится район Ближнее Заволжье. Тут не планирую надолго задерживаться, и сразу направляюсь на восток, к мосту через Тверцу, к выезду на Кашин. Но… внимание привлек красивый фонтан и памятник у сквера:

-12

Надпись на памятнике гласит, что тут проходила линия фронта!

В районе Затверечье особых достопримечательностей нет. Когда-то на территории теперешнего частного сектора находилось Горторфболото . Как следует из названия, тут добывали торф. А вывозили его на … грузовых трамваях(!) вплоть до 1950-х годов. Трамваев, кстати, в Твери нет с 2018-го года, а я так надеялся увидеть хотя бы пассажирский! Соскучился по ним! Опоздал на два года всего. В Москве они не те – современные. В Нижнем разве что еще можно встретить тот самый)

Держу путь на север по свежеотремонтированному асфальту улицы Новая заря, но ближе к выезду по совету Василия Ивановича Караваева решаю нормально отобедать перед дальней дорожкой, умыться и посетить людской туалет в ресторане Вавилон! Комплексный обед 150р – вполне себе! Зато после обеда чувствуешь себя человеком.

За вас!
За вас!

Тут, у кафе расположен еще один памятник, также рассказавший о том, что т тут линия фронта проходила!

-14

Не успеваю толком выехать из Твери, как снова нужно остановиться. На этот раз для посещения Пятерочки, - запасы для перекусов снова подошли к концу. Только загрузил баул, как снова остановка! Шиномонтажка. Мастер был занят, но он разрешил воспользоваться компрессором для проверки давления в шинах. Подкачал до нормы. Велосипед поехал чуть веселее, хотя это скорее самовнушение.

Ура, к часу дня удалось покинуть этот город! В первой же деревне Змеево встал вопрос, по какой дороге ехать – по более тихой районной, через деревни или ломить сразу по федералке. Я как путная маша решаю ехать в сторону дома побыстрее, и на свою неудачу выбираю федералку.

Не знаю, конечно, в каком состоянии районная дорога, но трасса была алес-капут! Загруженная! Узкая! Без твердой обочины! Да и фиг бы с ней, но самое главное, с выбоинами! Приходилось смотреть чуть дальше, чем обычно, и заранее планировать объезд очередной ямы - или по полосе, или по обочине. Пару раз забывался и оттормаживаясь влетал в яму, не виляя рулем – сбоку пролетают фуры! В совокупности этих факторов скорость передвижения не была высокой.

Солнце палило нещадно, я весь заманался этой дорогой, и через пару часов такой пытки с облегчением сворачиваю на Кашин и Калязин. Просто гора с плеч! Дорога стала тише, и кажется, ровнее! А после Коровино вообще лес по сторонам! Удается держать хороший темп, и первую остановку с перекусом делаю в селе Сутоки. Да, чего-то я затянул, надо было раньше остановиться, ноги уже гудят.

Менее чем через час я въехал в Горицы. Жаль, что не Дуниловские)

-15

Тут мой путь делает поворот налево. Задача найти воду, во фляге почти закончилась. Но какая-то фигня происходит. Вроде крупное поселение, а никого во дворах не вижу, чтоб попросить. Одна колонка сухая оказалась, без воды. На соседней улице нашлась рабочая, но вода просто отвратительная, в рот не вломишь, чуть не стошнило. Психанул, и решил ехать дальше, воду найду позже.

По мере движения ко мне по небу всё ближе и ближе с юга подбиралась туча, и я стараюсь двигаться от нее как можно быстрее, уезжая от неё. Но дорога постепенно забирала вправо, и туча в конечном итоге одержала победу… В первый раз за время похода я вытащил дождевые принадлежности и почти успел встретить дождь в полной боевой готовности. Как же замечательно иметь полноразмерные крылья с брызговиками! Еду уже 5 километров под дождем, а цепь еще только начинает намокать, похрустывая песком.

В селе Красное заметил магазин с крыльцом под крышей, и сворачиваю к нему для покупки жидкости, воду-то так и не нашел! Коробочный сок Широкий Карамыш утоляет мою жажду. Но так не хочется садиться на сырой велосипед и пропадать под дождем! Поэтому стою на крыльце, ожидаю, пока дождь утихнет. В магазине буянил местный мужичок, пожилой, всячески мешая работе продавщиц и комментируя всё, что видит. Очевидно, требовал «добавки». Хоть он и щуплый, но решаю не вмешиваться, да и не под дождь же его выводить! Через минут пять к магазину подъехала машина, и с извинениями, словами «Эх, сосед, опять нажрался!» приехавший молодой человек вывел пьяного, усадил в машину и увез восвояси, оставляя продавщиц наедине с тишиной. Из меня собеседник так себе.

Дождь слегка поутих, и я тоже решаюсь ехать дальше. Первые километры цепь пытается похрустывать, но всё быстро подсыхает и затихает. Крылья – вещь! Солнце начинает проглядывать сквозь тучи и, в конце концов, побеждает непогоду! От дороги начинает подниматься пар! Жаль, не сделал фото.

Воробьево, Алешово, Колюбеево, Скорнево мелькают по дороге. И примерно часам к семи вечера я достигаю села Верхняя Троица. Оно расположено на берегу реки Медведица, и я решаю спуститься, чтобы набрать воды. Так как везде после дождя еще сыро, то спуститься к воде под мостом разумнее всего – намного суше, меньше пачкается контактная обувь с бахилами. Дальше по берегу не пройти – забор. По карте тут находится оздоровительный комплекс Тетьково управделами президента – это я узнал позже. А тогда подумал, что ж за нелепый забор такой, сваренный из арматуры и профлиста!

А какой шикарный вид открывается с моста на реку!

-16

Эх, думаю, и мест нормальных с дороги не видно! Поехал было дальше, но сквозь деревья справа замечаю воду и большую поляну. Сворачиваю осмотреться. Очень нравится место! Никого народу, и подход к воде есть! А главное, красиво! Тут и заночую! И хоть время до темноты еще было, но по карте дальше подобных мест нет! Раньше лягу - раньше встану и тронусь в путь, решено!

-17
-18

Немного смущала дорога невдалеке, но какие-то минусы должны же быть… У дерева, правда, стоят чьи-то модные кроссовки. Надеюсь, что… нет-нет, не буду об этом думать, других-то вещей нет рядом. Купаться не стал – после дождя свежо как-то, не потянуло.

Разложил палатку, приготовил ужин, поел и лег на боковую. Но долго не могу заснуть – еще не стемнело снаружи. Морфею удалось победить меня только через полчаса.

День 9

Так и знал, что на это место с утра обязательно придут рыбаки. Да еще с собакой. Лег вчера рано, и рано проснулся, но решил потянуться немного, и снова задремал. Из дремоты меня выводит мужской голос, подающий собаке команды Фу!

Да чтоб тебя! Видишь же, люди в палатке отдыхают! Она что, рыбу у тебя схавала? Так кормить нужно пса лучше!

Но что-то в этом голосе меня настораживает, сам не понимаю, что именно. Так, по-моему хозяин начал бить собакена! Поднимаюсь, расстегиваю молнию на палатке и уже готов вступиться за брата меньшего, но вижу странную картину: у берега стоит растерянный мужчина с палкой в руке, другая рука трясется, а у него в ногах валяется темная шкура, но на собаку не похожа. Глаза у мужика с пятирублевую монету, никак отдышаться не может. Видя, что в деле появляется свидетель в моем лице, он начинает сбивчиво объяснять, что рыбачил спокойно, и тут на него эта енотовидная собака напала! Вижу, что мужик реально не виноват, а эта палка в его руках – сломанная удочка, которой он отмахивался от зверя. Оставшуюся дремоту мне как рукой снимает. Эх, полезно иногда потупить с утра перед подъемом. Чем бы я отмахивался, будь на его месте, встав пораньше? ХЗ.

Всё еще находясь под впечатлением от увиденного, кипячу ковш, собираю палатку и думаю, а где мне тут сделали бы прививки от бешенства, укуси больной зверь меня за ногу? Ответа не нашел.

Впрочем, через час, сытый и собранный, я отхожу от происшествия, и выхожу на дорогу. С рыбаком попрощался, - пожелали друг другу удачи, сели на свой транспорт и разъехались. Он на Ларгусе домой поехал, а я на велосипеде – в Калязин.

По утрецу едется бодро, если не считать первого километра – задница бо-бо, как-будто синяки там. Совсем непривычно мне ехать изо дня в день. Но этот болевой эффект быстро прошел. Велосипед не подводит, разве что брызговики на крыльях разболтались в родных клепках, нужно на болты переделать дома.

После Зобнино и Павловского упираюсь в развилку: прямо – на Кашин, а плавный поворот направо – на Калязин. Честно говоря, поход уже начал мне надоедать, ничего про Кашин я не знаю, и уже не сильно хочется, для меня этот город не привлекателен. Так что решаю не делать крюк, а сразу ехать на Калязин – он ближе к дому.

Какая-то ерунда началась с едой – топливо стало быстро заканчиваться, организм с каждым днем требовал всё больше как-будто. Поэтому купленные в Твери курага и арахис пришлись кстати. В будущем всегда буду брать их в запас, и класть в подрамную сумку, чтоб можно было доставать без остановки. В смысле, не останавливая велосипед)

Дорога была Кашинской объездной, и вскоре вышла на трассу Кашин-Калязин. Несмотря на то, что трасса шла через лес, меня сдувает встречный ветерок, и темп снижается. Благо, так было недолго – дорога постепенно поворачивает налево, к Калязину, и ветер перестает мне мешать. Мимо проплывает указатель на деревню Пузиково (ха-ха), и через четыре км передо мной встает мост через Волгу! Ого, тут она еще шире, чем в Твери! И такая же, как в Плесе.

-19
-20
-21

Не знаю, может быть этот факт тоже как-то сыграл, но я не чувствовал какого-то интереса у себя к этим местам – всё такое же как у нас, да и в конце концов, я уже почти дома. Только еще не дома, - это и досадно. Поэтому стелле Калязин перед железнодорожным переездом не сильно обрадовался – он для меня стал очередным проездным городом, как это ни печально.

-22

Из достопримечательностей я не знал тут ровным счетом ничего кроме колокольни посреди Волги и гигантского космического телескопа.

Городок при его потенциале депрессивный. Много заросших пустырей и заброшенных зданий. Ну а что ждать от города, у которого затопили старую деловую часть, наиболее важную половину? Вот… Местные власти, к сожалению, за постперестроечный период не развивали ни промышленности, ни туризма, не смотря на богатые водные ресурсы. Теперь уже наверное поздно, люди кто не помер, те разъехались… Доехав до центральной улицы, я не хотел доставать телефон с картой, и решаю обратиться к прохожим с вопросом, а где тут у вас центр. Но делаю ошибку: проходящая мимо пара оказалась подвыпившая, и я мало что понял из их невнятного объяснения кроме того что нужно прямо, потом там спросить. Еле отбился от них.

Достаю телефон и понимаю, что мимо центра я не проеду, даже если постараюсь. На центральной площади на моих глазах собрались вешать Ильича. Зрелище не для слабонервных, и я не стал досматривать.

-23

Чуть дальше по дороге вижу не то дворец, не то школу. А это Калязинский Механический колледж, построенный в самом начале 20-го века. Что самое интересное, это не барские хоромы, отнятые большевиками у дворян для обучения пролетарских детей, а изначально училище. Причем, довольно успешное в своё время.

-24
-25

А на улице Коммунистической стоит новый теремок. Коммунист владеет, видимо.

-26

Итак, я подъезжаю к знаменитому спуску ул.Карла Маркса, слезаю с велосипеда, и с берега наблюдаю её – колокольню затопленного собора Николая Чудотворца.

-27

Все здания собора были снесены перед затоплением. Почему-то колокольню решено было оставить.

Вообще, это место я представлял себе немного по-другому, но что есть, то есть. Видел также много фото колокольни с этого берега, и почему-то на многих присутствовали кошки. Я не стану нарушать традицию – вот:

-28
-29

Глядя на колокольню, кажется, что первый её этаж ушел под землю, что она проваливается. Но это не так. На самом деле, изначально волны плескались прямо по её стенам, вода полностью затопила первый этаж. Из-за чего через какое-то время возникла угроза её обрушения, и было решено укрепить её песком, насыпав остров. Сейчас колокольня, как Пизанская башня, стоит немного не вертикально, но угрозы обрушения как бы и нет больше.

В планах на сегодня осмотр Углича и хотя бы половина пути до Ростова Великого, чтобы уже завтра к вечеру… добраться до дома. А это значит, что нефиг рассиживаться, надо рвать когти в Углич!

Для начала хотелось найти столовку, чтобы нормально, быстро и недорого подкрепиться. Яндекс выдал несколько вариантов, из которых был выбран наиболее достойный по отзывам, но… я бы поставил этому заведению не выше троечки. Не то чтобы я избалован, нет. Просто санузел отсутствует, обстановка оставляет желать лучшего, ассортимент никакой, а цены такие, что хочется спросить, а где собственно котлетка к пюре, и почему морс разлит в стаканчики, а не в кружечки?? На размер пирожка я уже закрываю глаза, - сыт вроде, и ладно.

-30
-31

Да, я не указал адрес сего заведения. Стефана Пухальского,13. Столовая при общежитии Калязинского колледжа. Пристегивать здесь велосипед было рискованно, по правде говоря, но ничего не поделать, есть-то надо! Он дождался меня в целости и сохранности. Когда отстегивал, к столовке подъехал УАЗ-буханка, и водитель поинтересовался, а не я ли с утра ехал по дороге на Кашин. Так точно, отвечаю, я ехал. Он поразился моими планами на сегодня-завтра, уточнил что-то по велосипеду, и они с коллегами пошли обедать.

Я же направляюсь в сторону выезда из города. Проехав мимо территории, которую они назвали Городским парком, поворачиваю направо, на мост через реку Пуду. Каждый раз подсознательно надеюсь на какой-то красивый запоминающийся вид за поворотом, или с моста, но тут решительно не за что зацепиться глазу. Далее моя дорога уходит перед Ж/Д переездом налево, на мост через Жабню (кхе-кхе, названьице). С него открывается вид на фантастический объект – Антенну радиотелескопа Калязинской радиоастрономической обсерватории. К сожалению, мне свою фотографию стыдно выложить, телефон совсем не справился. Приложу фото с Викимапии:

-32

Вообще, я хотел и даже имел в планах посетить радиотелескоп, но… на тот момент интерес к этому объекту почему-то упал. Ну, телескоп и телескоп… Хотелось уже быстрее в Углич.

-33

Через кладбище и поселок Лесная поляна (бывшее лесничество) выбираюсь на трассу и долго-долго топлю по асфальту, иногда всё же останавливаясь. Уже на территории Ярославской области приготовился переодеваться в дождевое – уж слишком угрожающая тучка догоняла меня. Но покапало, да перестало. Возникли непонятки с километражом, потому что указанные на дорожном указателе в Калязине 45км я проехал, а Угличем и не пахло. Получились «лишние» 13 км в итоге. Абидна.

До перекрестка с пунктом весового контроля добрался без приключений, широкая по большей части дорога с наличием твердой обочины позволяла чувствовать себя в относительной безопасности. Направо – дорога на Ростов, куда я сегодня поеду, и так сильно под вечер манило сразу свернуть к нему, оставив Углич на какое-нибудь автопутешествие! Но совесть давила, что я и так принаглел в Калязине, и напомнила, что Мышкиным я вообще пренебрег на своем маршруте! Так что Углич, Иван Александрович, будьте любезны посетить!

Надо так надо, посещу!

-34

Эти последние километры до города дались нелегко, - началась жесть. Дорога сузилась до неприличия, и фуры самым наглым образом притирают. Поначалу пошли всякие промзоны, базы пиломатериалов, склады, бывшие и действующие предприятия. И как-то незаметно начались жилые районы. С этой стороны города в основном частные дома.

Проезжая мимо Богоявленского монастыря, я попадаю прямиком к Угличскому кремлю. Когда-то он был окружен глубоким рвом, но сейчас ров практически зарос, зато каменный мост с булыжной мостовой остался.

-35

Въехав на территорию, меня стопнул охранник и потребовал спешиться, на велосипеде тут нельзя. Ладно, я не возмущен, это действительно памятник культуры и архитектуры, пардоньте.  На самом деле слезаю с удовольствием, - пятая точка за эти дни знатно страдает, и под вечер начинает молить о пощаде.

-36

Спасо-преображенский собор
Спасо-преображенский собор
Отель Волжская ривьера
Отель Волжская ривьера
Палаты удельных князей
Палаты удельных князей
Успенская площадь перед Кремлем
Успенская площадь перед Кремлем

Территория кремля ухожена - везде газоны, указатели, урны. Сами строения отреставрированы. Видно, что Ярославская область поболее Тверской вкладывает в сохранение культурных ценностей (это я сравниваю с Калязиным). Тут я встречаю супружескую пару из Москвы. Имена я давно перестал запоминать. Оба на велосипедах с баулами, экипированы. Едут до Ярославля, оттуда на поезде, если я правильно понял, но у них немного другой формат путешествия в отличие от моего, - с ночевками на съемном жилье и с питанием по большей части в заведениях. Москвичи, чего тут говорить. Пожелали друг другу удачи и разъехались. Захотелось мне отобедать в этом прекрасном месте, и я встаю с краю от кремля, на склоне, где меня не сильно видно злобной охране. Но тут осознаю, что воды нет, а спуститься в этом месте до Волги не представляется возможным, берега отвесные. Да и побрезговал речной городской водой. Можно и в туалете из крана набрать, конечно, но… Ладно, пока терпит.

-41

Проехал немного историческим центром: осматриваю мемориал павшим за Родину, старые дома, и закругляюсь ближе к дому – дело к вечеру идет уже. На ГЭС не поехал уже, и у бывшего часового завода Чайка тоже не побывал, но этого в планах похода и не было, поэтому простительно.

-42

Отобедать завернул в лесок за автозаправкой. На всякий случай, проехал подальше, чтоб с дороги было не видно. Тут идет не зарастающая народная тропа в сторону вокзала, а сам вокзал почему-то построен не в городе, а на отшибе – как-то нелогично. Распаковываюсь и варю супъ из пакета, с картошечкой. Ну и чай само собой, - перед финальным сегодняшним броском нужно подготовиться. Воду таки набрал в туалете у кремля. В этих местах лучше водопроводную кипятить, чем речную – это не чистые озера Валдая всё же.

После еды повалялся полчаса на коврике, даже задремал, - напряжение за время путешествия накапливается, отдых стал требоваться чаще. Разбудили голоса прохожих, которые между собой обсуждали странника и вело-туризм в целом. Эх, чего лежать, ехать надо.

После отдыха опасный разбитый участок до большого перекрестка преодолел практически незаметно, а дальше к Ростову идет уже нормальная дорога.

Деревня пролетает за деревней. Я еду по «новой» дороге, которая огибает поселения. Старая идет через деревни, и я выбираю более быстрый путь. И всё вроде ничего, но солнце начинает садиться к горизонту, становится прохладнее.

Перед Новосёлкой классный спуск в лесу, и такой же серьезный подъем. А внизу у реки-то колотун! Кажется, градусов на пять ниже температура, чем наверху! Надо бы вставать уже где-то, место искать, воду, но по прохладе хочется ехать дальше и дальше, такое под вечер бывает!

В Лехоти наполнил бутыль из одноименной реки. Благо, с моста можно спуститься к воде без проблем. Речка быстрая, холодная, чистая. Когда-то тут был крахмальный завод, но его давно нет.

Давно присматриваю место для ночевки, но чот всё не нравится, - то трава высокая, то дорога грязная… Наконец, напротив деревни Вертлово, на высоком месте замечаю небольшой лесок. И по убранному полю туда можно легко пройти, чем я и пользуюсь. С этой стороны от дороги расположен только один дом, но за рощей мою палатку из окон не видно будет. Зато место открытое, хорошо проветривается, и хоть после дождя земля влажновата, но на открытом месте уже не сильно липнет к обуви. Нашел место, где молодая травка на краю поля чуть гуще и зеленее, и начал строить свой временный дом, как обычно попутно запаривая пакет гречки. Через 20 минут все дела переделал, осталось только сидеть и наслаждаться нехитрым, но горячим ужином и смотреть на закатное небо!

Перед сном как обычно положил велосипед задним колесом к палатке, а переднее закинул внутрь, кухонный пакет - под тент.

Надеюсь, рано утром сюда не приедут трактора! Но не должны. И хоть бы без дождя обошлось, чтоб собраться по сухому! Днем пусть дождь льет, если ему нужно, к вечеру всё равно доеду до дома!

Засыпаю, надеясь, что дикие животные ко мне не придут. За сегодняшний день пройдено около 140км.

День 10

Просыпаюсь по будильнику в 6:30, чтоб поутру добраться до Ростова, и немного его посмотреть. Вроде жив-здоров, никто ночью не приходил и не кусался. И пока даже сухо. По крайней мере, палатка сухая, а это уже радует. Сегодня нужно проехать рекордное количество км - около 180, поэтому долго не торможу, нужно вставать.

Собрался быстро. Правда, снизу к палатке всё же прилипла земля с поля, но это мелочи.

Водица уже вовсю кипит в ковшике, просит овсянки засыпать и отлить на чай. Бросаю палатку, и бегом готовить, ни секунды простоя! Вообще, с утра довольно бодро на улице, стоять тупить как-то не хочется. Вся моя суета проходит в полной тишине: не подает признаков жизни деревня, да и по дороге не ездят машины. Время только седьмой час, конечно, но все равно странно.

Подьем, завтрак, сборы, - выбираюсь на дорогу уже в восьмом часу. Сегодня финальный рывок!

И палатку (надеюсь) собираю в последний раз за этот поход, следующая ночевка будет уже дома, на мягкой постели, ммм!

Но расслабляться рано: впереди еще долгий путь. И я сажусь в седло, первые секунды превозмогая болевые ощущения. Если раньше были «звоночки», то теперь гремит набат. Но что делать – нужно ехать. Небо совсем не обещало солнца, дорога влажная, видимо дождик ночью полил немного. Ноги быстро втянулись в ритм кручения, и темп удается держать выше среднего. Села Борисоглебского достигаю довольно скоро. От дороги оно справа почему-то стоит. Поначалу не понимаю, неужели дорога пройдет мимо него, в объезд? Придется заезжать специально. Но уже перед самим селом она круто поворачивает направо, прямо в центр, отлегло. Моё внимание сразу приковывает к себе пешеходный мост слева от автомобильного, что-то в нем не так:

-43

Ага, так вот оно что! Позже прочитал, что старый деревянный мост, стоявший тут с конца 70-х годов, в 2013-м разрушило небывалым половодьем, и уже в 2015-м при кураторстве депутата Госдумы Валентины Терешковой построили новый модный вантовый мост. На века! На стройку ушло более 20 млн рублей. Но что-то пошло не так, и новый мост обрушился в этом году, не простояв и пяти лет. Виновных до сих пор ищут.

С центральной площади виднеется сердце села – Борисоглебский монастырь, сыгравший важную роль в истории государства Российского: тут принял постриг богатырь Пересвет, получал благословление князь Пожарский перед освобождением Москвы, а также неоднократно бывал Иван Грозный.

-44
-45
-46

Основан он еще в 14-м веке как крепость на подступах к Ростову Великому. Для кого-то посещение этого монастыря уже мечта. Но я не любитель, поэтому еду дальше, сфотографировав на прощание южную часть стены.

До Ростова практически рукой подать, транспорта стало больше – люди едут на работу в райцентр. Проезжаю поворот на Дунилово (жаль, что не Шуйское):

-47

Еще пара деревень, и я упираюсь в закрытый ж/д переезд. Он часто закрыт – поездов на ярославском направлении от Москвы хватает. Терпеливо ожидаю открытия шлагбаума, не то что один из водителей, которого разозлила слишком громкая музыка из соседнего авто, и как два барана стояли друг другу предъявляли «за музло». Как только переезд открылся и я выехал к трассе, то понял, что налево тут не повернуть – отбойник посередине мешает. Еду в сторону Москвы, ищу место разрыва для разворота. Не полезу же я по лестницам на надземный переход! Спустя метров двести разрыв был найден, и улучив момент, пересекаю несколько полос шоссе, рискуя не только жизнью, но и кошельком, - у сотрудников ГИБДД могли возникнуть вопросы ко мне. Не делайте так, в общем.

Путь до центра города занял совсем не много времени, он небольшой. Проехав улице Коммунаров мимо парка, я попадаю прямо к стене Ростовского кремля! Но что это! Центр города практически пуст! Всё закрыто, и никого нет. Уверен, никто из вас не наблюдал такой картины в Ростове:

-48
-49

-50

Городской парк
Городской парк

Так как особых целей в этом городе у меня нет, посетил городской парк и поехал ближе к выезду через магазин, где бахнул йогурта с булкой. На выезде набрал воды в колонке. На удивление нормальной. До поворота на Иваново ехал в оживленном потоке трассы Москва-Ярославль, но после поворота на дорогу районного значения трафик упал практически до нуля. Позже я понял, почему. Но тогда я наслаждался спокойствием. Преодолел множество поворотов местной дороги, огибающей озеро Неро. Ехал и вспоминал, как ехал тут жутко уставший из Москвы на своей первой иномарке в 2015-м. Как четко она проходила эти повороты! Но и сейчас, на велосипеде я тоже не промах! И деревни пролетают мимо с хорошей скоростью.

Всегда удивлялся, кто мечтает тут жить? Ведь почти болото жеж! А живут люди! Может, тут почва удобрена  сапропелем, которого на дне озера очень много? Начали дорогу делать: где срезали, а где уже положили свежий слой асфальта! Работает техника, еду аккуратно.

Уже думать забыл про озеро, давно проехал, но при подъезде уже наверное к д.Лазарцево на плановой остановке на горе оглядываюсь назад – озеро еще видно между деревьев!

УРРАА!! Ивановская область уже!

-52

Как упоминал ранее, машин практически не было, ехать скучновато, темп сбивается. и я вспоминаю про плеер. Первые композиции сразу дают +100 к скорости, и немного отвлекают от монотонности моего передвижения. Но недолго музыка играла, и Sting не успел допеть свою песню, - плеер выключился, и запустить его сердце я уже не смог, как ни старался… Он прожил свою долгую жизнь не зря, похороню его дома с почестями.

Остается ехать в тишине, благо осталось недолго. Еще и пасмурно! Уже чувствовался дом, и пахло им даже как-будто. Но разум подсказывал, что на велосипеде я доберусь до него только к вечеру. Эх.

В Исаевском дорогу для иногороднего транспорта преградили сотрудники ГИБДД – снова что ли область закрыта? Я много пропустил.

При подъезде к Ильинскому-Хованскому решаю не пользоваться объездом, а посмотреть село. Зря я это сделал – там царствовали разруха и запустение. Магазинчик, где мы с велосипедистами в 2012-м покупали банку сока, закрыт, и уже давно. На каком-то участке дороги даже асфальт весь разбит. Бедные люди, как они тут живут… Зашел в заведение под названием Кафетерий в надежде купить пирожок хотя б, но и тут облом – в некогда большом помещении теперь прямо с пола торгуют хозтоварами какие-то временные торговцы…ЖУТЬ!

Так, в размышлениях о невеселом будущем страны я ехал вплоть до моста через Ухтохму. Родная Ухтохма, привет тебе от Волги! Вижу внизу у реки столик с лавочкой, и решаю сделать тут привал и обед, - самое время. Высыпал оставшиеся от вчерашнего обеда полпакета супа, последнюю картофелину, достал последние куски хлеба – не везти же домой. Через час я снова как огурчик, сытый и отдохнувший. Попа, молчать! Терпи!

До Тейкова по моим подсчетам оставалось не так уж и далеко, а там и до Иваново рукой подать. К этому времени тучи расступились, и вышло солнце, - хоть не так печально ехать стало. Но…дорога после Крапивново заметно ухудшилась. Поначалу посчитал, что это такой участок-плывун, но он всё не заканчивался. Затем после небольшого перерыва начался второй такой же участок, и двигаться автомобилям тут можно было только по обочине на минимальной скорости. Так вот почему машин мало было – никто сюда уже не суется! С Москвы едут теперь через Гаврилов-Ям, - там сделали дорогу в этом году. Хоть и дальше выходит, но быстрее. И машина цела остается.

Двигаясь по колдобинам, я все время думал, что вот за тем поворотом уже Тейково покажется. И уже позади поворот на Сахтыш, но Тейкова не было ни за этим поворотом, ни за следующим…Так сильно как сейчас, я не хотел попасть в Тейково наверное никогда ранее.

Наконец, за лесом показываются ДРСУ и АЗС! Ура! Поднимаюсь в горку, и неспешно качусь уже по частному сектору Тейкова. Да, сил моих такая дорога знатно высосала! Остановиться на перекус я решил на лавочке в сквере на Октябрьской улице. Всё что у меня оставалось это полпачки печенья и кефир. Куплены еще в Калязине, уже сутки трясутся в бауле. Кефир пил с опаской, но на вкус как живой. Напротив на лавочке сидел счастливый отец с трехлетним мальчиком. Пацан все это время подходил ко мне и пытался подарить своё печенье. Незнакомый ему дядя действительно был голоден, но не решался принять такой щедрый подарок от доверчивого мальчика. Под конец дядя сдался, и под одобрение молодого папы принял дары, взамен отдавая мальчику печенюху из Калязина. Видя как грязный дядя кушает, папа отвел мальчика со словами «Пойдем маму встретим, дай дяде покушать, он очень устал». Ничего себе, наверное у меня действительно очень страшный вид! Не буду долго пугать местных, поеду-ка домой.

Проезжая мимо Тейковского хлопчато-бумажного комбината, делаю кадр:

-53

Удивительно, при такой кажущейся разрухе предприятие выпускает как сами ткани, так и широкий спектр текстильных изделий!

Сквер напротив комбината
Сквер напротив комбината

Дорога из Тейкова до дома мне более чем знакома. На удивление бодро прохожу три-четыре долгих подъема на пути, и тут начинается грибной дождь – это когда одновременно сверху мочит и греет солнцем. Но вымокнуть не успеваю, он прекращается. Еще раз убеждаюсь, полноразмерные крылья на велосипеде - очень нужное изобретение!

Неужели моё путешествие заканчивается? Смешанные чувства переполняют и разрывают меня! С одной стороны, я соскучился по дому, устал, вымотался и с нетерпением жду момента, когда переступлю родной порог. А с другой – уже привык неспешно путешествовать по новым местам!

Въехав за черту города Иваново, делаю последнее фото на фоне чернеющей тучи, которая точно не пройдет мимо! И ускоряюсь, надеясь успеть до дождя!

-55

По мере приближения к своему дому эти надежды таяли, - туча уж очень быстро покрывала город. Не успел буквально двести метров до подъезда, как дождь пошел стеной!

Вот и всё. Я дома. Меня ждали и радовались встрече.

Это был замечательный, один из самых запомнившихся моих походов и, несомненно, самый длинный по километражу. Всего за 11 дней пройдено 1130км.

Наверное, в конце кроме сухих цифр я должен сказать несколько слов по итогам.

Тем, кто только начинает знакомиться с вело-туризмом могу сказать, что всё в ваших руках, и на самом деле всё не так страшно при наличии основной экипировки и каких-то базовых походных навыков. Не обязательно иметь спортивных категорий и как-то специально готовить свой велосипед для прохождения дистанции. Имею ввиду, устанавливать разные аксессуары, конечно. Техническое его состояние должно быть на высоте.

В конечном итоге, всевозможные ошибки это опыт. По мне, человек с настоящей мечтой и целью в походе имеет гораздо больше шансов на успех, чем профи «с раздутыми щеками», поехавший в поход для галочки или просто за компанию и едущий «на авторитете».

Конечно, лучше не ездить в походы одному, но иногда так случается, и в этом наряду с недостатками есть свой шарм.

Всем дочитавшим спокойной ночи!

P.S. Уже на утро, шлепая непослушными ногами по своей квартире, неожиданно ставшей такой маленькой, я достаю из сумки привезенные артефакты:

-56

-57
-58

В кармашке нахожу плеер и в последний раз желаю убедиться, что его больше нет со мной. Но на дисплее неожиданно появились голубые буквы, и Sting продолжил петь! Плеер-предсказатель жив, а значит, в следующем году походу быть!

Автор:  Иван Зырянов

декабрь 2020г

Иваново